Урга — территория любви















Драма Никиты Михалкова. Гран-при Венецианского кинофестиваля 1991 года.
Почти анекдотическая история про любящих супругов, которым по монгольским законам больше трех детей иметь нельзя, а любовью заниматься не возбраняется. Чтобы решить проблему, жена посылает своего любвеобильного мужа в город за презервативами, но тот возвращается с телевизором, велосипедом, ковбойской шляпой и втыкает перед женой в землю шест с ургой — как символ желания. Главный приз Венецианского кинофестиваля 1991 года.
Актеры
Байярту, Бадема, Владимир Гостюхин,Как для индейцев было пагубно тлетворное влияние Запада, так и для нежных детей степей пагубны город, телевизор и крайне травматичны для психики презервативы. Китано снял «Кикуджиро» в 1999-м году, Михалков «Ургу» - в 1991-м. Неужели Китано смотрел этот фильм, перед тем как снимать про японского дитя, которого «странный дядя» должен доставить к маме (у Михалкова добрый монгол должен купить в городе презервативы). И как занятно, что в том и другом фильме дети с одинаковым разрезом глаз с открытыми глазами рассматривают спины дядей, расписанные татуировками – у Михалкова это спина русского, испещренная нотами, у Китано – это спина якудзы, испещренная жуткими драконовыми татуировками. Трогательный и красивый фильм…
Как и бывает у Михалкова, смысл фильма в преданности своей родине и своим обычаям, нарушение которых выставит тебя дураком не только перед людьми, но - прежде всего- перед самим собой. Никакого action movie нет в Урге - в отличие от других работ режиссёра: наблюдение и наблюдение за героями картины, их неторопливой разумной жизнью в степи(приводящей иногда в шок русского гостя-Гостюхина), уважение к обычаям любого народа и горечь горькая от того, что СВОИ обычаи Сергей - герой Гостюхина - оставил в России. Только и удаётся ему на чужбине, что пить без удержу да петь так же отчаянно для тех, кто и не понимает, о чём он поёт................
Кстати, к Гомбо в трудный момент поиска истины пришёл Чингиз-хан и быстренько образумил сына Монголии, а Сергею, кроме как к вальсу "На сопках Маньчжурии" и обратится-то не к кому. И хотелось бы от русского героя услышать хотя бы напоследок "Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...", да ведь вместо креста у него - татуировки.
На мой взгляд, фильм чуток затянут во второй половине, но финал - как по американским нотам: наши (то есть ИХ) победили.