Лучшие фантастические фильмы 2020 года

29 декабря 2020
Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Василий Говердовский
29 декабря 2020
В этом году отменился выход сразу нескольких супергеройских блокбастеров, также не вышла амбициозная «Дюна» Дени Вильнева, который в последнее время занял нишу главного сайфай-режиссера. Тем не менее в 2020-м была масса занятных дебютов, а «Бескрайнюю ночь» мы и вовсе считаем тайным шедевром. В связи с этим «Афиша» составила подборку лучших фантастических фильмов, которые, поверьте, вас удивят.
  • Стилизованный под «Сумеречную зону» грандиозный сайфай

    Дебютный, минималистский и по-настоящему захватывающий сайфай Эндрю Паттерсона. Это одна из главных и уж точно совершенных (по задумке и воплощению) премьер года. Ближайший референс к The Vast of Night — это, конечно, сериал «Сумеречная зона». Начало фильма Паттерсона стилизовано под заставку культового шоу, которое вот уже 60 лет открывает дверь в иное измерение. Только в «Бескрайней ночи» эта вымышленная телеантология называется «Театр парадокса», а сама картина выступает одним из ее эпизодов. По сюжету радиоведущий Эверетт (Джейк Горовиц) и его приятельница-старшеклассница Фей (Сьерра МакКормик), работающая телефонным оператором, слышат в эфире странные помехи, которые легко списать либо на вторжение коммунистов (на дворе 1950-е и холодная война), либо (что еще более параноидально) — на пришельцев. При этом сами герои проживают в маленьком городке Каюге, штат Нью-Мексико (Cayuga Productions — название студии, на которой снималась классическая «Сумеречная зона»). И несмотря на то что ребята кайфуют от своей работы и хорошо разбираются в истории города, они мечтают из него свалить: Эверетт — в Нью-Йорк, а Фей — в колледж. Связано это с тем, что героям слишком тесно в родных пенатах, они чувствуют себя здесь не в своей тарелке. Им интересно узнать, что находится дальше, там, за гранью. В итоге фильм вырастает в метафору перехода героев в иное состояние, ведь в конечном счете «Бескрайняя ночь» — это не только захватывающий сайфай, но и coming-of-age story, история взросления и прощания с домом.

  • Гипнотизирующая, медитативная, минималистская и звукозрительная симфония Йоханна Йоханнссона

    Режиссерский дебют скоропостижно скончавшегося исландского композитора Йоханна Йоханнссона, писавшего музыку к фильмам Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца», «Прибытие») и «Мэнди». Экранизация влиятельного научно-фантастического романа «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего» Олафа Стэплдона, рассказывающего про закат человеческой цивилизации. По форме — нечто среднее между видеоартом и постдрамой. В кадре нет людей, только каменные сооружения, строения и живописная природа. За кадром — гипнотизирующая музыка Йоханнссона, написанная в соавторстве с берлинцем Яиром Элазаром Глотманом, а также голос Тильды Суинтон, зачитывающей отрывки из романа (заметим, что актрисе и музе Дерека Джармена не впервой выступать в таком амплуа: смотрите, например, «Блю»). Конечно же, выбор Суинтон на роль рассказчицы неслучаен: кому, как не ей, настоящему андрогину, говорить от лица последних людей? В остальном это невероятная, совершенно фантастическая картина, завораживающий, медитативный, по большей части чувственный, но и также интеллектуальный опыт (точнее, experience!). Так бы, наверное, выглядело «Прибытие», если бы Вильнев, как и Йоханнссон, концептуально вывел людей за рамку экрана.

  • Галь Гадот борется с дикой кошкой и бизнесменом в 80-х

    «Чудо-женщина: 1984» начинается совершенно в духе «Олимпии» Лени Рифеншталь, только вместо атлетичных нацистов на экране мы видим амазонок с Темискиры — острова, спрятанного от людских глаз. Они устраивают между собой что-то типа Олимпийских игр. Как быстро становится понятно — это флешбэк, воспоминание Дианы Принс, Чудо-женщины (Галь Гадот) о проведенном на острове детстве, когда она училась играть по правилам и осознавала важность правды. По сюжету со времен первой части прошло около семидесяти лет, на дворе цветастые 80-е, Диана обжилась среди людей, но продолжает скучать по пилоту Стиву Тревору (Крис Пайн), который был ее первой и, кажется, единственной любовью. По крайней мере, Чудо-женщина чурается отношений и инкогнито наводит порядок в Вашингтоне, округ Колумбия, где в своей обыденной ипостаси работает старшим антропологом в Смитсоновском институте. Однажды в ее институт поступит древний артефакт — камень грез, который умеет исполнять желания. Диана неосознанно попросит у него, чтобы ее возлюбленный Стив вернулся к жизни, ее неуверенная в себе коллега Барбара Минерва (Кристен Уиг) захочет быть похожей на Диану, а честолюбивый бизнесмен Максвелл Лорд (Педро Паскаль) — стать воплощением камня, чтобы самолично исполнять желания.

