Всё везде и сразу: кого номинировали на «Оскар-2023»?

10 марта 2023
Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Анна Львова, Катя Загвоздкина
10 марта 2023
В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе вручат очередные «Оскары». Рассказываем про главных претендентов на голливудскую кинопремию.
  • Китайская иммигрантка в мультивселенной безумия

    У китайской иммигрантки Эвелин Вонг (Мишель Йео) что ни день, то неприятности. Прачечный бизнес (как и отец) дышит на ладан, муж (Ке Хюи Кван) — рохля, а дочь (Стефани Шу) — лесбиянка. Эвелин не может смириться ни с первым, ни со вторым, ни с третьим, а еще придирчивая налоговая агентка (Джейми Ли Кертис) так парит ей мозг, что еще одна мысль, и голова женщины просто взорвется. Но тут телом ее супруга завладевает ее муж из другого измерения (из измерения Альфа, если быть точными), говорит, что все мы живем в мультивселенной и что Эвелин — последняя надежда человечества. Поэтому ей надо оперативно освоить кунг-фу и готовиться к бою с всесильным злом под названием Джобу Тупаки.

    Самый безумный сайфай 2022 года, а то и минувшего десятилетия, который поставил дуэт под названием Daniels (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт), известный также по «Человеку — швейцарскому ножу». Совершенно непонятно, как писать про это кино. И дело тут не в содержании (оно-то как раз довольно простое: это типичная семейная драма, весь конфликт которой сводится к тому, что близкие люди не могут найти общий язык, услышать друг друга), а в форме. Это фильм, снятый с точки зрения (!) квантовой суперпозиции. Иначе говоря, главная героиня периодически пребывает в нескольких состояниях одновременно: в одном мире она владелица прачечной, в другом — повар, в третьем — киноактриса. Главная героиня скользит между мирами, открывая в себе невероятные возможности. При этом с каждым новым прыжком растет и градус безумия картины, который обусловлен еще тем, что «Все везде и сразу» — мультяшная (по духу, а не по форме) и мультижанровая картина: это и семейная драма, и боевик, и комедия, и фантастика, и (в большей степени) приключенческое кино. На протяжении двух с половиной часов фильм так часто и резко переключается между жанрами, что просто не дает заскучать. А когда кажется, что у авторов уже закончились идеи, они выкидывают очередной трюк (скажем, с говорящими камнями или с черной дырой в виде бейгла), так что к финалу от происходящего на экране начинает кругом идти голова.

    Лучший фильм

    Лучший режиссер (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт)

    Лучший оригинальный сценарий (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт)

    Лучшая женская роль (Мишель Йео)

    Лучшая женская роль второго плана (Джейми Ли Кертис и Стефани Шу)

    Лучшая мужская роль второго плана (Ке Хюи Кван)

    Лучший оригинальный саундтрек (Son Lux)

    Лучшая песня («This Is A Life»)

    Лучший монтаж

    Лучший дизайн костюмов

  • Трагикомедия Мартина МакДоны о конфликте друзей

    Фестивальный крауд-плизер (впервые фильм был показан в прошлом году в Венеции), который нравится абсолютно всем, кроме кинообозревателей «Афиши». На наш взгляд, «Банши» — самая слабая режиссерская работа ирландца, который когда-то так мощно дебютировал с «Залечь на дно в Брюгге», а затем каждая его новая картина («Семь психопатов»«Три билборда на границы Эббинга, Миссури») была слабее предыдущей. И дело даже не в том, что МакДона, всегда сторонившийся в кино театральщины, экранизировал непоставленную пьесу из трилогии Аранских островов, все части которой до этого можно было увидеть разве что на сцене. А в высосанном из пальца конфликте, на котором стоят эти «Банши». Коллизия картины выглядит настолько придуманной, а ее эскалация столь надуманной, что в финале фильм вызывает не катарсис, а разочарование.

    Лучший фильм

    Лучший режиссер (Мартин МакДона)

    Лучший оригинальный сценарий (Мартина МакДона)

    Лучшая мужская роль (Колин Фаррелл)

    Лучшая женская роль второго плана (Керри Кондон)

    Лучшая мужская роль второго плана (Брендан Глисон и Барри Кеоган)

    Лучший оригинальный саундтрек (Картер Бёруэлл)

    Лучший монтаж

  • Первая немецкая экранизация романа Ремарка

    История 19-летнего немца Пауля Боймера (Феликс Каммерер), который, поддавшись патриотическому порыву, вместе со школьными друзьями, идет на фронт Первой мировой войны. Однако вместо обещанного марша по улицам Парижа он с товарищами оказывается в окопном аду, где герои гибнут один за другим и теряют все человеческое.

