Начальник лагеря для военнопленных, жестокий японский полковник Сайто приказывает заключенным строить в джунглях стратегически важный мост. Те, ведомые хладнокровным британцем Николсоном, намерены саботировать приказ. Однако Николсон внезапно принимает сторону врага.
Исторический, Приключение, Драма |
12+ |
Дэвид Лин |
2 октября 1957 |
2 часа 41 минута |
1943 год. Военнопленные англичане строят мост в дебрях бирманских джунглей. У каждого имеется свое мнение насчет моста: одному нужно успеть сдать его в срок, другой хочет сделать из него памятник своим солдатам, третий хочет его взорвать, четвертый хочет его забыть и скорее отправиться домой.
Человеку, рожденному в СССР, трудно и скучно смотреть западные фильмы о Второй мировой. Например, одно отсутствие газовой камеры в лагере для военнопленных ставит фильм Дэвида Лина в заведомо проигрышное положение. А конфликт британского комбата с начальником лагеря из-за несоблюдения Женевских конвенций выглядит уж совсем издевательской насмешкой. Тем не менее «Мост через реку Квай» — чуть ли не единственный западный конкурент нашим военным фильмам. Он снят в почти соцреалистической манере, с бондарчуковским размахом и с актерами, хорошо знающими мхатовскую школу. Но близость интонаций только сбивает. Этот фильм вовсе не о зверствах фашистов и не о героизме британского народа, а о том, что на войне почти невозможно отличить героя от маньяка. В качестве иллюстрации этой мысли Дэвид Лин выстроил гигантский колосс, впечатляющий не только своими размерами, но и головокружительной простотой и геометрической правильностью пропорций. Он — как египетская пирамида, на острие которой сливаются подвиг человека и его безумие.
О чем этот фильм? На мой взгляд: о сложности человеческой натуры, о том, что может быть не одна, а несколько правд. На мой взгляд, в фильме их 3, причем каждая имеет право на существование, потому что мотивации у людей бывают разные.
В лагерь для военнопленных прибывают англичане во главе с подполковником Николсоном. Несколько американцев в больничном бараке скептически наблюдают за тем, как они проходят, чеканя шаг. Мол, знаем мы таких, вон под крестами на кладбище лежат. Комендант лагеря, полковник Сайто, сообщает англичанам, что пленные строят мост через реку Квай и что его надо закончить к сроку. Подполковник Николсон, командир англичан, отвечает, что по Женевской конвенции заставлять офицеров работать нельзя, они могут лишь руководить своими людьми. Так начинается противостояние железной воли английского джентльмена и упорства самурая-японца. Для обоих главное – сохранить лицо.
В чем состоит честь офицера? По мнению Николсона в том, чтобы доказать Сайто, что английские джентльмены также стойки и горды, как и японцы. Только вот сколько смертей стоила эта стойкость? В том, чтобы показать что англичане умнее, более сведущи и лучше работают, чем японцы? И построить мост, по которому пойдут поезда с японскими солдатами. Это – одна правда. Вторая правда – правда майора Уордена из британских коммандос, которому надо уничтожить этот мост. И ради этого он не пощадит не только себя, но и своих людей, когда поймет, что они могут попасть в плен к японцам. Его волнует не честь, его волнует дело. И, наконец, третья правда. Это правда врача Клиптона. Он – гуманист, он вообще против войны. Поэтому в конце фильма он кричит: «Безумие, безумие!». Но вот может ли в мире одна правда существовать без двух других? Разве мы можем прожить в мире без чести? А без здравого смысла? А без гуманности?
Алек Гиннес получил Оскара за лучшую роль совершенно заслуженно. В отличие от «Козла отпущения» тут он не просто на своем месте, он идеально подошел для роли Николсона. Холден, Хокинс, Дональд и Хаякава (да, тут играет настоящий японец, а не загримированный европеец, как часто практиковалось в 40-50-е) тоже вполне убедительны. Кстати, обратили внимание, как много фильмов копируют идеи, высказанные в «Мосте через реку Квай»? И ладно бы это был еще безусловно талантливый «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Но когда это совершенно вторичные «Несломленный» или «Возмездие», хочется спросить режиссеров: они что, зрителей за лохов держат и думают, что никто фильмов Лина или Осимы не видел?