    Этот камень — триггер, спусковой механизм сюжета — по понятным причинам отсутствует в трейлере фильма, зато в трейлере уместился почти весь экшен. Скажем прямо, сиквел «Вандер-вумен» не самое зрелищное кино, так что если вы пришли за аттракционом, то ошиблись дверью. Весь первый час отдан под неспешную, как это бывает у режиссерки Патти Дженкинс, экспозицию: герои болтают без умолку, мосты наводятся, чеховские ружья заряжаются. Чтобы зрители не заскучали, в середине картины будет небольшая погоня, а в конце — финальная разборка (но не ждите от нее многого, все-таки это не «Хищные птицы»!). Однако, если вы пришли за качественной драматургией и авторским высказыванием, то не останетесь в накладе. Эстетически новая «Чудо-женщина» сделана в духе «Суперменов» с Кристофером Ривом и, прости господи, «Супергерл» (1984), то есть намеренно дурашливо (так, в фильме не раз будет обшучена аэробика). Содержательно же картина Дженкинс даст фору многим супергеройским блокбастерам, так как она высказывается по целому спектру злободневных тем. Из того, что лежит на поверхности: режиссерка выстраивает перекличку между рейгановской и трамповской эпохой, на примере Барбары Минервы показывает, как сексизм и мужской шовинизм могут превратить женщину в злодейку, а на примере Максвелла Лорда обличает властолюбие и стремление к славе (герой Педро Паскаля с его фразой «Мир принадлежит мне» и белым костюмом превращается практически в копию Тони Монтаны из «Лица со шрамом»). Однако достоинство фильма Дженкинс в том, что там нет стопроцентных злодеев: и Барбара, и Максвелл прежде всего трагические фигуры, заложники своего общественного статуса и происхождения, так что в ленте еще поднимается и тема привилегий. Например, Чудо-женщина, как и Питер Паркер во втором «Человеке-пауке», теряет свои силы. Все это вырастает в метафору утраты привилегий, которыми с детства была одарена Диана и которые ей, очевидно, еще предстоит пересмотреть. Но главная коллизия ленты все же строится на противостоянии двух стратегий — созидательной (Дианы и Стива) и разрушительной (Барбары и Максвелла), конфликте того, кем мы хотим быть и кем мы являемся на самом деле, а также на рассказе о том, какая сила спрятана в умении отказаться от своих желаний.

  • Медленный и отличный боди-хоррор Брэндона Кроненберга

    Не столь отдаленное будущее. Киллерша (Андреа Райсборо), работающая на неназванную корпорацию, выполняет задания, подключаясь к сознанию других людей с помощью мозговых имплантов. Но когда она поселяется в мозгу Колина (Кристофер Эбботт), что-то начинает идти не так. Второй фильм Кроненберга-младшего, который сделал качественный скачок вперед. Как и в «Антивирусе», здесь есть сатира на корпорации, а еще размышления о кризисе личностной самоидентификации, модной нынче гендерной флюидности и несколько запоминающихся своей жестокостью сцен. Как и его отец, когда-то сделавший карьеру на боди-хоррорах, Брэндон тоже уделяет львиную долю внимания телесности, но, в отличие от Кроненберга-старшего, рассказывает свою историю в очень неспешном ритме, что позволяет записать «В чужой шкуре» в слоубернеры. Однако, несмотря на медленный, убаюкивающий темп, это крайне захватывающее кино, в котором есть чему удивиться и даже поразиться.

