Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
10 марта 2023

Всё везде и сразу: кого номинировали на «Оскар-2023»?

Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Анна Львова, Катя Загвоздкина
В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе вручат очередные «Оскары». Рассказываем про главных претендентов на голливудскую кинопремию.

У китайской иммигрантки Эвелин Вонг (Мишель Йео) что ни день, то неприятности. Прачечный бизнес (как и отец) дышит на ладан, муж (Ке Хюи Кван) — рохля, а дочь (Стефани Шу) — лесбиянка. Эвелин не может смириться ни с первым, ни со вторым, ни с третьим, а еще придирчивая налоговая агентка (Джейми Ли Кертис) так парит ей мозг, что еще одна мысль, и голова женщины просто взорвется. Но тут телом ее супруга завладевает ее муж из другого измерения (из измерения Альфа, если быть точными), говорит, что все мы живем в мультивселенной и что Эвелин — последняя надежда человечества. Поэтому ей надо оперативно освоить кунг-фу и готовиться к бою с всесильным злом под названием Джобу Тупаки.

Самый безумный сайфай 2022 года, а то и минувшего десятилетия, который поставил дуэт под названием Daniels (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт), известный также по «Человеку — швейцарскому ножу». Совершенно непонятно, как писать про это кино. И дело тут не в содержании (оно-то как раз довольно простое: это типичная семейная драма, весь конфликт которой сводится к тому, что близкие люди не могут найти общий язык, услышать друг друга), а в форме. Это фильм, снятый с точки зрения (!) квантовой суперпозиции. Иначе говоря, главная героиня периодически пребывает в нескольких состояниях одновременно: в одном мире она владелица прачечной, в другом — повар, в третьем — киноактриса. Главная героиня скользит между мирами, открывая в себе невероятные возможности. При этом с каждым новым прыжком растет и градус безумия картины, который обусловлен еще тем, что «Все везде и сразу» — мультяшная (по духу, а не по форме) и мультижанровая картина: это и семейная драма, и боевик, и комедия, и фантастика, и (в большей степени) приключенческое кино. На протяжении двух с половиной часов фильм так часто и резко переключается между жанрами, что просто не дает заскучать. А когда кажется, что у авторов уже закончились идеи, они выкидывают очередной трюк (скажем, с говорящими камнями или с черной дырой в виде бейгла), так что к финалу от происходящего на экране начинает кругом идти голова.

Лучший фильм

Лучший режиссер (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт)

Лучший оригинальный сценарий (Дэн Кван и Дэниел Шайнерт)

Лучшая женская роль (Мишель Йео)

Лучшая женская роль второго плана (Джейми Ли Кертис и Стефани Шу)

Лучшая мужская роль второго плана (Ке Хюи Кван)

Лучший оригинальный саундтрек (Son Lux)

Лучшая песня («This Is A Life»)

Лучший монтаж

Лучший дизайн костюмов

6.8
Банши Инишерина
2022, Трагикомедия

Фестивальный крауд-плизер (впервые фильм был показан в прошлом году в Венеции), который нравится абсолютно всем, кроме кинообозревателей «Афиши». На наш взгляд, «Банши» — самая слабая режиссерская работа ирландца, который когда-то так мощно дебютировал с «Залечь на дно в Брюгге», а затем каждая его новая картина («Семь психопатов»«Три билборда на границы Эббинга, Миссури») была слабее предыдущей. И дело даже не в том, что МакДона, всегда сторонившийся в кино театральщины, экранизировал непоставленную пьесу из трилогии Аранских островов, все части которой до этого можно было увидеть разве что на сцене. А в высосанном из пальца конфликте, на котором стоят эти «Банши». Коллизия картины выглядит настолько придуманной, а ее эскалация столь надуманной, что в финале фильм вызывает не катарсис, а разочарование.

Лучший фильм

Лучший режиссер (Мартин МакДона)

Лучший оригинальный сценарий (Мартина МакДона)

Лучшая мужская роль (Колин Фаррелл)

Лучшая женская роль второго плана (Керри Кондон)

Лучшая мужская роль второго плана (Брендан Глисон и Барри Кеоган)

Лучший оригинальный саундтрек (Картер Бёруэлл)

Лучший монтаж

История 19-летнего немца Пауля Боймера (Феликс Каммерер), который, поддавшись патриотическому порыву, вместе со школьными друзьями, идет на фронт Первой мировой войны. Однако вместо обещанного марша по улицам Парижа он с товарищами оказывается в окопном аду, где герои гибнут один за другим и теряют все человеческое.

