Полулюбительский полный метр Кроненберга — черно-белая фантастика про опыты над телепатами. Есть закадровый голос рассказчика, но у самого режиссера еще мало мастерства: очень ученическая, студенческая работа, даром что действие происходит в каком-то закрытом университете.
Минималистичный фильм-близнец «Стерео» (правда, уже цветной!). Смертельная болезнь уничтожила всех женщин, мужчины сходят с ума, а протагонист ищет своего пропавшего учителя. Как и в «Преступлениях будущего» (2022), есть персонаж, отращивающий себе внутренние органы.
Первый настоящий боди-хоррор Кроненберга — про передающуюся половым путем эпидемию в баллардовской многоэтажке. Генетические паразиты, сексуально одержимые зомби, массовая истерия — эротический кошмар, который даст фору экранизации «Высотки» Бена Уитли.
У попавшей в автокатастрофу девушки после операции вырастает жало в подмышке — и она превращается в кровососущее существо. Анатомия пандемии, рас крашенная в самые ядовитые цвета (лучше — только «Заражение» Содерберга). В главной роли снялась порноактриса.
Самый фемофобский фильм Кроненберга, который он снял во время развода с первой женой Маргарет Хиндсон, когда они никак не могли поделить опеку над их общей дочерью Кассандрой. Кроваво-красный биохоррор — страшнее любого «Крамер против Крамера» и «Брачной истории».
Самая нетипичная картина Кроненберга — спортивная драма про гонщиков (кажется, в фильмографии любого большого режиссера должна быть нехарактерная для него лента про лихачей). На этом фильме великий канадец научился работать на студийном производстве.
Страшилка про братьев-телепатов, умеющих взрывать головы одной силой взгляда. В отличие от простоватых сиквелов Кристиана Дюге фильм Кроненберга больше, чем жанровое упражнение, которое шокирует зрителей. Это еще и философское размышление, сумеречная зона.
Во многом пророческий боди-хоррор про новые технологии и старую плоть. Телепродюсер узнает о существовании передачи «Видеодром», которая буквально всасывает его в экран. В животе у главного героя появляется отверстие, похожее на вагину, а в голове — экзистенциальная дыра.
Экранизация романа Стивена Кинга про школьного учителя, который после автоаварии стал видеть будущее, и оно ему не понравилось. Коммерческий проект, но с легко узнаваемым кроненберговским почерком. Один из немногих фильмов режиссера, саундтрек к которому написал не Говард Шор.
Самый народный фильм Кроненберга — душераздирающая мелодрама про влюбившегося ученого, который хотел изобрести телепорт, а вместо этого мутировал в муху. Единственный ремейк в фильмографии режиссера, по которому он потом еще поставил оперу: какие страсти!
Гинекологический хоррор про двух врачей-близнецов, между которыми легла актриса с тремя матками. Кроненберг на пике режиссерской формы, а исполнивший сразу две роли Джереми Айронс — актерской. Недавно вышел сериальный ремейк, но он уступает оригиналу. Как и ремейк «Бешеной».
Психоделическая экранизация прозы и жизни писателя Уильяма С.Берроуза — одного из любимых авторов Кроненберга (другой — Джеймс Баллард; см. «Автокатастрофу»). Самому Берроузу фильм понравился. Хотя, возможно, это был не Берроуз, а кто-то, одетый в его плоть;)
Снятая по пьесе Дэвида Генри Хвана умная деконструкция оперы «Мадам Баттерфляй» про дипломата, который думал, что влюбился в китайскую оперную певицу, а оказалось, что в идеальную проекцию мужских представлений о женщине. В роли певицы — фантастический Джон Лоун.
Возможно, лучший фильм Кроненберга — удостоенный Особого приза жюри Каннского кинофестиваля 1996 года эротический технотриллер по роману Джеймса Балларда про людей, который заводятся от вида бьющихся автомобилей и травмированных тел. Плоть соблазняет металл.
Последний боди-хоррор Кроненберга в минувшем веке и тысячелетии — крышесносная (с пистолетом, собранным из хрящей!) история про виртуальную реальность, которая вышла одновременно с «Матрицей» и «Тринадцатым этажом». В 1999 году симулякры просто витали в воздухе.
Самый, пожалуй, фрейдистский фильм Кроненберга — даже более фрейдистский, чем «Опасный метод» про Фрейда и Юнга. Печальная и запутанная (из этих сетей так просто не выберешься!) психодрама про травмированного человека-паука с эдиповым комплексом.
У добропорядочного семьянина после стычки в закусочной внезапно просыпаются навыки киллера. В новом тысячелетии Кроненберг нашел себе новую музу (Вигго Мортенсена) и видоизменил свой стиль. Последний фильм, который вышел на VHS, — последний фильм аналогового мира.
От американской оргпреступности к российской: наколки с купола ми на спине и со звездами на коленях. «В питерских „Крестах“ меня звали Пень. За упрямство». Если в «Оправданной жестокости» Кроненберг иронизировал над американскими гангстерами, то в отношении russkiy mafii он предельно, чертовски серьезен. Впрочем, все равно не обошлось без «клюквы», а всем запомнилась исключительно драка в бане (спору нет, эпичная!).