Кити-вертихвостка
Keetje Tippel, Нидерланды, 1975

Еще одна (после «Турецких наслаждений») совместная работа Моник ван де Вен и Рутгера Хауэра, на сей раз экранизация автобиографического романа пролетарской писательницы (в прошлом — профурсетки) Нел Дофф. Пожалуй, это самый профеминистский фильм Пола Верхувена голландского периода: если его припудрить, отремастерить и выпустить сейчас, все подумают, что его сняла феминистка в эпоху #MeToo. В центре повествования — семья девушки Китти (Моник ван де Вен) в составе отца, матери, сестер и братьев, которая в конце XIX века перебирается из провинции в Амстердам в поисках лучшей доли, но поскольку Нидерланды на фоне индустриальной революции изрядно экономически потряхивает, сестре Китти приходится идти на панель, а потом уже и самой девушке. Во время одного из ночных променадов она знакомится с художником, который нанимает ее в качестве модели, а затем и с его респектабельными друзьями: Андре (Эдди Брагман) и Хуго (Рутгер Хауэр). С последним у Китти завязываются романтические отношения — и она становится его содержанкой. В этой костюмированной драме можно найти как отголоски «Пигмалиона», так и плутовского романа (с «Барри Линдоном» ее особенно роднит издевательская интонация), а еще сатирическое изобличение нравов тогдашних Нидерландов, препарирование социальных язв: главную героиню постоянно унижают, сексуально домогаются, насилуют. Но безусловное величие Верхувена в том, что его фильмы не социально значимое кино с обличительным пафосом, а тонко сыгранное и срежиссированое искусство: голландец всегда оставляет место для иронии — и даже в кромешной тьме способен увидеть свет (особенно в тот момент, когда доведенная до ручки главная героиня уже готова идти на революционные баррикады).
Самые ожидаемые события
Великолепный фильм Верховена с не менее великолепной Моник ван дер Вен, после которого понимаешь, что Верховен американского периода (несмотря на мой любимый звездный десант и тд.) уступает Верховену-голландцу в плане витальности, жесткости, и даже режиссерских придумок. Не говоря уж об эмоциях - раннему Верховену хочется сопереживать, он живой и настоящий, пусть со своими тараканами. Перевод фильма не имеет ничего общего с содержанием. Великий фильм великого голландского режиссера.