Удивительно, но это первая немецкая экранизация одноименного антивоенного романа Эриха Марии Ремарка. На родине роман долгое время был под запретом и даже горел на площадях, а книгу до этого ставили лишь дважды: американцы в 1930 году и британцы в 1979-м (эти фильмы получили «Оскар» и «Золотой глобус» соответственно). Несмотря на то что новая экранизация — интернациональный проект, созданный на мощностях Netflix, в ней очевидно желание именно немцев, в частности режиссера Эдварда Бергера («Террор»), поговорить об исторических грехах своего народа. Основную канву книги почти не изменили, лишь спрессовав четыре года войны в один и убрав эпизоды мирной жизни. Зато авторы решили добавить исторический контекст, показав, как союзники навязывают Германии унизительное поражение и сеют тем самым семена будущего ресентимента. Этот простой посыл фильма едва не тонет в эстетстве Бергера, который вместе с оператором Джеймсом Френдом и леденящим душу саунд-дизайном композитора Фолькера Бертельмана создает удивительные аудиовизуальные картины ужасов фронта — чудовищные и завораживающие одновременно. Но сквозь их мертвенно-бледную красоту пробивается любовь к жизни и подлинный антивоенный пафос, которые в итоге берут верх над смертью и чувством вины.

Лучший фильм

Лучший международный фильм

Лучший адаптированный сценарий (Эдвард Бергер, Лесли Патерсон и Иэн Стокелл)

Лучшая операторская работа (Джеймс Френд)

Лучший оригинальный саундтрек (Фолькер Бертельманн)

Лучшее художественное оформление

Лучшие визуальные эффекты

Лучшие грим и прически

Лучший звук

6.8
Элвис
2022, Биография

«Элвис» База Лурманна, как и спилберговские «Фабельманы», тоже в какой-то степени рассказывает про отношения отцов и детей, а еще про фаустианскую сделку с дьяволом и птицу без ног, которая всю жизнь провела в полете (красивая метафора). У Лурманна, как всегда, отличный саундтрек, который хочется сразу же переслушать после фильма, и козырный Остин Батлер в роли Элвиса, от которого не отвести глаз, как и от самого Пресли. А еще элвисовский байопик мог бы называться «Байки из склепа». Дело в том, что пока король рок-н-ролла находится на коне, он похож на фараона из Мемфиса (по злой иронии судьбы родной городок прославленного рок-н-ролльщика называется так же, как важный опорный пункт Древнего Египта), но затем таблетки, долговое рабство и игла фанатской любви все больше превращают его в ожившую мумию, гробницей которой становится отель «Интернешнл» в Лас-Вегасе — городе, расположенном в пустыне, как и пирамидальные усыпальницы великих египетских царей.

Лучший фильм

Лучшая мужская роль (Остин Батлер)

Лучшая операторская работа (Мэнди Уокер)

Лучший монтаж

Лучшее художественное оформление

Лучший дизайн костюмов

Лучшие грим и прически

Лучший звук

6.9
Фабельманы
2022, Драма

Один из самых закрытых режиссеров Голливуда Стивен Спилберг после недавней смерти отца и матери (Арнольд умер в возрасте 103 лет, а Леа — 93) решился наконец-то рассказать о своей семье — пусть и в завуалированном ключе. В его новом полуавтобиографическом фильме повествуется о семье Фабельман, а точнее, про юного киномана Сэмми Фабельмана (Габриэль ЛаБелль), который мечтает стать режиссером. Его родителей играют Пол Дано и Мишель Уилльямс, а в роли больше чем друга семьи появляется Сет Роген. Нельзя сказать, что Спилберг до этого совсем уж не затрагивал тему отцов и детей: скажем, его отношениям с папой был посвящен третий «Индиана Джонс». Но в «Фабельманах» режиссер (неожиданно) решил поведать о своей маме. Получилось невероятно трогательно. Есть ощущение, что этот акт душевного эксгибиционизма оценит не только Голливудская ассоциация иностранной прессы, вручившая фильму «Золотой глобус», но и киноакадемики на «Оскаре» (они такое любят).

Лучший фильм

Лучший режиссер (Стивен Спилберг)

Лучший оригинальный сценарий (Стивен Спилберг и Тони Кушнер)

Лучшая женская роль (Мишель Уилльямс)

Лучшая мужская роль второго плана (Джадд Хирш)

Лучший оригинальный саундтрек (Джон Уилльямс)

Лучшее художественное оформление

Тар
2022, Драма

Не зря Тодд Филд («В спальне»«Как малые дети») сыграл пианиста у Стэнли Кубрика в «С широко закрытыми глазами»: он многому научился у мастера. Например, снимать неоднозначные фильмы, вокруг которых ломаются копья. «Тар» — всего лишь третья его режиссерская работа (в этот клуб наследников Кубрика с тремя фильмами в портфолио сейчас еще входят Джонатан ГлейзерДжордан Пил и Ричард Келли). В фильме рассказывается о токсичной дирижерке Берлинского филармонического оркестра Лидии Тар, блистательно сыгранной Кейт Бланшетт (по первой профессии Филд сам актер, поэтому с артистами он работать умеет). В картине ставится донельзя актуальный вопрос: может ли большой талант оправдать свинское поведение? Но как всякий серьезный художник Филд не дает готового ответа, а дает пищу для размышлений, чтобы зрители сами сделали выводы. Символичен и финал, в котором главная героиня сбегает на Филиппины, а на реке, ведущей в самое сердце тьмы, узнает, что крокодилы, сбежавшие со съемок фильма с Марлоном Брандо, выжили. К сожалению, такие чудовища, как Лидия Тар, тоже выживают.

Лучший фильм

Лучший режиссер (Тодд Филд)

Лучший оригинальный сценарий (Тодд Филд)

Лучшая женская роль (Кейт Бланшетт)

Лучшая операторская работа (Флориан Хоффмайстер)

Лучший монтаж

6.9

Второй после «Аватара» самый кассовый фильм 2022 года, но это тот редкий случай, когда совершенно заслуженно. Никто не может остановить Тома Круза — самого быстрого человека на земле, который в этой картине вернулся к козырной роли капитана Пита «Мэверика» Митчелла, летчика-испытателя и аса из асов. По сюжету он должен научить новое поколение пилотов азам летного мастерства, чтобы они смогли разбомбить ядерную установку в заснеженных горах одной неназванной злой страны и живыми вернуться домой.

На первых минутах «Мэверика» невозможно сдержать улыбку — не потому, что звучащая за кадром музыка вызывает прилив ностальгии по оригинальному фильму (который в России никогда не пользовался такой же бешеной популярностью, как в США), а потому, что она навевает воспоминания о кинопародии «Горячие головы» (которая в нашей стране как раз стала культовой). Да, это тот самый случай, когда кинопародия в постсоветской России превзошла оригинал. И, быть может, после «Мэверика» стоит глянуть комедию с Чарли Шином, чтобы снизить градус пафоса, царящий в сиквеле «Топ Гана», который во всех остальных смыслах является идеальным кино. Пока Том Круз сражается с временем, начисто забываешь про время — два часа с гаком пролетают так же быстро, как истребитель. Не только за счет виртуозной режиссеры, но и олдскульной драматургии. В «Мэверике» не только высокий уровень постановки, но и прекрасный сценарий: все сюжетные элементы находятся на своих местах и поэтому сразу начинают работать. Уже по фильму «Трон: Наследие» (еще одному сиквелу восьмидесятнического хита) было понятно, что Джозеф Косински — классный режиссер. Теперь об этом говорим не только мы, но и восторженная критика вместе с сокрушительными сборами.