    Удивительно, но это первая немецкая экранизация одноименного антивоенного романа Эриха Марии Ремарка. На родине роман долгое время был под запретом и даже горел на площадях, а книгу до этого ставили лишь дважды: американцы в 1930 году и британцы в 1979-м (эти фильмы получили «Оскар» и «Золотой глобус» соответственно). Несмотря на то что новая экранизация — интернациональный проект, созданный на мощностях Netflix, в ней очевидно желание именно немцев, в частности режиссера Эдварда Бергера («Террор»), поговорить об исторических грехах своего народа. Основную канву книги почти не изменили, лишь спрессовав четыре года войны в один и убрав эпизоды мирной жизни. Зато авторы решили добавить исторический контекст, показав, как союзники навязывают Германии унизительное поражение и сеют тем самым семена будущего ресентимента. Этот простой посыл фильма едва не тонет в эстетстве Бергера, который вместе с оператором Джеймсом Френдом и леденящим душу саунд-дизайном композитора Фолькера Бертельмана создает удивительные аудиовизуальные картины ужасов фронта — чудовищные и завораживающие одновременно. Но сквозь их мертвенно-бледную красоту пробивается любовь к жизни и подлинный антивоенный пафос, которые в итоге берут верх над смертью и чувством вины.

    Лучший фильм

    Лучший международный фильм

    Лучший адаптированный сценарий (Эдвард Бергер, Лесли Патерсон и Иэн Стокелл)

    Лучшая операторская работа (Джеймс Френд)

    Лучший оригинальный саундтрек (Фолькер Бертельманн)

    Лучшее художественное оформление

    Лучшие визуальные эффекты

    Лучшие грим и прически

    Лучший звук

  • Баз Лурманн про Элвиса Пресли

    «Элвис» База Лурманна, как и спилберговские «Фабельманы», тоже в какой-то степени рассказывает про отношения отцов и детей, а еще про фаустианскую сделку с дьяволом и птицу без ног, которая всю жизнь провела в полете (красивая метафора). У Лурманна, как всегда, отличный саундтрек, который хочется сразу же переслушать после фильма, и козырный Остин Батлер в роли Элвиса, от которого не отвести глаз, как и от самого Пресли. А еще элвисовский байопик мог бы называться «Байки из склепа». Дело в том, что пока король рок-н-ролла находится на коне, он похож на фараона из Мемфиса (по злой иронии судьбы родной городок прославленного рок-н-ролльщика называется так же, как важный опорный пункт Древнего Египта), но затем таблетки, долговое рабство и игла фанатской любви все больше превращают его в ожившую мумию, гробницей которой становится отель «Интернешнл» в Лас-Вегасе — городе, расположенном в пустыне, как и пирамидальные усыпальницы великих египетских царей.

    Лучший фильм

    Лучшая мужская роль (Остин Батлер)

    Лучшая операторская работа (Мэнди Уокер)

    Лучший монтаж

    Лучшее художественное оформление

    Лучший дизайн костюмов

    Лучшие грим и прически

    Лучший звук

  • Автобиографический фильм Спилберга о своей семье

    Один из самых закрытых режиссеров Голливуда Стивен Спилберг после недавней смерти отца и матери (Арнольд умер в возрасте 103 лет, а Леа — 93) решился наконец-то рассказать о своей семье — пусть и в завуалированном ключе. В его новом полуавтобиографическом фильме повествуется о семье Фабельман, а точнее, про юного киномана Сэмми Фабельмана (Габриэль ЛаБелль), который мечтает стать режиссером. Его родителей играют Пол Дано и Мишель Уилльямс, а в роли больше чем друга семьи появляется Сет Роген. Нельзя сказать, что Спилберг до этого совсем уж не затрагивал тему отцов и детей: скажем, его отношениям с папой был посвящен третий «Индиана Джонс». Но в «Фабельманах» режиссер (неожиданно) решил поведать о своей маме. Получилось невероятно трогательно. Есть ощущение, что этот акт душевного эксгибиционизма оценит не только Голливудская ассоциация иностранной прессы, вручившая фильму «Золотой глобус», но и киноакадемики на «Оскаре» (они такое любят).

    Лучший фильм

    Лучший режиссер (Стивен Спилберг)

    Лучший оригинальный сценарий (Стивен Спилберг и Тони Кушнер)

    Лучшая женская роль (Мишель Уилльямс)

    Лучшая мужская роль второго плана (Джадд Хирш)

    Лучший оригинальный саундтрек (Джон Уилльямс)

    Лучшее художественное оформление

  • Кейт Бланшетт в роли токсичной дирижерки

    Не зря Тодд Филд («В спальне»«Как малые дети») сыграл пианиста у Стэнли Кубрика в «С широко закрытыми глазами»: он многому научился у мастера. Например, снимать неоднозначные фильмы, вокруг которых ломаются копья. «Тар» — всего лишь третья его режиссерская работа (в этот клуб наследников Кубрика с тремя фильмами в портфолио сейчас еще входят Джонатан ГлейзерДжордан Пил и Ричард Келли). В фильме рассказывается о токсичной дирижерке Берлинского филармонического оркестра Лидии Тар, блистательно сыгранной Кейт Бланшетт (по первой профессии Филд сам актер, поэтому с артистами он работать умеет). В картине ставится донельзя актуальный вопрос: может ли большой талант оправдать свинское поведение? Но как всякий серьезный художник Филд не дает готового ответа, а дает пищу для размышлений, чтобы зрители сами сделали выводы. Символичен и финал, в котором главная героиня сбегает на Филиппины, а на реке, ведущей в самое сердце тьмы, узнает, что крокодилы, сбежавшие со съемок фильма с Марлоном Брандо, выжили. К сожалению, такие чудовища, как Лидия Тар, тоже выживают.

    Лучший фильм

    Лучший режиссер (Тодд Филд)

    Лучший оригинальный сценарий (Тодд Филд)

    Лучшая женская роль (Кейт Бланшетт)

    Лучшая операторская работа (Флориан Хоффмайстер)

    Лучший монтаж

  • Том Круз обучает зумеров летному делу

    Второй после «Аватара» самый кассовый фильм 2022 года, но это тот редкий случай, когда совершенно заслуженно. Никто не может остановить Тома Круза — самого быстрого человека на земле, который в этой картине вернулся к козырной роли капитана Пита «Мэверика» Митчелла, летчика-испытателя и аса из асов. По сюжету он должен научить новое поколение пилотов азам летного мастерства, чтобы они смогли разбомбить ядерную установку в заснеженных горах одной неназванной злой страны и живыми вернуться домой.

    На первых минутах «Мэверика» невозможно сдержать улыбку — не потому, что звучащая за кадром музыка вызывает прилив ностальгии по оригинальному фильму (который в России никогда не пользовался такой же бешеной популярностью, как в США), а потому, что она навевает воспоминания о кинопародии «Горячие головы» (которая в нашей стране как раз стала культовой). Да, это тот самый случай, когда кинопародия в постсоветской России превзошла оригинал. И, быть может, после «Мэверика» стоит глянуть комедию с Чарли Шином, чтобы снизить градус пафоса, царящий в сиквеле «Топ Гана», который во всех остальных смыслах является идеальным кино. Пока Том Круз сражается с временем, начисто забываешь про время — два часа с гаком пролетают так же быстро, как истребитель. Не только за счет виртуозной режиссеры, но и олдскульной драматургии. В «Мэверике» не только высокий уровень постановки, но и прекрасный сценарий: все сюжетные элементы находятся на своих местах и поэтому сразу начинают работать. Уже по фильму «Трон: Наследие» (еще одному сиквелу восьмидесятнического хита) было понятно, что Джозеф Косински — классный режиссер. Теперь об этом говорим не только мы, но и восторженная критика вместе с сокрушительными сборами.

    Лучший фильм

    Лучший адаптированный сценарий (Эрен Крюгер, Эрик Уоррен Сингер, Кристофер МакКуорри, Питер Крэйг и Джастин Маркс)

    Лучшая песня («Hold My Hand»)

    Лучший монтаж

    Лучшие визуальные эффекты

    Лучший звук

     

  • Сестра Черной Пантеры берет Ваканду в свои руки

    Скорее разочаровавший сиквел «Черной Пантеры», который из-за скоропостижной смерти Чедвика Боузмана явно переписывался впопыхах под Летицию Райт. Ее героиня трогательно скорбит по почившему брату Т’Чалле, пытается разобраться со своими чувствами и отношением к традициям родного народа, в то время как Ваканду атакует братско-сестринская подводная держава под названием Тлалокан. Беззубый экшен, двусмысленный политический месседж (надо понять и простить напавшую на тебя страну-агрессора) и финал в духе латиноамериканских мыльных опер делают эту печальную историю совсем невыносимой. Но великая Анджела Бассетт в роли королевы Ваканды невероятно крута.

    Лучшая женская роль второго плана (Анджела Бассетт)

    Лучшая песня («Lift Me Up»)

    Лучший дизайн костюмов

    Лучшие визуальные эффекты

    Лучшие грим и прически

  • Долгожданный сиквел фантастического фильма-рекордсмена Джеймса Кэмерона

    На планете Пандора, как и на Земле, прошло 13 с лишним лет. За это время у бывшего космического морпеха Джейка Салли (Сэм Уортингтон) и дочери вождя племени на’ви Нейтири (Зои Салдана) выросли трое своих детей, плюс они усыновили двух чужих. Они-то и станут главными героями сиквела, который по мере развития сюжета превратится в настоящую семейную сагу. После того как на Пандору в новом (аватарском) обличье возвращается погибший в первом фильме полковник Куоритч (Стивен Лэнг), Салли (во множественном числе) оказываются вынуждены бежать из своего леса и искать убежище у подводного племени на’ви, которое возглавляет беременная героиня Кейт Уинслет с супругом.

    Не знаем как, но у Джеймса Кэмерона получилось! «Аватар: Путь воды» — грандиозное трехчасовое киноприключение. Невероятно зрелищный аттракцион. Технологическая революция. Кино будущего, которое можно посмотреть уже сегодня. Но грош цена была бы всему этому хваленому фотореализму и IMAX 3D, если бы в этот раз режиссер и его соавторы не придумали классную историю (в первом фильме она все-таки была чересчур простой). Сюжет держит в напряжение все три часа — не только благодаря многофигурности (персонажей в «Аватаре» столько, что хватило бы на сериал), но и полифоничности. Обилие тем, за которые взялся режиссер, огромно. Тут и отношения первого мира с третьим, и критика империализма, и поиски нового дома, и синдром чужого (линия Паука — приемного сына Джейка и Нейтири, этакого космического Маугли), и экологическое высказывание уровня «Моби Дика» Германа Мелвилла. Но главное то, что это история не про людей, а про синекожих инопланетян, которым сопереживаешь больше, чем людям. Собственно, в том и заключается величие Кэмерона: он умеет подвергнуть традиционные этические нормы ревизии, вызвать эмпатию к непохожим на нас существам — машинам или тем же инопланетянам.

    Лучший фильм

    Лучшее художественное оформление

    Лучшие визуальные эффекты

    Лучший звук

  • Очередная социальная сатира Рубена Эстлунда на современное общество, лауреат Канн-2022

    Победитель Каннского фестиваля 2022 года — бичующая современные нравы и капитализм социальная сатира про белых привилегированных богачей, потерпевших кораблекрушение на яхте. Неутомимый швед Рубен Эстлунд, до этого уже побеждал в Каннах с «Квадратом», в котором паровым катком проехался по миру современного искусства. Его новая работа похожа на сатирическое европейское кино 1970-х годов, за тем важным отличием, что она затянутая и несмешная.

    Лучший фильм

    Лучший режиссер (Рубен Эстлунд)

    Лучший оригинальный сценарий (Рубен Эстлунд)

  • Трехчасовая драма про старый Голливуд

    Режиссер «Одержимости»«Ла-Ла Ленда» и «Человека на Луне» Дэмиен Шазелл вернулся со своей самой амбициозной и мегаломанской картиной, которая жесточайшим образом провалилась в прокате, разделила критиков — и которую сравнивают с «Никельодеоном» (1976) Питера Богдановича. В центре повествования — Голливуд конца 1920-х годов и целая россыпь звезд. Саундтрек для Шазелла снова написал Джастин Гурвиц.

    Лучший оригинальный саундтрек (Джастин Гурвиц)

    Лучшее художественно оформление

    Лучший дизайн костюмов

  • Костюмированная драма про изнасилования в общине меннонитов

    В 2020 году на «Оскаре» за всех режиссерок мира отдувалась Грета Гервиг с «Маленькими женщинами». Теперь это предстоит сделать Саре Полли с обличительной драмой «Говорят женщины» про изнасилования среди меннонитов. Интересно, что Полли, как и Гервиг, пришла в режиссуру с актерского поприща. Это уже ее четвертая (после десятилетнего перерыва) полнометражная режиссерская работа.

    Лучший фильм

    Лучший адаптированный сценарий (Сара Полли)

  • Школьница при волнении превращается в огромную панду

    13-летняя Мэйлин Ли живет с родителями в Торонто. Она единственный ребенок в семье и, на первый взгляд, идеальная дочь: хорошо учится, занимается в нескольких кружках, а в свободное время помогает матери ухаживать за храмом, который построили в честь ее прародительницы Сунь И (что невольно заставляет вспомнить «Энканто»). Мама девочки Мин возлагает на дочь большие надежды и видит ее в будущем не меньше чем секретарем ООН. Поэтому Мэй приходится каждый день заслуживать одобрение властной женщины и скрывать от нее свои девчачьи увлечения — вроде восторженной фанатской любви к бойз-бенду 4Town (калька с 5ive) и рисунков в дневнике. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Мин находит фанфики дочери и устраивает скандал в полной уверенности, что ее идеальная малышка просто попала под дурное влияние. И тогда оказывается, что в каждом тихом омуте может завестись панда. Наутро после прилюдного позора Мэйлин просыпается в образе огромного пушистого красного зверя. Выясняется, что проблема наследственная и передается в семье по женской линии. Перевоплощение происходит каждый раз, когда девочка испытывает сильную эмоцию, — будь то радость, грусть или злость. Теперь Мэй предстоит научиться держать свои чувства под контролем, а еще решить, как поступить с непрошенной красной напастью. Благо рядом оказываются верные подруги, всегда готовые поддержать.

    «Я краснею» — мультфильм про преемственность травм и стигматизацию женской энергии. Он про девчонок и для девчонок. Недаром над ним работала практически полностью женская команда (сценарий вместе с Доми Ши писали Джулия Чо и Сара Штрейхер, а продюсером стала Линдси Коллинз). Здесь очень много типично женских шуточек, неприкрытой самоиронии и ностальгии. Несмотря на то, что это попытка показать мир через восприятие 13-летней девочки, сквозь кислотно-ванильную оболочку проглядывает оптика 30-летней женщины, оглядывающейся на себя сквозь годы. И поэтому на первый взгляд сладкая конфета местами немного горчит, как терапевтическая таблетка. История в «Я краснею» проста и по максимуму полна реализма, здесь, как и во многих мультфильмах компании «Дисней» последних лет, нет борьбы добра со злом, все проблемы — внутри, и каждому персонажу предстоит сделать выбор самому.

    Лучший анимационный фильм

  • Док про Навального, который вряд ли покажут в России

    Режиссер Дэниел Роэр встретился с Навальным, когда тот после отравления проходил реабилитацию в Германии. Съемки заняли относительно небольшой промежуток времени — этим, вероятно, объясняется то, что у режиссера получилось репортажное, динамичное кино. Роэр обходится практически без говорящих голов. Мы видим героев — Навального, его жену Юлию, соратников Леонида Волкова и Марию Певчих, а также Христо Грозева, главу проекта Bellingcat (объявлен в России иностранным агентом) за работой, компьютерами и бумагами, сидящими вполоборота к камере. Зрителю показывают бэкстейджи съемок видео самого Навального, как он совершает моцион или, например, подшучивает над детьми. Сложно не заподозрить, что это кино подано в нужном для самого Навального свете. Но не поддаться его обаянию еще сложнее.

    Лучший документальный фильм

  • От мамонтов к моржам: новый док Максима Арбугаева

    Максим Арбугаев до этого снял документальный фильм «Генезис 2.0» про бивни мамонтов, а в «Выходе» решил рассказать про усы моржей. Для этого он со своей сестрой Евгенией отправился на Чукотку, на так называемый «берег моржей», где ученый-отшельник с усами, как у моржа, тихо наговаривает свои страдания на диктофон, описывая вымирающую Чукотку.

    Лучший короткометражный документальный фильм

На «Оскаре-2023» победила даже Россия. Рассказываем, кому и за что дали статуэтки
На «Оскаре-2023» победила даже Россия. Рассказываем, кому и за что дали статуэтки
На «Оскаре-2023» победила даже Россия. Рассказываем, кому и за что дали статуэтки
16 фильмов, которые мы ждем с Каннского фестиваля 2022 года
16
фильмов, которые мы ждем с Каннского фестиваля 2022 года
16 фильмов, которые мы ждем с Каннского фестиваля 2022 года
Лучшие фантастические фильмы 2022 года
Лучшие фантастические фильмы 2022 года
Лучшие фантастические фильмы 2022 года
16 фильмов, которые мы ждем с Венецианского фестиваля 2022 года
16
фильмов, которые мы ждем с Венецианского фестиваля 2022 года
16 фильмов, которые мы ждем с Венецианского фестиваля 2022 года
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость