Блокбастер в исконном значении этого слова: коммерчески успешный, а не просто очень дорогой фильм. В свое время картина собрала $400 176 459 — с учетом инфляции это около семи миллиардов долларов. Куда там Джеймсу Кэмерону с его синими человечками до ирландского стоицизма Скарлетт О’Хары: «Я подумаю об этом завтра!».
Снятая с размахом Сергея Бондарчука экранизация книжки французского писателя и автора «Планеты обезьян» Пьера Буля. Имена сценаристов были вычеркнуты из фильма (так как они попали в черный список по подозрению в связях с коммунистами), «Оскар» за сценарий получил Пьер Буль, за режиссуру — Дэвид Лин. Фильм предлагали поставить Говарду Хоксу, но тот, разочарованный провалом своей предыдущей работы «Земля фараонов», посчитал, что картина придется по душе критикам, но не зрителям, — и ошибся: «Мост» девять раз окупил себя.
Самый пеплумный из пеплумов, который спас (на время, впрочем) студию MGM от разорения. Массовка в 50 000 статистов, из которых 15 000 приняли участие в гонках на колесницах. Точная копия римского корабля. И 160 кг женских волос, которые итальянки прислали для изготовления париков и накладных бород актерам из восьми стран.
Масштабный фильм-путешествие и многослойный эпик британца Дэвида Лина с Питером О’Тулом в роли льва пустыни и единственным арабом (Омар Шариф) в колониальном кастинге. Почти четыре часа настоящего приключенческого кино, солнце романтичной драматургии.
Экранизация бродвейского мюзикла, которую нещадно разнесла видный кинокритик Полин Кейл, назвав ее «Звуки денег». Не случайно, впрочем: фильм собрал баснословные $286 214 286 (в пересчете на инфляцию около двух миллиардов долларов). Тем не менее и сейчас эта трогательная картина способна (в теории) растопить даже самое черствое сердце.
Воспоминания режиссера Оливера Стоуна о войне во Вьетнаме вылились в эту брутальную и народную картину — не такую метафизическую, как «Апокалипсис сегодня», но и здесь есть свои религиозные референсы, связанные главным образом с персонажами Беренджера и Дефо.
Очень вольное описание противостояния шотландца Уилльяма Уоллеса и английских интервентов — от сценариста по фамилии Уоллес и режиссера Мела Гибсона, причем с ним же в главной роли. Пафосный, кровавый и невероятно крутой исторический эпос.
Джек влюбляется в Роуз, потому что видит в ней равного себе человека. Роуз избавляется от патриархального гнета и эмансипируется в компании пассажиров с нижних палуб. Во время кораблекрушения одни безропотно принимают свою участь, другие борются до конца, не проявляя смирения, которому учит религия. Вы серьезно до сих пор думаете, что «Титаник» — это просто мелодрама про то, как мальчик встретил девочку?
Миллион подражаний (самое приличное — «Король Артур», самое непотребное — «Амазонки и гладиаторы») и столько же завистливых взглядов. Ридли Скотт поднял пеплум с колен, но ренессанс исторического кино, увы, оказался недолгим, хоть и плодотворным.
Кажется, «Возвращению короля» дали «Оскар» за всю трилогию целиком, потому что проигнорировать на 76-й церемонии мегаломанское кино Питера Джексона не представлялось возможным: тонны накладных ушей, чердаки всевозможных париков, специально возведенные для фильма декорации — так больше не строят.