Лучший фильм

Лучший адаптированный сценарий (Эрен Крюгер, Эрик Уоррен Сингер, Кристофер МакКуорри, Питер Крэйг и Джастин Маркс)

Лучшая песня («Hold My Hand»)

Лучший монтаж

Лучшие визуальные эффекты

Лучший звук

 

Скорее разочаровавший сиквел «Черной Пантеры», который из-за скоропостижной смерти Чедвика Боузмана явно переписывался впопыхах под Летицию Райт. Ее героиня трогательно скорбит по почившему брату Т’Чалле, пытается разобраться со своими чувствами и отношением к традициям родного народа, в то время как Ваканду атакует братско-сестринская подводная держава под названием Тлалокан. Беззубый экшен, двусмысленный политический месседж (надо понять и простить напавшую на тебя страну-агрессора) и финал в духе латиноамериканских мыльных опер делают эту печальную историю совсем невыносимой. Но великая Анджела Бассетт в роли королевы Ваканды невероятно крута.

Лучшая женская роль второго плана (Анджела Бассетт)

Лучшая песня («Lift Me Up»)

Лучший дизайн костюмов

Лучшие визуальные эффекты

Лучшие грим и прически

7.5

На планете Пандора, как и на Земле, прошло 13 с лишним лет. За это время у бывшего космического морпеха Джейка Салли (Сэм Уортингтон) и дочери вождя племени на’ви Нейтири (Зои Салдана) выросли трое своих детей, плюс они усыновили двух чужих. Они-то и станут главными героями сиквела, который по мере развития сюжета превратится в настоящую семейную сагу. После того как на Пандору в новом (аватарском) обличье возвращается погибший в первом фильме полковник Куоритч (Стивен Лэнг), Салли (во множественном числе) оказываются вынуждены бежать из своего леса и искать убежище у подводного племени на’ви, которое возглавляет беременная героиня Кейт Уинслет с супругом.

Не знаем как, но у Джеймса Кэмерона получилось! «Аватар: Путь воды» — грандиозное трехчасовое киноприключение. Невероятно зрелищный аттракцион. Технологическая революция. Кино будущего, которое можно посмотреть уже сегодня. Но грош цена была бы всему этому хваленому фотореализму и IMAX 3D, если бы в этот раз режиссер и его соавторы не придумали классную историю (в первом фильме она все-таки была чересчур простой). Сюжет держит в напряжение все три часа — не только благодаря многофигурности (персонажей в «Аватаре» столько, что хватило бы на сериал), но и полифоничности. Обилие тем, за которые взялся режиссер, огромно. Тут и отношения первого мира с третьим, и критика империализма, и поиски нового дома, и синдром чужого (линия Паука — приемного сына Джейка и Нейтири, этакого космического Маугли), и экологическое высказывание уровня «Моби Дика» Германа Мелвилла. Но главное то, что это история не про людей, а про синекожих инопланетян, которым сопереживаешь больше, чем людям. Собственно, в том и заключается величие Кэмерона: он умеет подвергнуть традиционные этические нормы ревизии, вызвать эмпатию к непохожим на нас существам — машинам или тем же инопланетянам.

Лучший фильм

Лучшее художественное оформление

Лучшие визуальные эффекты

Лучший звук

Треугольник печали
2022, Трагикомедия

Победитель Каннского фестиваля 2022 года — бичующая современные нравы и капитализм социальная сатира про белых привилегированных богачей, потерпевших кораблекрушение на яхте. Неутомимый швед Рубен Эстлунд, до этого уже побеждал в Каннах с «Квадратом», в котором паровым катком проехался по миру современного искусства. Его новая работа похожа на сатирическое европейское кино 1970-х годов, за тем важным отличием, что она затянутая и несмешная.

Лучший фильм

Лучший режиссер (Рубен Эстлунд)

Лучший оригинальный сценарий (Рубен Эстлунд)

6.8
Вавилон
2022, Драма

Режиссер «Одержимости»«Ла-Ла Ленда» и «Человека на Луне» Дэмиен Шазелл вернулся со своей самой амбициозной и мегаломанской картиной, которая жесточайшим образом провалилась в прокате, разделила критиков — и которую сравнивают с «Никельодеоном» (1976) Питера Богдановича. В центре повествования — Голливуд конца 1920-х годов и целая россыпь звезд. Саундтрек для Шазелла снова написал Джастин Гурвиц.