  • Остроумный ромком про временную петлю как символ нового этапа в отношениях

    Полнометражный дебют режиссера Макса Барбакова, показанный еще в начале года на фестивале «Сандэнс», а затем из-за пандемии ковида разлетевшийся по онлайн-кинотеатрам. Первый вариант сценария Энди Сьяра написал еще на втором курсе AFI, а затем уже докручивал в нем временные петли, работая над сериалом «Ложа 49». Главные роли исполняла очаровательная парочка — комик из The Lonely Island, звезда «Бруклина 9-9» Энди Сэмберг и бродвейская певица и актриса Кристина Милиоти, наиболее известная по ситкому «Как я встретил вашу маму». Хай-концепт фильма можно описать как «День сурка» про и для миллениалов с той лишь разницей, что вместо зацикленного праздника теперь — свадьба в райском уголке Калифорнии (тоже вполне себе невыносимая), а во временную петлю здесь попадает не один, а сразу трое героев. Раздолбай Найлз (Сэмберг), вдоволь наигравшись со всевозможными вариантами развития событий, случайно затаскивает в loop сначала пожилого тусовщика Роя (Дж.К.Симмонс), который, поняв, во что ввязался, открывает на героя бесконечную охоту, а затем и сестру невесты — Сару (Милиоти), с которой у них вскоре разыгрывается бурный и драматичный роман. Фильм легко и весело перепридумывает жанр «ромкома в петле». Помимо метафоры повторяющегося дня как зацикленной жизни убегающих от серьезных отношений 30-летних (с предсказуемым хеппи-эндом), картина полна самого разнообразного юмора — от обычных околосвадебных гэгов до постмодернистских заигрываний с самой формой loop-кино. Идеальный фильм для парочек всех возрастов и на любом этапе отношений.

  • Образцовая инди-фантастика

    Если вам в этом году не хватило одной «Бескрайней ночи», то вот еще одна восхитительная инди-фантастика, которая с фильмом Паттерсона образует отличный дабл-фичер. Режиссеры, братья-дебютанты Уиверы, очень экономно расходуют свой не самый великий арсенал художественных средств, но этого оказывается достаточно, чтобы публика на два часа залипла перед экраном. Сюжет в следующем: трое астрономов (Том Ингланд, Джошуа Форд и Арджун Сингх Панам) отправляются ночью в лесную глушь, чтобы слушать космос и, кажется, ловят инопланетный сигнал. Дальше они сделают все, чтобы его записать, потому что аппаратура садится, а до ближайшей обсерватории гнать и гнать. Стоит сказать, что большая часть действия происходит в автомобиле среди самых разных приборов, между героями существует внутренний микроконфликт (чтобы зрители не заскучали), но он быстро разрешается в пользу дружбы, ведь в конечном счете картина рассказывает о духе единения. Последние полчаса — адреналиновый саспенс, который режиссеры умело нагнетают за счет ловко расставленных сюжетных и драматических акцентов. Это чрезвычайно романтическая картина в том смысле, что она будит в зрителях азарт первооткрывательства. Оказывается для того не нужны большие бюджеты и спецэффекты: достаточно нарисовать на ночном небе тень от звездолета и усадить трех нердов в тачку — все остальное сделает химия между ними.

  • Долгое прощание Евы Грин с дочерью перед полетом к звездам

    Расхваленная критиками производственная драма француженки Алисы Винокур. В главных ролях — голливудские звезды Ева Грин и Мэтт Диллон, которые во время съемок жили в Звездном Городке на Байконуре и закупались в магазине «Пятерочка», что стало поводом для многочисленных мемов. По сюжету в 2030 году земляне таки отправляют первую экспедицию на Марс. В ее состав помимо бравого американца (Дилон) и русского (Алексей Фатеев) попадает хрупкая француженка Сара (Грин), которой теперь предстоит отстоять свое право представлять планету во время суровой предполетной подготовки. Но главное испытание для нее — прощание с 8-летней дочкой (Зели Булан), которую она вынуждена на долгие годы оставить с бывшим мужем (Ларс Айдингер). «Проксима» — типичное медленное кино с небольшим количеством событий и избытком чувств. Крупные планы красивых лиц, минимум музыки и длинные панорамы природы с ее собственным величественным звучанием — вся эта тарковщина особенно естественно ложится на родные постсоветские пейзажи. Фильм не рассуждает, а скорее, созерцает и изучает под микроскопом одну отдельно взятую драматичную ситуацию и момент, который может на себе спроецировать любой родитель или просто человек, хоть раз переживший тяжелое расставание. Ведь так никто и не придумал, как сказать самому близкому «прощай» так, чтобы слова не звучали, будто они из чужого или даже инопланетного языка.

  • Сайфай-комедия про прозевавших инопланетный апокалипсис миллениалов

    Смешные миллениалы Джек и Су (Джон Рейнолдс и Сунита Мани, оба из сериала «Кайф с доставкой») решают устроить себе цифровой детокс и побыть наедине друг с другом, собой и природой в загородном домике. Все вроде бы идет хорошо, но тут случается инопланетное (но очень няшное — пришельцы выглядят как милые и пушистые пуфы) вторжение, а герои не в курсе, потому что у них смартфоны отключены. Написанная и снятая в четыре руки Алексом Хьюстоном Фишером и Элинор Уилсон фантастическая комедия, в которой высмеивается общая инфантильность поколения Y, а также их зависимость от технологий и соцсетей. Так, в самой душераздирающей сцене фильма Джек жалуется на то, что, в отличие от своего от отца и братьев, ничего не смыслит в сантехнике (и в этот момент трудно не узнать в персонаже самого себя). В финале же, жутко похожем на концовку «Бескрайней ночи», этот кидалтовый апокалипсис превращается в историю о том, как стремительно повзрослеть в экстремальных условиях.

  • Подростковый постапокалипсис в духе «Зомбиленда»

    После успеха «Зомбиленда» многие кинематографисты загорелись идеей переработать известные жанровые стандарты на веселый молодежный манер. Например, создатели «Любви и монстров» решили смешать постапокалипсис про гигантских монстров с подростковым ромкомом. Правда, добиралась до зрителей картина долгие восемь лет, пропустив вперед даже не самый удачный сиквел того же самого «Зомбиленда». По сюжету человечество, спасаясь от огромного метеорита, запустило в него новейшими ракетами, но не учло, что обрушившийся из-за этого химический дождь превратит земную фауну в огромных чудищ. Немногочисленные выжившие прячутся в подземных бункерах, и для молодого Джоэла (Дилан О’Брайен) это оказывается настоящей пыткой, ведь все остальные обитатели убежища нашли себе пару, а он вынужден довольствоваться сеансами радиосвязи со своей девушкой Эйми (Джессика Хенвик из «Железного кулака» и «Под водой»), с которой его семь лет назад разлучила катастрофа. Отчаявшись, он отправляется в опасное путешествие, чтоб наконец встретиться с возлюбленной, а заодно доказать себе и окружающим, что способен убивать чудищ не хуже, чем готовить. Сценарий собран из готовых сюжетных блоков и больше обозначает идеи, чем доводит хоть одну из них до ума — экшен в картине лишь для галочки, над заявленной романтикой больше иронизируют, да и запоминающихся шуток в картине почти нет. Зато фильм берет раздолбайским обаянием и ностальгическим уютом незлого подросткового кино. К тому же столь яркого и цветастого постапокалипсиса, как у режиссера Майкла Мэтьюса, вы еще не видели.

  • Черная трагикомедия про взрывающихся зумеров

    В один день ученики американской школы Ковингтон ни с того ни с сего просто начали взрываться. Пока ученые пытались выяснить причину такой кроненберговщины, двое старшеклассников — Мара (Кэтрин Лэнгфорд) и Дилан (Чарли Пламмер) — на почве черного юмора влюбились друг в друга. Режиссерский дебют сценариста «Любви и монстров», хорроров «Няня» и «Под водой» Брайана Даффилда. Остроумная, немного нигилистическая, но в целом безумно обаятельная (в том числе за счет исполнителей главных ролей) фантастическая комедия, которая ближе к финалу превращается в настоящую драму, исследующую душевные травмы зумеров и их страх перед взрослой жизнью, ведь что такое взрывающиеся школьники как не метафора разрывающего на куски пубертата?

  • Рок-н-ролльщики спасают вселенную от гибели

    Музыканты Билл и Тед (Алекс Уинтер и Киану Ривз) облажались: они так и не записали песню, которая бы объединила весь мир. Зато они вырастили чудесных дочек (Самара Уивинг и Бриджет Ланди-Пейн), микрокопии самих себя, которые решают во что бы это ни стало помочь отцам, когда становится понятно, что если песни не будет, Земле крышка. Триквел «Невероятных приключений Билла и Теда» (а ведь был еще и мультсериал!) оказался таким же невероятно глупым, как оригинал, но этой своей глупостью располагающий: два возрастных болвана снова путешествуют во времени в телефонной будке, ругаются с самими собой из будущего и снова наведываются к Смерти (Уилльям Сэдлер). Только на сей раз их оттеняет женский состав — не только дочери, но и жены (Джейма Мейс и Эринн Хейс). Наверное, все это могло бы быть еще веселее, но, в принципе, и так сойдет, к тому же фильм Дина Паризо («В поисках галактики») может похвастаться обезоруживающе трогательным финалом.

