Героический комдив Котов (Никита Михалков), друг Сталина, счастливо живет за городом с домочадцами, как вдруг на пороге возникает его старый знакомый Митя (Олег Меньшиков), теперь работающий в НКВД. Жанр, в котором Михалкову не было равных, — трагикомедия из дачной жизни — ловко перенесен в реалии уже советского дворянства.
Драма |
14+ |
Никита Михалков |
1 мая 1994 |
1 мая 1994 |
2 часа 31 минута |
«Ретродрама Никиты Михалкова закрывает тему 30-х годов в советской истории, предлагая ощутить атмосферу «долгого счастливого дня девочки, в конце которого уводят навсегда ее отца».
На самом деле, фильм нужно смотреть только из-за танкиста Коли в исполнении Евгения Миронова, который на пятой минуте фильма делает такое на экране, что Олег Меньшиков не смог сделать за весь фильм. Быть искренним.
Если мне не изменяет память, то «Утомленные солнцем» это последний из советско-российских фильмов удостоенный Оскара и, пожалуй, первый, на мой скромный взгляд, кто был снят именно под эту премию и под другие мировые призы. Сразу скажу, что фильм мне очень нравится, я считаю его вершиной в творчестве Михалкова. Стоило остановиться на этом, но…увы. Однако поговорим сейчас именно об «Утомленные солнцем».
Так почему у меня ощущение, что данную ленту снимали с прицелом на россыпь призов, причем западных? Очень просто. Михалков, кроме всего того, что он является талантливым режиссером и неплохим актером ещё и очень хитрый и находчивый. Не будь он таким, я бы удивилась. Что я имею ввиду. Как заинтересовать западного зрителя, как вышибить из него слезу, как заставить признать свое творение, снятое, причем, на тему далекую от европейского и американского зрителя? Нужно сделать следующее.
1. Снять фильм, обличающий «жуткий тоталитарный строй и чудовищную атмосферу сталинской эпохи» — за рубежом это обожают. Причем строй этот желательно показать в максимально карикатурном виде…но при этом не перегибать палку реальности.
2. Снять фильм в понятном западному зрителю ключе. Вряд ли, сними Михалков продразверстки, Днепрогэс, коллективизацию, колхозы и коммуналки, на западе бы разобрались, что к чему. Для этого есть хитрый и действенный ход. Показать крушение великой империи на примере интеллигенции. Творческой, научной, неважно какой. Интеллигенция, что у нас, что в Африке одна и та же. Практически в каждой творческой семье есть жена-вдова, парочка выживающих из ума тетушек-бабушек, вечно бормочущий о высоком похотливый дедушка, юное поколение — восторженное, но со шрамами в душе и на теле от изменившейся жизни, а также куча непонятно откуда берущихся людей, имеющих с данной семьей давние и не очень связи. А если в этот коктейль ввести знаковое лицо из «новой жизни», эдакий айсберг — большой, мощный, разрубающий и ставящий все с ног на голову, но искренне верящий в торжество справедливости — то цены нет такой находке.
3. Ну и последнее — актерский состав. Надо взять выдающихся актеров, сказать им, что главное в фильме постоянно что-то бормотать, ходить туда-сюда, делать умильно-удивленные лица, короче быть фоном, но гениальным фоном, на котором и разворачиваются основные трагичные события. Их воплощают в жизнь тоже не последние актеры, причем надо сказать, воплощают блестяще.
Получается, что если соблюсти все эти условия, то можно рассчитывать на признание не только внутри родной страны, но и за её пределами, что для Никиты Сергеевича, думаю, было очень желанным.
Конечно, Михалков был бы не Михалков, не отведи он себе в картине роль знаковую, вроде даже вызывающую сочувствие у зрителей, особенно мировых. Ну как же, такой убежденный человек, сражающийся за идеалы мировой справедливости, не жалеющий себя и готовый прийти на помощь по первому зову, даже вопреки установленным порядкам и так жестоко обманутый носителями этих самых идеалов. Сыграно восхитительно, нет никаких претензий. Достойно так, по барски, но восхитительно.
Меньшиков! Ну, тут просто одно восхищение. Помню, как-то корреспондент задал ему вопрос, были ли пробы? На что Олег ответил удивленно, мол, какие пробы, сценарий под меня писался. И это правда, это видно. Актер в фильме, как рыба в воде. Лишь ещё роль Костика из «Покровских ворот» также села на него как влитая. Меньшиков гениален в этой картине, даже его недоброжелатели признают это. Он искрометен, весел, зажигателен, привлекателен и невероятно трагичен и несчастен, а его реакция на баннер (как бы сказали сейчас) Сталина — это просто сногсшибательно!
Дапкунайте — актриса отличная, с трагичностью и смешинкой одновременно. Её прибалтийская натура прекрасно пришлась под чуть восторженно-истерично-флегматичный характер героини.
Вот это трио и рассказало нам историю одного дня из жизни семейства комдива Котова, ухитрившись втиснуть в эти рамки трагедию России, надежду России, трагедию людей, надежду людей, которая смотрится на одном дыхании, не отпуская от себя ни на миг. За что и получила заслуженные награды и почитание зрителей.