Лучший оригинальный саундтрек (Джастин Гурвиц)

Лучшее художественно оформление

Лучший дизайн костюмов

В 2020 году на «Оскаре» за всех режиссерок мира отдувалась Грета Гервиг с «Маленькими женщинами». Теперь это предстоит сделать Саре Полли с обличительной драмой «Говорят женщины» про изнасилования среди меннонитов. Интересно, что Полли, как и Гервиг, пришла в режиссуру с актерского поприща. Это уже ее четвертая (после десятилетнего перерыва) полнометражная режиссерская работа.

Лучший фильм

Лучший адаптированный сценарий (Сара Полли)

6.8
Я краснею
2022, Мультфильм

13-летняя Мэйлин Ли живет с родителями в Торонто. Она единственный ребенок в семье и, на первый взгляд, идеальная дочь: хорошо учится, занимается в нескольких кружках, а в свободное время помогает матери ухаживать за храмом, который построили в честь ее прародительницы Сунь И (что невольно заставляет вспомнить «Энканто»). Мама девочки Мин возлагает на дочь большие надежды и видит ее в будущем не меньше чем секретарем ООН. Поэтому Мэй приходится каждый день заслуживать одобрение властной женщины и скрывать от нее свои девчачьи увлечения — вроде восторженной фанатской любви к бойз-бенду 4Town (калька с 5ive) и рисунков в дневнике. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Мин находит фанфики дочери и устраивает скандал в полной уверенности, что ее идеальная малышка просто попала под дурное влияние. И тогда оказывается, что в каждом тихом омуте может завестись панда. Наутро после прилюдного позора Мэйлин просыпается в образе огромного пушистого красного зверя. Выясняется, что проблема наследственная и передается в семье по женской линии. Перевоплощение происходит каждый раз, когда девочка испытывает сильную эмоцию, — будь то радость, грусть или злость. Теперь Мэй предстоит научиться держать свои чувства под контролем, а еще решить, как поступить с непрошенной красной напастью. Благо рядом оказываются верные подруги, всегда готовые поддержать.

«Я краснею» — мультфильм про преемственность травм и стигматизацию женской энергии. Он про девчонок и для девчонок. Недаром над ним работала практически полностью женская команда (сценарий вместе с Доми Ши писали Джулия Чо и Сара Штрейхер, а продюсером стала Линдси Коллинз). Здесь очень много типично женских шуточек, неприкрытой самоиронии и ностальгии. Несмотря на то, что это попытка показать мир через восприятие 13-летней девочки, сквозь кислотно-ванильную оболочку проглядывает оптика 30-летней женщины, оглядывающейся на себя сквозь годы. И поэтому на первый взгляд сладкая конфета местами немного горчит, как терапевтическая таблетка. История в «Я краснею» проста и по максимуму полна реализма, здесь, как и во многих мультфильмах компании «Дисней» последних лет, нет борьбы добра со злом, все проблемы — внутри, и каждому персонажу предстоит сделать выбор самому.

Лучший анимационный фильм

Режиссер: Доми Ши
Навальный
2022, Биография

Режиссер Дэниел Роэр встретился с Навальным, когда тот после отравления проходил реабилитацию в Германии. Съемки заняли относительно небольшой промежуток времени — этим, вероятно, объясняется то, что у режиссера получилось репортажное, динамичное кино. Роэр обходится практически без говорящих голов. Мы видим героев — Навального, его жену Юлию, соратников Леонида Волкова и Марию Певчих, а также Христо Грозева, главу проекта Bellingcat (объявлен в России иностранным агентом) за работой, компьютерами и бумагами, сидящими вполоборота к камере. Зрителю показывают бэкстейджи съемок видео самого Навального, как он совершает моцион или, например, подшучивает над детьми. Сложно не заподозрить, что это кино подано в нужном для самого Навального свете. Но не поддаться его обаянию еще сложнее.

Лучший документальный фильм

Режиссер: Дэниел Роэр
Выход
2022, Короткометражный

Максим Арбугаев до этого снял документальный фильм «Генезис 2.0» про бивни мамонтов, а в «Выходе» решил рассказать про усы моржей. Для этого он со своей сестрой Евгенией отправился на Чукотку, на так называемый «берег моржей», где ученый-отшельник с усами, как у моржа, тихо наговаривает свои страдания на диктофон, описывая вымирающую Чукотку.

Лучший короткометражный документальный фильм

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все