  • Занимательная робофантастика со своей фишкой

    Полнометражный дебют британского художника Гэвина Ротери, работавшего, к примеру, над фильмом «Луна 2112» Дункана Джонса. Талант дизайнера пригодился ему и здесь — благодаря умелой работе с декорациями и светом фильм выглядит куда дороже, чем есть на самом деле. В главных ролях снялись Тео Джеймс, известный по трилогии «Дивергент» и сериалу «Везунчик», и Стейси Мартин, чьей самой значительной работой пока остается «Нимфоманка». По сюжету талантливый механик и программист работает один-одинешенек в старенькой лаборатории где-то в горной глуши Японии. По контракту он выполняет трехлетний заказ для крупной корпорации, но на деле создает новое поколение андроидов. Парочка роботов уже бродит по базе и по мере сил помогает ему с финальной, третьей моделью, в которую он надеется переселить сознание погибшей жены. Его сохранила на хрупком и постепенно стирающемся аналоговом носителе корпорация «Архив» (так фильм и называется в оригинале). Больше всего картина напоминает слегка затянутый эпизод сериала «Черное зеркало» (впрочем, как и большая часть современной фантастики), да и сюжет кажется склеенным из нескольких серий старых сезонов. При этом художественное исполнение фильма на высоте — образ загадочной лаборатории в заснеженных горах надолго врезается в память, а легкий киберпанковский флер только усиливает впечатление. Правда, машины к концу фильма начинают слегка переигрывать людей (отчего-то раскрашенной Стейси Мартин совсем забыли придумать пластику), но спасает своевременный финальный твист, благодаря которому кино наверняка попадет в популярные топы фильмов, концовка которых «снесет вам башню».

  • Бодрый сайфай-триллер от создателей «Паранормального»

    Новое жанровое упражнение от многообещающего режиссерского дуэта Бенсона и Мурхеда («Ломка», «Весна», «Паранормальное»). Двое друзей-парамедиков (Энтони Маки и Джейми Дорнан) сталкиваются с цепочкой загадочных смертей, виновником которых, как вскоре выяснится, стал наркотик «Синхроник» (оригинальное название фильма), способный перемещать людей во времени. Это не самое выдающееся кино в подобном жанре (и не лучший фильм Бенсона и Мурхеда), но все же режиссерам будет чем нас удивить, несмотря на то что картина по большей части похожа на растянутую серию «Секретных материалов».

  • Незамысловатый фантастический боевик в духе «Пацанов»

    Еще один фантастический боевик от Netflix. За экшен про наркотик, превращающий людей в супергероев, взялись почти дебютанты Генри Джуст и Ариель Шульман, до этого работавшие над «Вирусом» и «Нервом». Power — название нового препарата, который дилерам из Нового Орлеана бесплатно раздает таинственный незнакомец с напомаженными усами. Хитрая таблетка вместо кайфа дарит настоящие суперспособности, но только на пять минут, при этом сила у каждого своя, и иногда (особенно при передозе) это талант с шиком разлететься на куски. Пресечь поток опасной отравы, а заодно раскрыть страшные тайны правительства, предстоит мстителю-одиночке с туманным прошлым (Джейми Фокс), копу (Джозеф Гордон-Левитт), который сам не прочь уравнять шансы при помощи наркотика, и школьнице-дилеру (Доминик Фишбэк), решившей завязать с темным прошлым. Как и вся (по большей части дурная) фантастика от Netflix, фильм старается выглядеть дороже, чем есть на самом деле. Местами это идет картине на пользу — пара экшен-сцен сделаны довольно изобретательно (к примеру, побоище в подвале клуба, снятое из герметичной колбы в центре зала), а общий градус насилия сильно перехлестывает привычные бескровные кинокомиксы (рейтинг R здесь совсем не для галочки). Да и простоватый сюжет, хоть и не исчерпывает любопытный концепт с дурью для супергероев, собран ладно и без провисаний. На выходе имеем добротное и нестыдное кино на вечер.

