Киноафиша Москвы

Фильм «Падение «Черного ястреба»»

Black Hawk Down (2001, США)

7
0:00 / 0:00
0:00

Падение Черного ястреба (без перевода)

Смотреть трейлер

Спецназ США против мятежного сомалийского генерала

18 убитых и 73 раненых. Так закончилась для спецназа США операция по захвату офицеров мятежного сомалийского генерала, предпринятая 3 октября 1993 года. Эта дата навечно останется в памяти переживших его солдат-янки.

Актеры

Режиссер фильма «Падение «Черного ястреба»»

80 лет, Саут-Шилдс, Великобритания Фильмов: 28

Британский кинорежиссер. Сын актрисы и армейского офицера. Учился на дизайнера, еще в колледже снял свой дебютный фильм — короткометражку «Парень и велосипед», с младшим братом Тони в главной роли (в будущем тоже режиссером). В этой работе знатоки творчества Скотта любят находить приметы его будущих голливудских блокбастеров: штормовые облака, бесплодный пляж, заводской дым.

Свою первую награду — приз за лучший полнометражный дебют Каннского фестиваля — режиссер получил за «Дуэлянтов», действие которых происходило в эпоху Наполеоновских войн. В дальнейшем Скотт хотел снять киновариант оперы «Тристан и Изольда» — но вместо этого поставил «Чужого» и превратился в классика научно-фантастического кинематографа (а к созданной им франшизе про ксеноморфа вернулся много лет спустя с приквелом «Прометей»).

Впрочем, Ридли удается не только сайфай («Бегущий по лезвию», «Марсианин»), но и историческое кино: его «Гладиатор» в свое время вернул моду на пеплумы, а у самого Скотта при этом образовался творческий тандем с Расселлом Кроу, который получил продолжение в таких картинах, как «Хороший год», «Гангстер», «Совокупность лжи», «Робин Гуд». Среди других знаковых работ режиссера: профеминистская «Тельма и Луиза», сиквел «Молчания ягнят» — «Ганнибал», огнестрельная резня «Падение «Черного ястреба», исторический блокбастер про Крестовый поход «Царство небесное» и разговорная криминальная драма «Советник».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
949

Операция американских миротворческих сил по захвату главарей бандформирований полевого командира Мохаммеда Фара Айдида в столице Сомали Могадишо 3 октября 1993 года для режиссера Ридли Скотта («Гладиатор», «Ганнибал») только предлог для нечеловеческой бойни, где вместо морали — звериный инстинкт самосохранения, а вместо людских судеб — куски тел. Уверяя, что снимает «анатомию военного процесса», Скотт снял научно-фантастический фильм ужасов. На карту поставлено ни больше ни меньше как спасение человеческой расы — расы мужчин, которые должны за себя постоять. В 1993-м это оказывается труднее, чем во времена гладиаторов.

Отзывы пользователей о фильме «Падение «Черного ястреба»»

Фото afisha_man
отзывы:
45
оценок:
58
рейтинг:
347
9

Только пару фраз.
Как можно в одном фильме воспроизвести такое действо, которое одновременно вызывает жгучее желание с бесконечной обоймой:) пройтись по толпе этих черных, негров, мусульман, повстанцев, террористов, мятежников, нелюдей, отбросов, животных и т.д. и т.п. и при этом быть готовым получить пулю за то, что сделал паузу, защищая женщин и детей?
Воистину, голливудская красивая обработанная цифра - это информационный психофашизм 21-го века, тихонько сдвигающая в неподготовленном человеке все нравственные ориентиры, существовавшие в нём (вопреки всему) до этого...
Тем не менее, не нашел ничего лучшего пересмотреть в честь (отрыжки советского времени) праздника "23 февраля", в одинокий зимний вечер, т.к. все (известные мне) наши фильмы о Чечне кажутся мне менее правдивыми:((

Фото lana
отзывы:
1
оценок:
0
рейтинг:
0
7

Еще один фильм про "героев-американцев" и про их "демократию", которые пришли в чужую страну установить "демократию", положили тысячу человек и получили достойный отпор, которого не ожидали

Фото Alekseille
отзывы:
41
оценок:
147
рейтинг:
39
5

Жизненный фильм про американскую армию из серии "не ждали" и "хотели как лучше".

Операция по краже антидемократического лидера повстанцев плавно перешла в истребление морпехов, потому что те летели на прогулку, а не на смертный бой.

Зачем на прогулку брать бронепластины для жилетов, а доп. боеприпасы тоже слишком тяжелы, и как-то фильм правильно перешел в динамичную бойню.

Стрельба, стрельба, фраза "мы своих не бросаем" и снова стрельба, по второму разу смотреть просто скучно.

Фото Евграф Борезов
отзывы:
186
оценок:
596
рейтинг:
107

Я чуть не заснул, пока смотрел. Да, снято красиво, но сколько уже можно про войну делать фильмы! Мне лично надоело. Только зря время потратил. Мне всё равно, о какой войне идёт речь: об Афганистане, Чечне, Великой Отечественной, Вьетнаме или ещё какой. С точки зрения экранного произведения, коим является фильм, никакой разницы и нет. С другой стороны, это благодатная почва для выжимания эмоций из чувствительных людей и одновременно удобный способ заманить на фильм тех, кто любит смотреть на красивые картинки: взрывы, брызги крови и так далее.

Предлагаю открыть клуб противников фильмов о войне! Потому что после "Апокалипсиса сегодня", "Цельнометаллической оболочки" и ещё пары фильмов снимать что-то ещё по этой теме бессмысленно.

Фото Михаил Гулейков
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
81
10
Война – бесконечный шутинг с нулевой суммой – не имеет смысла. Очень наглядно.

Отличный (анти)военный фильм легендарного Ридли Скота. Сильные актёры, крепкий сценарий – адаптация книги Марка Боудена, основанной на документальных репортажах ежедневной газеты The Philadelphia Inquirer. В 1993 спецоперация 75-го полка рейнджеров и спецподразделения Дельта ВС США при поддержке военного контингента ООН в Сомали внезапно обернулась «Сражением в Могадишо». Задание по поимке высокопоставленных мятежников было выполнено, но потом началась многочасовая бойня в центре города, где 120 американцев сражались с боевиками полевого командира Айдида числом от 2 000 до 4 000 человек. 92 убитых и раненых американца, два сбитых вертолёта (отсюда эта фраза – Black Hawk Down, где Блэк Хоук это название вертолёта Sikorsky UH-60 Black Hawk). Силы спасения – пакистанские и малазийские миротворцы числом около 3 000 – также потеряли 11 человек, но ситуацию спасли в пользу войск ООН. Потери боевиков и мирного населения составили примерно полторы тысячи человек.

С 1986 по настоящее время (!) в Сомали идёт гражданская война, не без влияния исламистов и коммунистов. Уже давно это типичное failed state – неэффективное и нелегитимное образование на руинах бывшего государства . В начале 1990-х в Сомали был период гражданской войны с элементами войны колониальной, когда метрополия применяет избирательно сверх-силу. В Африке роль митрополии выполнял контингент ООН. Такие вооружённые посланцы более развитых частей планеты. На экране идёт жёсткое столкновение культур. Такими были многие гражданские войны – от Войны за независимость США и войны в Корее до операции ООН в Югославии и нынешней войны в Сирии.

Да, неискушённый зритель может воспринять эту картину как брутальную «стрелялку» с безликими статистами в цифре и в пыли. Это не так. Фильм даёт полное 3-D погружение в ужас близкого боя и в реалии гражданской войны. Причём, это современная война – не вторая мировая, не Вьетнам и даже не Афган. Боевики, обученные инструкторами Аль-Кайды, не имели опознавательных знаков, использовали щит из женщин и детей, не считались с собственными потерями. То, что сейчас зовут гибридной войной.

Актёры играют хорошо. Для правдоподобности, как это принято в Голливуде, для роли рейнджеров актёры прошли семидневный курс молодого бойца в Форте Бенниг, а актёры в ролях Дельты – уже четырнадцатидневный курс начальной подготовки на базе Форта Брегг. В некоторых вспомогательных ролях снимались непосредственные ветераны той войны 1993 года. Проблема зрителя в том, что на войне не нужны актёры. Нужно пушечное мясо и герои в боевой листок. Некоторые зрители жаловались, что их любимые герои неузнаваемы в военной форме и с минимумом реплик. Предвидя это, режиссёр ввёл надписи с фамилиями бойцов на касках, чего не было в действительности, но помогло зрителям.

