Деревня как место для комфортной постоянной жизни давно умерла. Теперь деревня — это экзотика. Но самые комфортные городские пространства не могут заменить природные ландшафты. Как в нас отзывается опыт освоения природы в прошлом? Что, если крестьянство было органичной попыткой сосуществовать с природой? И как быть теперь, когда эта попытка была уничтожена во имя искусственно созданной реальности? Эта реальность все больше и больше вытесняет самого человека. Авторы «Торжества» ищут альтернативу современному городскому устройству и размышляют, может ли человек снова научиться жить в согласии с природой.
Дмитрий Крымов ставит в театре Пушкина свою версию чеховской «Чайки». «"Костик" — это уменьшительное имя Константина Гавриловича Треплева, который, сидя на даче, написал пьесу про людей, львов, орлов и куропаток, которой хотел порадовать маму. А ей не понравилось...», — рассказывает режиссер. Аркадину играет Виктория Исакова, Тригорина — Александр Матросов, а в роли Нины Заречной — звезда едва ли не всех спектаклей Крымова Мария Смольникова.
Хрестоматийную комедию Александра Островского Кирилл Серебренников поставил еще в 2004 году. Действие спектакля режиссер перенес в санаторий для номенклатурных работников с узнаваемой обстановкой брежневских семидесятых и посвятил его Всеволоду Мейерхольду и советскому театру. Легкий, но существенный, гомерически смешной и тревожный одновременно, дерзкий и в то же время ужасно трогательный, этот спектакль длится почти четыре часа, но смотрится на одном дыхании.
В сказочной шекспировской комедии про античных афинян, одураченных лесными эльфами, блистает новое поколение «Мастерской Петра Фоменко» — и в этом суть. В спектакле, поставленном именитым учеником Фоменко Иваном Поповски (большим любителем всего воздушного и маньеристского), недавние выпускники впервые, кажется, поймали неповторимую интонацию ранних вещей поэтичного театра вроде легендарной «Двенадцатой ночи». Два акта феерического дурачества высшей пробы.
Пьесу «Покровские ворота» в театре на Бронной в 1974 году ставил Михаил Козаков — тогда артист театра и звезда спектаклей Анатолия Эфроса. О версии Константина Богомолова пока известно мало: в спектакле сыграют Игорь Верник, Александра Ребенок, Александр Се мчев, Ирина Старшенбаум и другие. А пространство и костюмы создаст Лариса Ломакина — главный художник театра на Бронной и бессменный соавтор Богомолова.
Спектакль «Чрево» родился в лаборатории, посвященной авторам первой половины XX века. В рассказе 1915 года Евгений Замятин изобразил «типичную семью из народа». Главная героиня – крестьянка Афимья, замужем за нелюбимым мужчиной Петрой, который намного старше ее. Типичный замятинский сказ в интерпретации режиссера Андрея Гончарова превращается в метафорическое действие и почти оперу. Слова пропеваются, создавая красивые формы, описывающие не всегда приглядную, не всегда красивую крестьянскую жизнь.
Мольеровский «Татрюф» — одна из самых живучих и вечноактуальных пьес мирового репертуара. Это история про мерзостного греховодника, прикрывающего свои прихоти набожным видом и цитатами из Библии. Лицемерный негодяй внедряется в дом состоятельного господина Оргона и постепенно подчиняет себе всю его семью и завладевает имуществом. В интерпретации Филиппа Григорьяна, востребованного эстета-перфекциониста («Женитьба», «Камень», «Заводной апельсин» в Театре наций), герои — русские дворяне, а Тартюф — косматый мужик с костромским говором. Все они при этом находятся в постоянно изменяющемся времени: начиная с XVIII века, через 1930-е, — попадают в наши дни. Первый акт очень длинный и степенный, второй короткий и совсем другой.
Дмитрий Глуховский, автор бестселлера «Метро 2033», в 2017 году закончил роман «Текст». Это история про молодого человека, отсидевшего за подкинутые наркотики семь лет в тюрьме и после возвращения в Москву увидевшего совсем другой мир, в котором у каждого по смартфону. Найдя в соцсети негодяя из ФСКН, испортившего ему жизнь, герой начинает мстить. Максим Диденко вкладывает в руки артистов смартфоны со включенными камерами, видео с которых тут же проецируется на разные плоскости на сцене. «Весь мир этого спектакля — это мир внутри телефона», — говорит режиссер.
Интерактивный спектакль в жанре театра теней — это история про принцессу, которая осталась без собственной сказки. С кем предстоит встретиться бесстрашной принцессе и чем все дело кончится, никто не знает, ведь главные повороты истории определяют именно зрители.
Для Мастерской Фоменко Дмитрий Крымов придумал визуальную фантазию, в которой будут «металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются свои художественные штампы от своих же художественных приемов, и воздушный шарик, который должен лежать в левом кармане пиджака как талисман — на удачу. Настоящий снег, настоящая земля и настоящее пение». Главную роль в театральной сказке исполнит Евгений Цыганов.