  • «Чужой» встречает «Прибытие» в советском профилактории

    Разрекламированная российская фантастика от сценаристов «Вторжения» и «Притяжения» Олега Маловичко и Андрея Золотарева, которая из-за пандемии сразу вышла в онлайн. Сюжет развивает идею короткометражки «Пассажир» Егора Абраменко по сценарию Романа Волобуева. Так, в СССР накануне перестройки происходит крушение космического аппарата. Один из выживших космонавтов (Петр Федоров), похоже, сам того не подозревая, привозит в себе инопланетного «безбилетника». Чтобы разобраться в ситуации и по возможности извлечь паразита из тела героя, начальник сверхсекретного бункера (Федор Бондарчук, он же один из продюсеров картины) приводит на объект психолога (Оксана Акиньшина), склонную к смелым и рискованным методам. Параллельно с фантастически-детективным сюжетом, навеянным помимо разнообразных «Чужих» еще, пожалуй, и «Прибытием» Дени Вильнева, в картине развивается социально-политический. При этом эзопова языка и сайфай-метафор здесь так много, что вчитать что-то свое смогут зрители с самыми разными взглядами и политическими позициями. Ну а Оксана Акиньшина, как обычно, приручает главное чудовище на съемочной площадке — камеру, и умудряется вдохнуть какую-то свою жизнь даже в этот довольно механистичный проект (с диалогами у плодовитых сценаристов пока туговато). Но, в любом случае, дебют у Абраменко вышел занимательным и многообещающим.

  • Новая встреча пришельцев и отечественной ксенофобии

    «Русское кино в жопе, один Федя Бондарчук молодец» — никогда еще эта фраза не была так уместна, как в 2020-м. Если с первой ее частью еще можно поспорить (русское кино медленно выходит на приличный уровень), то вторая — чистая правда. Это Бондарчук спродюсировал и снялся в «Спутнике» — первом российском фантастическом хорроре, что пришелся по вкусу Западу. Это Бондарчук спродюсировал «Чик» и снял «Психа» — едва ли не самые громкие российские сериалы 2020-го. И это же Бондарчук снял «Вторжение», главный фантастический блокбастер года в России. Предыдущую часть, «Притяжение», рекламировали как русский ответ «Дню независимости», но ко всеобщему удивлению фильм оказался нежнейшим янг-эдалтом о вреде ксенофобии. В сиквеле решили восстановить справедливость и все же устроить вторжение пришельцев в Москве. Надо отдать должное сценаристам Олегу Маловичко и Андрею Золотареву, вместо стандартного нападения гигантских кораблей устроивших вселенский потоп как воды, так и фейк-ньюс. Сценарий «Вторжения» вообще написан лучше, чем ожидаешь: в нем находится место и остроумным находкам, и смешным шуткам, и трогательным взаимодействиям персонажей. А еще «Вторжение» просто очень круто снято. Это, кажется, первый образец российского блокбастера, который по уровню и сложности графики можно с оговорками ставить в один ряд с голливудскими конкурентами. Правда, главная претензия тоже относится к ней — вернее, к обращению с ней авторов. Бондарчук настолько упивается мощью CGI, что теряет в нем своих героев в финале. Зритель же от переизбытка впечатлений к этому моменту должен чувствовать себя объевшимся варенья. Спасибо, но последняя ложечка явно была лишней.

  • Фантастический триллер про теряющего связь с реальностью юриста

    Майндфак-кино откуда-то родом из середины нулевых, когда любили делать такие запутанные триллеры (смотрите, например, «Пиджак»). Сюжет поначалу не блещет оригинальностью: пронырливый юрист (Джастин Лонг) придумывает ход, который позволит страховой компании сэкономить кучу денег, и вместе скучного вечера с женой идет с другом отмечать в бар, где знакомится с двумя девушками, а затем с одной из них (Шейла Ванд) принимает наркотик, который отправляет его в стратосферу. После этого начинается самая настоящая дичь: пространство и время искривляются, а юрист оказывается в ловушке, если угодно, своего разума. Так бы, наверное, выглядели «Области тьмы», если бы их смешали с великой абсурдистской комедией «После работы» Мартина Скорсезе, в которой скучающий клерк тоже получил от жизни щедрую порцию приключений. В целом это небезупречная, но крайне захватывающая работа, критикующая корпорации и отправляющая зрителя в настоящий психоделический трип.

  • Психоделическое путешествие сквозь космос

    То ли растянутый психоделический клип, то ли кислотная фантастическая среднеметражка (три части по 15 минут), «Кровь машин» выросла из сайфая 80-х, карпентеркора и музыкального видео «Turbo Killer», которое французский дуэт режиссеров — Рафаэль Эрнандес и Савитри Джоли-Гонфард, подписывающийся псевдонимом Сет Икерман, — снял для музыканта Carpenter Brut. Все это еще сильно напоминает немецкий фантастический сериал «Лексс»: тут тоже есть разумный космический корабль, обнаженная женская натура и много, очень много воинственного феминизма! Наверное, это все же больше упражнение в жанре и стилизация, чем полноценный фильм, но те, кто без ума от восьмидесятнической эстетики, будут в восторге (кстати, одним из продюсеров картины выступил Дэвид Сандберг, режиссер «Кунг-Фьюри»).

  • Звезды боевиков во главе с Николасом Кейджем дают отпор новому Хищнику или «что ты, черт возьми, такое!»

    Очередная крепкая «бэха» от Димитри Логотетиса, возродившего до этого франшизу «Кикбоксер», в которой постаревший (а во второй части уже ослепший) Жан-Клод Ван Дамм учил уму-разуму нового конкурента Скотта Эдкинса — Алена Мусси. Он же играет главную роль и здесь. Компанию ему на этот раз составляют тайский самородок Тони Джаа, любящий помахать кулаками Фрэнк Грилло, спортсменка и просто красавица Джуджу Чань и всеядный, не умеющий отказывать Николас Кейдж, который в последние годы готов вписаться, кажется, в любую движуху. По сюжету, ловко спаривающему «Хищника» со «Смертельной битвой», раз в шесть лет на Землю прибывает таинственный гость из иных миров, которого должны ожидать несколько самых отмороженных земных бойцов-смертников, иначе месть его будет страшна. В этот раз ребята готовы дать инопланетному гостю настоящий бой. Однако для начала главному герою, как водится, придется потерять для мотивации пару-тройку верных товарищей и родственников. «Джиу-джитсу» даже не пытается прикидываться хорошим фильмом и долго запрягает (для экономии времени и бюджета многие переходы между сценами вообще заменены комиксами). Большую часть фильма составляют разнообразные побоища — сначала с толпами статистов, затем с инопланетным громилой в суперкостюме. Бои поставлены сносно, но без выдумки и шика, зато сняты довольно прилично с модными длинными планами, а в паре мест даже FP-камерой. Так что для любителей честного и бесхитростного экшена это самое то!

  • Бонус — шестиминутный хоррор одного из главных режиссеров нашего времени Джонатана Глейзера

    Не Нолан, а Джонатан Глейзер — настоящий гений. За 20 лет этот британец снял всего три фильма, но зато каких! Фильм-ограбление, семейная драма и завораживающий сайфай — все они стали событиями (ну кроме разве что семейной драмы). Короткометражка «Падение» — возвращение режиссера к малой форме, с которой он когда-то начинал (а начинал Глейзер как клипмейкер). Он снимал клипы для Radiohead, Blur, Jamiroquai. Во многих этих музыкальных видео он пародировал Стэнли Кубрика. Да что там, и в своих полнометражных фильмах он тоже оставлял жирные приветы Кубрику, потому что «Сексуальная тварь» — это оммаж «Убийству», «Рождение» — (отчасти) «Барри Линдону», а шедевр 2010-х «Побудь в моей шкуре» — «2001 год: Космическая одиссея». При этом надо полагать, что «Падение», которое сейчас можно увидеть на проходящем в онлайн-формате кинофестивале «Новое британское кино», — это оммаж «Заводному апельсину», потому что это тоже лютая антиутопия, в которой происходят страшные, невообразимые вещи. Фильм идет всего шесть минут, оставляет массу недосказанностей, но как всегда бывает с Глейзером, прорастает в тебе — и потом долго не выходит из головы. Не это ли качество настоящего гения? 

Лучшие фантастические фильмы 2020 года
Лучшие фантастические фильмы 2020 года
29 декабря 2020
40 кинопремьер, которые скрасили карантин
40
кинопремьер, которые скрасили карантин
27 июля 2020
Что нам обещают показать в кинотеатрах в августе?
Что нам обещают показать в кинотеатрах в августе?
22 июля 2020
Какие громкие кинопремьеры все же выйдут в 2020 году?
Какие громкие кинопремьеры все же выйдут в 2020 году?
13 мая 2020