Плохо одно, отсутствие меры у режиссера. Стоило остановиться на этом фильме, потому что финал его получился правдивым и реалистичным, без внезапностей и недоразумений. И сейчас, когда уже известно продолжение этой истории, просмотр омрачается. Мой совет — смотреть эту ленту, как законченное произведение, в конце которого жирная точка, а не запятая, многоточие или тире. В таком случае получите истинное удовольствие от просмотра.
Вот возникло странное желание заняться в очередной раз тем, что может делать-то и не стоит. Про «Утомленные солнцем — 2» я категорически писать отказываюсь, а, пересмотрев первую часть (которая, конечно же, и должна была остаться единственной), буду писать про нее.
Вообще, конечно, при всей пафосности фигуры Никиты не только в нашем кино, но и в нашей стране, надо отдать ему должное в том, что он умеет делать хорошо: снимать кино и в нем сниматься. И можно бесконечно ругать его за совершенно неподражаемые интонации, за нытье и барский лепет, но всё это не совсем правильно, потому что плеяда критиков обычно не в состоянии Михалкова-актера отделить от Никиты Сергеевича в жизни. Понятно, что Никита не сильно напрягается в фильмах, играя всё больше самого себя, нежели искусственного персонажа из сценария, но от этого уровень именно что актерского мастерства подвергать сомнению глупо. Такая же ситуация у Михалкова и с режиссурой, которую в чистом виде воспринимает мало людей, предпочитая экстраполировать каждый фильм Никиты на его риторику в рамках СК или очередной программы с очередным познером. Т. е. уйди сейчас Никита в подполье, как Хржановский-мл., и вполне мог бы стать местным Херцогом или Копполой.
Первые «Утомленные» — фильм во всех отношениях правильный, выверенный до последнего кадра и звука. С одной стороны, это абсолютно фестивальная история с таким количеством артхаусных (как я ненавижу это слово, простите) киноприемов, что порой прям гордость разбирает за страну. Там же первые два часа фильма — это абсолютно европейский киноформат, антиутопия на стыке с сюром — все эти люди в противогазах, канканы в тихий час и эффекты шаровой молнии. Перед глазами проносятся какие-то сумасшедшие люди — Тихонов с усами, Ильин с сеточкой для укладки, а появление Меньшикова в доме все помнят? — и создается ощущение, что у фильма нет начала и конца. Жаркое солнце припекает голову зрителю настолько, что с трудом вспоминаешь, что Митя — засланный казачок, и что в самом начале он живет в квартире на набережной Кремля. И только минут за двадцать до финала режиссер сгребает мозолистой рукой всех в кучу и давит до тех пор, пока на глазах не заблестят никакие не глицериновые, а самые настоящие слезы. При этом, ты понимаешь, что вот именно сейчас тобой манипулируют, чувствуешь над ухом легкое шевеление усов и голос: «Вот теперь плачь».
В области идейности изобретений тут нет: фабула об ужасах тоталитарного государства тут звучит простым аккордом ля-минор, который только усиливается Котовым, который единственный во всей компании в это самое государство верит. Но главное в фильме вовсе не это. У Михалкова получилось сделать кино, однозначно воспринимаемое Россией, Европой и Америкой. И награды Каннского фестиваля (большой приз жюри) и Оскар (лучший фильм на иностранном языке) — это только следствие этого. Причина тут в другом: на стыке русской скорби (которая может быть передана разве что как «У-у-у-у-у-у…» в эпизоде прощания комдива с Надей), нашего исторического сознания 30-х годов, либерального порицания авторитарной власти и превозношения христианских ценностей — семья, дом, долг и честь — у режиссера рождается самый, пожалуй, важный элемент в любом искусстве — УКК — универсальный культурный код.
Я уже написала о "Я шагаю по Москве". Дальше будет лучше. У него внезапно выпускается фильм "Утомлённые о солнцем". За это кино Михалков, режиссёр и актёр этого фильма, получил Оскара. По сравнению с работой о легкомысленной жизни москвичей, это просто шедевр о белых и красных более ранних лет прошлого теперь уже века. Затем последовало продолжение - "Предстояние" и "Цитадель". Там про войну. Воспевание наших отважных и бравых мужчин-воинов. Низкий им поклон.
Один из его последних шедевров - "Сибирский цирюльник", где блистает Олег Меньшиков, постоянный герой фильмов Никиты Сергеевича.
Хотелось бы добавить, в этом фильме герой Михалкова играет генерала. В"Сибирском цирюльнике" он так вообще царь! А ведь когда-то был простым метростроевцем. :)
Хороший, но грустный фильм. Точнее самый печальный оказался конец фильма. В начале фильма и не подумаешь, что Митя может оказаться таким же стоким. Картина показывает нам Сталинский режим. Замечательно играла дочка Никиты Михалкова. Время в фильме - это довоенные годы. Котов, который очень хорошо знаком со Сталиным, отдыхает с семьёй на даче. Как вдруг приезжает Митя, который раньше любил нынешнюю жену Сергея Котова. И вокруг этого происходят дальнейшии события. Советую смотреть всем.