Связи между советским кинематографом и Голливудом уходят корнями в начало 30-х гг., когда Эйзенштейн с Александровым совершили поездку туда и близко познакомились с работой американской кинокухни. Наиболее известным последствием той поездки стали фильмы вроде "Весёлых ребят", "Цирка" и "Волги-волги".
Советская актёрская школа строилась на принципах противоположных американским. Каждая следующая киноработа актёра должна была обладать неповторимой индивидуальностью и мощью, не перекликаясь с другими работами данного актёра, в то время как голливудские актёры преимущественно из фильма в фильм разрабатывали, развивали один и тот же характер. Каждая роль воспринималась американцами в контексте предыдущих ролей актёра, и в каком-то смысле кинофильмы с участием данного актёра становились сериалами.
Несмотря на наличие определённого взаимного влияния (многие американцы знали и впечатлились "Броненосцем Потёмкиным") всё-таки две страны - два разных киномира, и вместе им, казалось бы, не сойтись.
Отличительной особенностью вышедшего в 1957 г. фильма Дэвида Лина "Мост через реку Квай", как справедливо отмечает Алексей Казаков, является то, что это редчайший американский фильм о войне, и американский фильм вообще, который вполне может в глазах русского зрителя органично встать в один ряд с советскими картинами.
Фильм отличается выдающимся для голливудского кино психологизмом. На первом плане столкновение характеров, воль, столкновение культур. В основе сюжета - конфликт английской и японской культур, параллельно - различия между английским и американским характерами. Пропасть между английским офицером и американцем, сказавшимся офицером, который становится ключевым агентом развития сюжета, едва ли меньше чем между англичанином и японцем.
Персонажи запрограммированы своими культурами дейстовать определённым образом. Все герои вынуждены поступать так как поступают, воспитанными у них представлениями о чести и долге, или, в случае американца, - о личном благополучии. Он принимает участие в операции по взрыву моста по тому же, почему, попав в плен, выдал себя за офицера, потому же, почему потом из плена бежал, понятия чести и долга в его списке отсутствуют. Японцу свойственно пренебрежительное отношение к белым, как к гайдзинам, т.е. варварам. При том он жизненно заинтересован в том, чтобы выполнить задание "партии и правительства", не обладая лично необходимыми для этого знаниями и способностями. Англичанин верит в непоколебимость честных правил игры, в соблюдение духа и буквы закона и в личную свободу. Офицеры по собственному свободному волеизъявлению делают то, что по приказу не стали бы делать и под страхом смерти - строят чёртов мост.
Препирательства между пленными солдатами и начальством лагеря могут показаться дикими только непросвящённому зрителю. Важно знать, что во время Второй Мировой отношение к советским военнопленным со стороны стран оси (Германия, Япония, Италия) принципиально отличалось от отношения к военнопленным стран запада, поскольку Советский Союз никаких Женевских Конвенций не подписывал и своих пленных, не покончивших с собой, считал предателями, почему и отношение к ним было соответствующим. Англичанам и американцам в плену жилось качественно лучше. Отношения между лагерной администрацией и заключёнными, не только в лагерях для военнопленных, но и в советском ГУЛАГе могли быть и часто были гораздо сложнее, чем принято думать, вспомнить хотя бы тот факт, что всем ГУЛАГом управлял поднявшийся до вершин карьеры в НКВД заключённый.
Возможно стоит добавить, что современному зрителю сэр Алек Гиннесс, исполнивший здесь, пожалуй главную роль полковника Николсона, известен как исполнитель роли Оби-Ван Кеноби в "Звёздных войнах".
Традиционно входит во все топы лучших фильмов в истории, получил 7 «Оскаров». Группа англичан и американцев в японском плену. Японское командование ставит задачу построить железнодорожный мост. Английский полковник Николсон соглашается командовать своими людьми на постройке, чтобы доказать превосходство белой расы. Мост становится для него символом величия Англии в джунглях. Одному из американцев удаётся бежать. Он получает задание вернуться и взорвать мост… Два человека, каждый из которых по-своему понимает военный долг… О военных фильмах, которые редко попадают в телеэфир, можно ознакомиться на сайте StrageFilm.org