Киноафиша Москвы

Фильм «Шугарлендский экспресс»

The Sugarland Express (1974, США)
5.4
оценить
Кино: «Шугарлендский экспресс»
Кино: «Шугарлендский экспресс»

Центр подготовки заключенных к освобождению в Техасе. К одному из заключенных Кловису Майклу Поплину приезжает на свидание жена Лу Джин с ошеломляющим известием: ее лишили родительских прав, а их новорожденного ребенка отдали чужим людям для усыновления. Вне себя от горя она уговаривает мужа совершить побег, чтобы вернуть сына. Вслед за беглецами устремляется отряд полицейских.

Режиссер фильма «Шугарлендский экспресс»

71 год Фильмов: 40
Постер Челюсти
7.0

Челюсти 1975

Постер Мюнхен
6.0

Мюнхен 2005

Постер Дуэль
5.8

Дуэль 1971

Постер 1941
4.4

1941 1979

Постер Амистад
4.2

Амистад 1997

Отзывы пользователей о фильме «Шугарлендский экспресс»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
5

Первый игровой полнометражный фильм в будущем великого американского режиссера, который на тот момент проходил больше по категории молодых, да талантливых, которые в той или иной степени кучковались в тусовке, которую позже назовут «Новым Голливудом», и этот фильм – лучшее тому доказательство. Девушка по имени Лу (Горди Хоун) прибывает в техасскую тюрьму, где находится ее муж Кловис (Уильям Атентон). Она рассказывает супругу, что их сына у нее отняли и собираются отдать в другую семью, поэтому ему нужно бежать и отправиться с ней из Шугерланда к тому месту, где находится их ребенок. Кловис, не особо долго сопротивляясь, убегает с женой, что оказывается не так и сложно. По пути они берут в заложники молодого полицейского (Бен Джонсон), в результате размер погони за машиной увеличивается до максимума. Тем временем в прессе разгорается целая кампания – преследуемая по всей стране парочка, оказывается, вызывает симпатии у простого американского населения – ведь, по сути, они ничего особо кровавого не совершили, они просто хотят вернуть своего ребенка. Постепенно, приближаясь к напряженной развязке, проникается симпатией к своим невольным попутчикам, и заложник.

Эту историю, кстати, Спилберг взял из газеты, и подобные обстоятельства действительно имели место быть и закончились именно так, как повествуют финальные титры фильма. Так или иначе, на первый взгляд фильм во многом кажется довольно нехарактерным для Спилберга. По крайней мере, в том его проявлении, каким мы его знаем, хотя, если присмотреться внимательней, то и тут можно увидеть узнаваемые элементы его творчества. К примеру, практически все его фильмы, в той или иной степени, рассказывают о том, что взрослые – это обычные дети, которые просто вынуждены в силу определенных обстоятельств вести себя как взрослые. В ранних фильмах эта тема как раз и звучит наиболее четко и внятно, особенно в ленте «Близкие контакты третьей степени», хотя и тут несколько инфантильное поведение супругов заставляет видеть в них скорее заигравшихся детишек, чем вероломных и хитрых преступников.

Прослеживается и общее либеральное настроение, характерное для многих представителей поколения Спилберга, которое позволило увидеть в преступниках людей с какими-то такими характеристиками, что позволяет зрителю им симпатизировать, что до «Нового Голливуда» было практически нонсенсом, если не считать фильмы нуар, которые работали, впрочем, совсем на другом топливе. Опять же, полицейские и вообще, силовые структуры, поданы как главная противостоящая сила, что будет вновь проявлено и в «Близких контактах». И, конечно, тема семьи, необоримая сила восстановления нарушенного единства и целостности семьи, в данном случае и вовсе является самым главным мотивом картины и ее движущей силой.

Тот факт, что фильм является, наверное, самым «реалистичным» фильмом в творчестве Спилберга, видимо стал причиной того, что и снимает он тут пользуясь приемами, характерными скорее для документального кино. При помощи длиннофокусных объективов режиссер как бы дистанцируется от места событий и в некотором смысле подсматривает за ними. В машине же сцены сняты при помощи ручной камеры, что позволяет замечательно передать как пресловутый эффект присутствия в сцене, так и общую хаотичность многих сцен, когда камера начинает летать по пространству вместе с героями, за которыми наблюдает. Причем подобные приемы не очень характерны для почерка Спилберга и десятилетиями он больше не будет снимать ручной камерой вообще (практически до «Спасения рядового Райана», где вновь потребуется передать примерно схожие ощущения близости к событиям).

Но больше всего бросается в глаза уже сейчас – это стремление к размаху. Казалось бы, интимная, небольшая история с чуть ли не камерным наполнением – многие режиссеры вообще снимали бы большую часть сцен в машине с небольшими склейками и вклейками, необходимыми для ориентации по географическому и событийному контексту. Однако Спилберг считает, что тут есть место для гигантомании, устраивает погоню за бедными беглецами из сотен полицейских машин, от души гробит даже несколько из них, хотя обстоятельства того но особо требуют. А уж как он снимает техасские просторы – это и вовсе достойно отдельного упоминания. Глядя этот фильм, иными словами, понимаешь, кто будет снимать и «Индиану Джонс», и «Близкие контакты третьей степени» и «Спасение рядового Райана».

Важную часть в общей атмосфере картины сыграла и музыка, которую написал Джон Уильямс, что стало первым шагом в их долгой совместной истории. Причем, что интересно, Спилберг ожидал от Уильямса именно то, что тот будет делать в его следующих фильмах – громадные, эпические темы, которые смогут заполнять масштабное экранное пространство, однако тот сделал несколько более тонкое и даже какое-то семейное – тему с гармоникой и утонченными американскими мелодиями, что, безусловно, пошло фильму только на пользу. Хотя, впрочем, тут еще как сказать. Признать, что фильм удался до конца нельзя. Да, он достаточно тонкий, проникновенный, трогательный, наивный, милый. Да, он аккуратно поставлен, крепко сложен и знает свое дело. Но чего-то в нем действительно не хватает. Сложно сказать, послужило ли это фактом того, что в прокате картина прошла довольно ровно, без неожиданностей, а может просто зритель был не готов к такого рода фильмам (чуть позже тема эта станет довольно популярной). Но одно ясно точно – в американское кино пришел очень уверенно стоящий на ногах, знающий и любящий свое дело режиссер, которого пока еще можно было назвать автором.

0

Галерея