Киноафиша Москвы

Фильм «Апокалипсис сегодня»

Apocalypse Now (1979, США)

7.3
0:00 / 0:00
0:00

Апокалипсис сегодня (англ.)

Смотреть трейлер

Путешествие в сердце тьмы от Фрэнсиса Форда Копполы

Фрэнсис Форд Коппола отказался от титров: картина открывается ковровой бомбардировкой вьетнамских джунглей, а заканчивается словами «хоррор, хоррор». Между ними три часа (в режиссерской версии — все три с половиной), быть может, самого завораживающего кино на свете. Сюжет вдохновлен конрадовской повестью «Сердце тьмы»: капитан Уиллард (Мартин Шин) во время вьетнамской кампании ищет, чтобы убить, сошедшего с ума полковника Курца (Марлон Брандо), который отбился от рук и возомнил себя богом. Но чем дальше в джунгли, тем более липким становится безумие: фильм превращается в гипнотический кошмар и грандиозное режиссерское высказывание о войне как о границе двух миров: стоит только ее переступить — и огонь всегда будет идти с тобой.

Актеры

Режиссер фильма «Апокалипсис сегодня»

79 лет Фильмов: 26

Один из самых значимых режиссеров в истории американского, да и мирового кинематографа. Мегаломан и перфекционист — на съемках «Апокалипсиса сегодня» его накачивали литием, чтобы успокоился. Совершил невозможное: снял сиквел, который оказался лучше оригинала (речь, разумеется, о «Крестном отце», который сделал его первым режиссером-суперзвездой). Из других достижений: основал студию American Zoetrope, был негласным лидером среди авторов Нового Голливуда, родил дочку Софию, которая тоже стала интересным режиссером. Из очевидных неудач: так и не смог толком найти себя, после того как Новый Голливуд рухнул. Последний хороший фильм Копполы «Дракула» — такое ощущение, что часть его так и осталась в джунглях на съемках «Апокалипсиса сегодня».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
235
9

Капитан Уиллард (Шин), специалист по замывке грязных дел, измученный виски, жарой и видом из окна отеля на проклятый Сайгон, отправляется сквозь ад Вьетнама, по «реке времени» на поиски полковника Курца (Брандо), «зеленого берета», отбившегося от стаи и провозгласившего себя богом камбоджийских дикарей.

Весь непомерный «Апокалипсис» укладывается в песню The Doors «Конец», на первых тактах которой вертолеты выжигают джунгли в предрассветном бреду Уилларда. Возможно, все, что последует, привиделось капитану в липком кошмаре. Война самодостаточна и киногенична. Нет ничего прекраснее запаха напалма по утрам и неудержимого балета вертолетов-валькирий. Эта красота и этот ужас будут длиться вечно. Каждый из встреченных Уиллардом будет тщетно искать хоть какое-нибудь доказательство собственного существования. Потом исчезнут и эти лохмотья реальности. Останутся лишь насаженные на колья головы, приносимая в жертву корова и бесформенная лепечущая туша Курца, свихнувшегося бога-вырожденца. В конечном счете, ни Вьетнам, ни повесть Конрада «Сердце тьмы», которой вдохновлялся Коппола, здесь ни при чем. «Апокалипсис» — кислотный реквием по Америке, страстное суждение о войне как естественном состоянии человечества, фильм о конце, по красоте и «радиоактивности» сравнимый разве что с ядерным взрывом.

Отзывы пользователей о фильме «Апокалипсис сегодня»

