Фильм

Фильм Ноктюрн

Nocturne (1980, Дания), IMDb: 5.5

6.5
5.5
Предоставлено пользователем: Milena Brents
1/2
СтранаДания
Продолжительность8 минут
Дата выхода1 января 1980

Актеры

Датский режиссер, один из самых авторитетных (и радикальных) кинопостановщиков в мире: в ранних короткометражках вообще откусывал головы голубям. Прославился не только своими фильмами, но и провокационными высказываниями и эпатажными выходками. Но каким бы отъявленным трикстером и мастером эпатажа ни был фон Триер, он понимает про кино одну важную вещь: это не сложившееся, а все еще развивающееся искусство — и Ларс, как никто другой, занят раздвиганием границ экрана. Когда-то в его фильмах — например, в E-трилогии, рассказывающей про гибель европейской цивилизации («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа»), — форма опережала содержание, поэтому Тарковский, под влиянием которого был сделан «Элемент преступления», назвал фильм барахлом, но уже начиная с трилогии «Золотое сердце» про женщин-мучениц («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте») форма пришла в надлежащее сочетание с содержанием, в то время как сам Триер мимоходом создавал и выбрасывал за ненадобностью целые кинематографические течения наподобие Dogme 95. Поздний период творчества режиссера — это незавершенная трилогия «США — страна возможностей» («Догвиль», «Мандерлай», так и не снятый «Васингтон») и «Трилогия депрессии» («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»). Впрочем, были у фон Триера и сольные фильмы: дипломная работа «Картины освобождения» про эсэсовца, телевизионная «Медея» по предсмертному сценарию Карла Теодора Дрейера, кризисная, но славная офисная комедия «Самый главный босс», а также снятый под впечатлением от «Твин Пикса» сериал «Королевство», «торжество всеобъемлющей чуши», которое становилось от серии к серии только безумнее и так и не было завершено.
5

Самая первая из общедоступных работ самого известного современного датского режиссера. Во всех биографиях и развернутых статьях, посвященных его творчеству, можно встретить упоминание о целой куче его ранних картин (в основном короткого метра), но увидеть их - занятие нынче невозможное, так как даже сам мэтр признает, что то были вполне убогие поделки, за которые ему порой стыдно, или просто он не хотел бы, чтобы зрители пытались их судить. А вот с "Ноктюрном" история исключительно другая. Ставшая по сути его ученической работой, которую Триер, тогда еще без самодовольной и вероломно добавленной приставки "фон", создал в киношколе, во многом и определила его творческий почерк, его пристрастия, его формат и акцент его киноязыка. По крайней мере все то, с чего он начал тут, во многом распространяется на первый этап его режиссерского пути.
Сама по себе девятиминутная история в плане рассказа не представляет ничего особо экстраординарного. Диалог женщины, страдающей от того, что она не может смотреть на свет из-за проблем с глазами, и мужчины. Диалог, впрочем, так же сюррелистичен и полон образов, как и видеоряд, его сопровождающий, что дает в совокупности нечто похожее скорее на болезненный предрассветный сон, полный контрастов и странных визуальных решений, подчиненных бесконечной любви фон Триера к своему главному заочному учителю - Андрею Тарковскому.
Завершается эта непродолжительная зарисовка развернутой панорамой летящей в небе стаи птиц, своеобразной рифмой образу выходящей из дома фигуры с чемоданом, звучащей в духе "Чего ж я не птица, чего ж не летаю". Летать фон Триер с тех пор так и не научился, хотя пытался и в "Картинах освобождения" и, тем более, в "Эпидемии", но снимать кино у него точно стало получаться лучше.

13 апреля 2010
9Ноктюрн / Nocturne


Ларс фон Триер / 1980 / 08’00’’

Женщина + боязнь дневного света + таинственный телефонный звонок + стая птиц = первый фильм Ларса фон Триера.

18 января 2010
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: новые «Убийства в одном здании», финал четвертого сезона «Очень странных дел»
Онлайн-премьеры недели: новые «Убийства в одном здании», финал четвертого сезона «Очень странных дел»
Онлайн-премьеры недели: новые «Убийства в одном здании», финал четвертого сезона «Очень странных дел»
18 комедийных детективов
18
комедийных детективов
18 комедийных детективов
Кишки наружу: рецензия на по-настоящему «Ужасное кино» с Beat Film Festival 2022
Кишки наружу: рецензия на по-настоящему «Ужасное кино» с Beat Film Festival 2022
Кишки наружу: рецензия на по-настоящему «Ужасное кино» с Beat Film Festival 2022
Что еще смотреть вместе с «Неоновым демоном»
Что еще смотреть вместе с «Неоновым демоном»
Что еще смотреть вместе с «Неоновым демоном»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость