Мелодрама про звезду немого кино, которая во время Гражданской войны оказалась в приморском южном городке, занятом белогвардейцами, и влюбилась в коммуниста-подпольщика.
Мелодрама |
0+ |
Никита Михалков |
27 сентября 1976 |
27 сентября 1976 |
1 час 34 минуты |
На фоне гражданской войны где-то в Крыму продолжают снимать кино - несколько нелепое и, по нынешним временам, комичное, но директор (О. Басилашвили) уверен в том, что салонная драма "Раба любви" всё равно найдёт своего зрителя. Ещё бы, ведь главную роль у него играет известная актриса немого кино Вера Холодная Ольга Вознесенская (Е. Соловей). Она - любимица зрителей, её носят на руках и осыпают цветами с ног до головы. Но под завесой легкомысленности, сентиментальности и некоторой глуповатости, скрывается довольно сильная личность. Ей всего 29, но она "прожила слишком много чужих женских жизней, чтобы её мог обмануть мужчина" и все равно по-прежнему мечтает о той самой, светлой и наивной, любви. Эта любовь и приходит к ней в виде романа с оператором Потоцким (Р. Нахапетов) который является большевиком, тайно снимающим зверства белогвардейцев в Крыму. И Ольге приходится делать самый сложный выбор в её жизни.
На самой же съёмочной площадке в это время царит растерянность и смятение. Все внутренне понимают, что съёмка начинает превращаться в фарс, но тем не менее по прежнему что-то пишут, репетируют и снимают. Уже слышны выстрелы, средь бела дня на улице расстреливают людей, но режиссёр (А. Калягин) кричит "Мотор!" и корабль продолжает идти по волнам. Уже, правда, не своим ходом, а как щепка по течению. И когда и куда её выбросит на берег не знает никто.
Вообще фильм получился очень неоднозначным. С одной стороны его легко можно воспринять как коммунистическую агитку (зная Никиту Сергеевича как беспринципного конъюнктурщика), а с другой стороны, если отбросить всех этих белых и красных, и оставить только сюжет о судьбах людей, выбирающих из двух зол меньшее, то получается отличная драма со множеством смешных моментов (во многом благодаря игре Александра Калягина и Евгения Стеблова).
Отдельно хочется отметить операторскую работу Павла Лебешева - отличные красивые планы, засвеченная плёнка с муаром.
Единственное что покоробило, это нарезка из документальной хроники про зверства белогвардейцев, более смахивающих на голодомор, да наличие асфальта с бетонными столбами на дорогах.
В общем можно как угодно относиться к Михалкову, но смотреть его фильмы интересно. Особенно те, где он сам второ-,трете, четверо-степенен.
Узнала про этот фильм впервые только тогда, когда посмотрела экзамен по актёрскому мастерству 1 курса Школы-студии МХАТ. Студентами был разыгран один эпизод из фильма, который и пробудил у меня интерес к самой картине Михалкова.
Елена Соловей в этом фильме, так же как и в "Вам и не снилось", играет глубоко несчастную женщину. Актриса немого кино Ольга Вознесенская (прототипом которой была Вера Холодная) разочаровалась в своей профессии, ей кажется, что такое салонное кино, в котором она снимается, никому уже не нужно, себя она считает лишней, свою профессию - невостребованной. Но она популярна, купается в лучах славы, и её саму в буквальном смысле носят на руках! А надо ли ей это - вот в чём вопрос. Она ужасается всему происходящему в стране: Гражданской войне, противостоянием белых и красных, глобальному политическому перевороту. Смотрит кадры казней на секретной плёнке Потоцкого, восхищаясь тем, что он занимается делом, за которое могут убить. В конце концов, так и происходит. А в финале вагон без машиниста увозит её вдаль, в туман, в забытье и неизвестность... Удивительно, но ведь сама актриса Елена Соловей из нашей страны тоже уехала в тяжёлый период. "Раба любви" может показаться очень политизированным и идеологическим фильмом, но в этом его суть, и, наверное, она даже сильнее любовной линии. Но каждый кадр с Соловей - это шедевр! Такая хрупкая, ранимая и бесконечно прекрасная женщина...
Крайне отвратная, выдуманная и неестественная актерская игра, кошмарная лексика, ужасные интонации - все это в этом фильме и все это театральщина, н астоящая опухоль советского кинематографа. Михалков прогадал со своими представлениями о людях. Люди так не говорят, не ведут себя и не реагируют. Плохой советский кинематограф в своем воплощении.