Фото дима
отзывы:
17
оценок:
17
рейтинг:
7

Говорят, Коппола при работе над этим фильмом отснял 300 часов игрового времени. Оставил 3. Эти три часа (и, надо полагать, остальные 297) нам объясняют простую истину: между жизнью и смертью разницы, в общем-то, нет. Герой Мартина Шина – спецагент Уиллард - путешествует по реке во Вьетнаме во время войны, встречая по пути самые разнообразные доказательства этого очевидного тезиса. Постепенно цель путешествия агента, поначалу довольно чёткая (убить некоего полковника армии США, вышедшего из подчинения командованию), теряет определённость, а само движение по реке и происходящие события – реальность. Всё расплывается в психоделическом тумане. Люди, вещи, звуки, река перестали быть таковыми, превратившись в символы. Но не до конца. Ведь символ всегда отсылает к чему-то, что он символизирует, тем самым, теряя собственное самостоятельное бытие. Символы «Апокалипсиса» ничего не символизируют, ни к чему не отсылают, но они уже и не вещи, обладающие реальностью вещей. Они – вещи, ставшие символами, не перестав быть вещами. Мост, который днём возводится американцами, а ночью полностью разрушается вьетнамцами; ведущий бой за этот мост отряд солдат, которые в глаза не видели своего командира, а заодно и противника. Образы лишены начисто какой-либо конкретности, но абстрактными их тоже не назовёшь. Они не обозначают себя, но и не обозначают что-либо другое. Особенно это заметно на примере персонажа Брандо, полковника Курца, которого и должен убить спецагент. На протяжении всего фильма речь только и идёт о нём – рассказывается о его жизни, прослеживается его военная карьера, но в конце ни зритель, ни спецагент так и не могут понять, что это за человек и почему его надо убить, да и существует ли он на самом деле. И только встретившись с ним, капитан Уиллард понимает, что не он хочет убить Курца, а тот хочет, чтобы его убили. Этот человек давно ждёт смерти, собственно он уже мёртв, просто он не видит разницы между жизнью и смертью. Он как жертвенное животное, смысл жизни которого в смерти, сама жизнь которого является смертью.

Режиссеру удалось с поразительной правдоподобностью изобразить вьетнамскую войну в разных плоскостях. Бесцельные бои, распавшееся сознание, нелепая гибель. Наверно, лучший фильм Копполы. Всё-таки «Разговор» уступает «Апокалипсису» в масштабности, а «Крёстный отец» скучноват, чего уж там. Брандо необыкновенно удалась роль человека, со стороны наблюдающего за собственной судьбой. Фильм насыщен хаотичной мощью, смотреть его не просто. И не с первого раза можно до конца оценить его достоинства.

Фото Zorgies
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
3

C первых минут фильма зрителя втягивает в медленный тянущий водоворот слов которые составляют монолог главного героя. Этот дискус сталкивается с реальностью и тут же от нее отходит. Часто мысли переданные словами героя противорячат происходящему на экране. Фильм претендует на возможность локализаций в реальном мире, в его основу положены исторические данные, героев интересуют житейские потребности, есть моменты, которые граничат, между драмой и нелепой комедией. Персонажи в некоторых ситуациях ведут себя неестественно, глупо. Если во всем этом есть некий скрытый смысл, то он не ассимилируется реальным миром он даже не может претендовать на пародию. Фильм затягивает в размышления о смысле всей операций о ценности или опасности таково человека как полковника Курца. Но все это бессмыслица в месте, где случается то, что нереально, где живут нереальные по своей неестественности люди и пытаются заразить зрителя нереальной проблематикой сюжета.

Я пересмотрел этот фильм несколько раз и в итоге пожалел о времени потраченном на его просмотр.

Если кто-то захочет оспорить мое мнение Zorgies@mail.ru

Фото Vladimir Nazimov
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1
9

Один из самых ярких фильмов, снятых про Вьетнамскую войну. Культовый фильм про этот странный период в американской истории, когда вся страна шаг за шагом погрязала в ужасе и кошмаре войны где-то за тысячи миль от родных Техаса, Небраски и Айовы.

Капитан Бенджамин Уилрад – офицер по специальным поручениям. В ожидании очередного задания он напивается вусмерть в номере дешёвого отеля в Сайгоне (съемки велись с натуры – игравший Уилрада Мартин Шин действительно напился в номере и порезал себе руки).

И вот – задание. Полковник американской армии Уолтер Курц покинул расположение части и ушёл в джунгли Камбоджи. Там он устроил культ имени себя, правя как воплощение Бога на земле. Среди его приверженцев – как местные камбоджийцы, так и американцы. Его рассудок определенно замутнён – Уилраду дают послушать запись радиообращений полковника Курца к американцам.

Его нужно найти и уничтожить. Две экспедиции уже пропали в джунглях. Уилрад – третий, кого направили уничтожить Курца.

Пробираясь на катере вглубь джунглей Камбоджи, Уилрад не может понять – что случилось с полковником Курцем. Это – герой войны, на таких, как он, держится армия, у него блестящий послужной список – военная академия, участие в войне в Корее, множество орденов за проявления доблести и отваги. Как этот человек мог превратиться в то, во что он превратился? И, кстати, во что он превратился? Чем те офицеры вооружённых сил США, что встречаются Уилораду по пути, лучше Курца? Многие из них куда безумнее Курца.

И кем является Уилрад перед ним, и как он сможет выполнить своё задание? Даже если не брать в расчёт физическую невозможность (у него же десятки охранников), как в принципе можно убить такого человека? Как можно осмелиться поднять руку на героя войны?

По мере продвижения к цели весь ужас и бессмысленность войны разворачиваются эпизод за эпизодом. Фильм снимался тяжело – режиссёр Френсис Форд Коппола помутился рассудком во время съёмок (съёмки пришлось прервать на время лечения Копполы). Актёр, игравший главную роль –Мартин Шин – во время съемок получил инфаркт, и несколько сцен были сняты с участием брата актёра. Декорации к фильму смыло тайфуном – пришлось строить их заново. Бюджета фильма намного превысил изначальную смету, что ставило режиссёра перед риском банкротства (съемки фильма финансировались самим Копполой). Казалось, всё было против того, чтобы этот фильм был снят.

Фильм был неприемлем для Америки, и правительство США не оказывало никакой помощи в съемках фильма. Вся военная техника была взята у правительства Филиппин, для съемок фильма опознавательные знаки вооружённых сил США наносились по утрам, а вечером наносились обратно опознавательные знаки вооружённых сил Филиппин. Фильм отказывались брать в прокат на территории США – для того, чтобы показать его хоть где-то, его показали на Каннском фестивале во Франции (из-за этого из той версии, что была показана на широких экранах в 1979 году, пришлось вырезать сцену с французской фермой, которая показывала Францию в неприглядном свете – эта сцена появилась в фильме вновь только в режиссерской версии фильма , которая появилась в 2000-м году).

Фото Иван Васильевич
отзывы:
410
оценок:
490
рейтинг:
178
7

"Я люблю запах напалма поутру". Эта фраза полковника Килгора из фильма давно стала крылатой, и она как нельзя лучше передаёт атмосферу фильма, времени, Вьетнамской войны. Здесь с одной стороны - бравые вояки, офицеры армии США, а с другой - простые крестьяне, которым просто некуда деваться. И в этом их сила. Именно поэтому мощная военная машина США настолько увязла во Вьетнамской войне. "Нужны такие солдаты, которые не только обладают понятиями о нравственности, но в то же время пользуются первобытным инстинктом убивать безо всяких эмоций. Без малейших чувств. И без суждений. Без суждений. Потому что именно суждения губят нас", - говорит полковник Курц, который понял это и бросил воевать.
Один из лучших фильмов о войне. Я бы не назвал его антивоенным, скорее он показывает войну без акцентов "хорошо-плохо". Каждая фраза здесь заставляет задумываться. О каждом поступке того или иного героя невозможно судить однозначно. Сёрфинг под пулями и миномётным огнём? А почему бы и нет?! Ведь каждую секунду можно умереть, а тут - такие волны! Или опять же мысли полковника Курца: "Мы обучаем молодых ребят сбрасывать зажигательную смесь на людей, а их командиры не позволяют им писать на самолётах слово "fuck", потому что это - бранное слово".
Много мыслей и эмоций после фильма. Хорошая работа.

Фото Владимир Мишин
отзывы:
152
оценок:
156
рейтинг:
31
9

Впечатляющее в чем-то действительно гениальное кино, которое блестяще показывает все ужасы войны как таковой на примере Вьетнама. Брандо и Шин тут сыграли одни из лучших ролей в карьере так точно. Ну и нельзя не отметить восхитительный труд Копполы, которому удалось создать один из лучших фильмов о войне за всю историю кинематографа.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить