Сканеры










На Земле, как показывает нам кинематограф, живет очень много самых странных людей. Например, так называемые «сканнеры» - люди, способные на различные воздействия с физическим миром посредством психологической или телепатической способности собственного мозга. Вряд ли это можно назвать даром – сканнеры не могу ужиться с миром обычных людей. Так происходит и с Камероном Вэйлом (Стивен Лек), который, несмотря на свою молодость и одаренность, вынужден вести образ жизни бездомного, пока его не обнаруживают представители организации «КонСек», занимающейся именно такими людьми и такими задачами. Но у организации есть непримиримый враг – мощный и злой сканнер Дэррил Рэвок (Майкл Айронсайд), делающий все возможное и, в силу его способностей, невозможное, чтобы помешать «КонСек» и до основания ее разрушить – на это у него есть свои причины и осудить его сложно. Однако он встал на путь зла и жестокости, а значит его нужно остановить. Единственным героем, кто может это сделать, оказывается, открывающий в себе все новые и новые уровни таланта сканнера, Камерон Вэйл.
По сути «Сканнеры» стали более внятной и четкой реализацией тех самых идей, которые были импульсом для создания самых первых фильмов Кроненберга в еще студенческие годы. Даже здание научно-исследовательского института ну очень напоминает здание из «Стерео». Да и в целом, по тематике, когда режиссер был увлечен скорее внутренними сверх-способностями, чем переосмыслением сексуальных догм и даже трансформацией человеческого тела, «Сканнеры» тяготеет именно к заре творчества автора.
Хотя, конечно, телепатия в этом фильме не является исключительно парапсихологическим феноменом. По крайней мере режиссер устами одного из своих главных героев говорит о том, что телепатия – это «не чтение мыслей, это уникальная связь между синапсами мозга без физически непосредственного контакта», то есть общая тенденция оценки тела, как объекта для сверхъестественных проявлений того или иного рода, и влияние их на социальную жизнь как в микро, так и в макро формате – кризис общения трансмутировавшего субъекта с обществом и с близким человеком является не только неотъемлемым моментом практически всех фильмов режиссера, но и основным драматургическим полем, в котором и разворачиваются основные сюжетные линии, чем явно отличаются от бюджетно и тематически сходных картин менее глубоких, проницательных и увлеченных режиссеров фильмов категории «B».
Более того, чуть позже в ход идет Эфемерол – таинственное лекарство, способное порождать сканнеров в утробе беременных женщин (нечто схожее уже было в «Выводке»), а затем мозговая активность и вовсе приравнивается к компьютерной сети, что окончательно сводит все к химии, физике и кибернетике, а процесс телепатии – это довольно болезненная процедура, причем с вполне выразительными телесными проявлениями, схожими скорее физическим насилием и даже изнасилованием. Довольно схожую, кстати, эмоционально-физиологическую окраску будет нести и процесс предвидения в другом фильме Кроненберга – «Мертвая зона», хотя, конечно, без таких явных негативных последствий для сканнера.
Фильм оказался одним из самых финансово успешных в фильмографии режиссера. Спасибо крутым спецэффектам, гонкам, перестрелкам, засадам и погоням, а также лихим поворотам сюжета и научно-фантастической начинке, которая дала почву для многих специалистов кино того времени называть режиссера Дэвида Кроненберга в одном ряду с Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом. Впрочем, так было только на тот момент. Дальше вектор развития творчества канадского режиссера стал меняться в несколько иную сторону и особой популярности не принес, хотя свои лучики славы Кроненберг заслужил по праву.
Настоящее воплощение фильма категории "B". Глубоко провинциальный фантастический триллер о борьбе людей-экстрасенсов - сканеров. Скучная и местами забавная лента на самом-то деле вновь показывает Кроненберга мастером унылой Америки. Ну и больше фильм смотреть не за чем.