Битва ополченцев с профессионалами описано многократно, это всегда интересно. Ближайшие кинематографические аналоги – «Чистилище» Невзорова (про штурм Грозного в 1993-94) и «Звёздный десант» Верховена. Хотя можно вспомнить гротескного «Чапаева» братьев Васильевых и легендарные «Звёздные войны» Лукаса.

Так получилось, что мой первый работодатель имел боевой опыт. Он командовал взводом во время войны на Гренаде в 1983. «-Да что там за война – всего три дня!» - скажет пытливый читатель. По крайней мере, я так ему по молодости сказал. «Когда ты лежишь в пыли, а в тебя отовсюду стреляют, чтобы насмерть убить, то в это время тебе всё равно – три дня, три минуты или три года идёт война. У тебя есть только здесь и сейчас. У тебя нет «потом» и «завтра». Я хорошо запомнил эти слова. Рич получил Бронзовую медаль Конгресса за героизм . И эти две «войны» были похожи – Гренада -1983 и Сомали -1993. Наверное, любая война это ад. В фильме это чувствуется.

Три сильных момента преследуют меня уже более 15 лет, с первого просмотра киноленты, тогда ещё на VHS.

Велик. Белый американец под видом туриста один гуляет по рынку в Могадишу, где открыто продают огнестрельное оружие и бог весть какой ещё беспредел. Потом на диком пляже его вместе с велосипедом забирает американский военный вертолёт и понятно, что чувак из Дельты. Он сильно рисковал.

Беспечные сомалийцы. В финале американские «наёмники» ковыляют из зоны боестолкновения, обессиленные и шокированные, с пустыми магазинами и затравленными глазами. А тут толпы мирных жителей. Чёрный джентельмен в костюме и с мобилой, смеющиеся дети – все они остаются и будут жить среди кошмара гражданской войны. Им не нужны миротворцы, они свободны жить на коленях или умереть стоя.

Захваченный сподвижник африканского генерала Айдида — Осман Али Атто – курит кубинские сигары и читает свежую американскую прессу. Он спокоен, умён и ироничен. Он и есть элита Сомали. Ему не нужна ООН.

Почему этот фильм так меня впечатлил?

Он дал мне три мощных вывода, точнее визуально подтвердил три мысли.

Во-первых, гражданскую войну практически невозможно выиграть. Если есть решение, то оно точно не военное. Истребить физически всех людей противника нереально, кровь за кровь и глаз за глаз не решают проблемы. В этом процессе нет конца, как практически нет в нём bystanders – непричастных наблюдателей. Как гражданская война в России 1917 – 1922 вновь продолжилась в 1941 – 1945, так и любое окончание гражданской войны – это скорее перемирие.

Во-вторых, война – это наркотик, адреналин зашкаливает. В мирной жизни едва ли есть место таким эмоциям, такому риску и такой дружбе. Пленённый полевой командир Асман Али Атто в картине говорит: «You Americans don't smoke anymore. You live long, dull and uninteresting lives.» И он в целом прав. После войны у тех американских ребят уже вряд ли когда до конца жизни будут такой силы переживания. Как следствие - даже победителям сложно обернуться нормальными людьми, не говоря о побеждённых.

В-третьих, развенчан миф, что американцы не умеют воевать. Да, это не европейцы - престиж ВС в США не ниже, чем престиж ЦАХАЛ в Израиле. «До последнего патрона» и «своих не бросаем» – это всё документально подтверждено. (Позднее, во вторую иракскую войну в 2003 выяснилось, что американская рота способна успешно воевать против элитной иракской дивизии Республиканской гвардии.)

У меня каждый просмотр оставлял жуткое чувство опустошения. Такое выраженное антивоенное чувство. Совсем не как после большинства советских военных кинокартин. После них чувство горечи типа «нам бы день простоять, да ночь продержаться».

Признаем из уважения к павшим - знатные военные фильмы из СССР рождают чувство мести.

Скажем из уважения к выжившим - не надо повторять ошибок прошлого. Чтобы русских детей не наряжали в военную форму и чтобы матери не плакали потом над изуродованными частями детей в запаянных гробах, нужно сильно НЕ хотеть войны. Быть готовыми стоять до конца, но ещё лучше - уметь договариваться. Эта картина вызывает стойкое неприятие войны как метода решения проблем.

И ещё - саундтрек от Ганса Циммера это очень сильно!

Общая оценка 10/10. Один из лучших фильмов про человеческое общество в его экстримах. IMDb =7.7

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить