В 2030-м человечество намерено отправить экспедицию на Марс: ее участниками становятся американец Майк (Мэтт Диллон), россиянин Антон (Алексей Фатеев) и француженка Сара (Ева Грин), которая пытается объяснить своей маленькой дочери, почему это важно. Не столько фантастическая, сколько семейная драма про космонавтку в мужском мире и преодоление земного притяжения. Съемки проходили в России (в Звездном городке и на космодроме Байконур), а фото с голливудскими актерами в магазине «Пятерочка» превратилось в мем.
Ева Грин в Звездном городке
Француженка Сара (Ева Грин), которая тренируется в Европейском центре космонавтов в Кельне, узнает, что ее утвердили для длительной экспедиции на МКС, миссии «Проксима». Это означает, что ей придется надолго расстаться со Стеллой (Зели Булан), дочерью младшего школьного возраста: та переедет к отцу, немцу-астрофизику (Ларс Айдингер), с которым Сара в хороших отношениях, но в разводе. Месяцы перед полетом Саре предстоит провести в Звездном городке под Москвой и на «Байконуре» в компании инструкторов, врачей и двух других членов экипажа — американца (Мэтт Диллон) и русского (Алексей Фатеев).
Космос по-прежнему — главная общая мечта человечества, и в околокосмической среде установлено почти коммунистическое интернациональное братство. Все основные герои фильма, включая маленькую девочку (стоит еще упомянуть немку Сандру Хюллер, звезду «Тони Эрдманна», играющую психолога), с легкостью переходят с одного языка на другой: Ева Грин, в частности, помимо французского бегло говорит в кадре по-английски, по-немецки и по-русски.
Весь второй акт «Проксимы» происходит в России, а третий — в Казахстане, и при этом практически ничто, кроме заснеженного леса за окном и переговоров окружающего персонала, не выдает выход действия за пределы Европейского союза. Ладно, российский космонавт при знакомстве немедленно предлагает выпить, но это первый и последний геополитический комментарий фильма. К тому же космонавт оказывается милейшим человеком, и в дальнейшем не замечен ни с водкой, ни с косовороткой, ни с медведем; наоборот, декламирует наизусть Мандельштама.
Братство братством, а что же сестры? Автор фильма, французская постановщица с поэтичным именем Алиса Винокур, неравнодушна к феминистским вопросам, и, безусловно, ритуальный вызов в «Проксиме» есть: на титрах показывают фотографии женщин-космонавтов, в кадре вспоминают Терешкову, а герой Мэтта Диллона (он как раз слегка карикатурно американский) позволяет себе немного доброжелательного сексизма, хотя потом и исправляется. Но тема женской борьбы, преодоления здесь второстепенна и обозначена механически: космический коммунизм — почти постгендерный (Клер Дени, конечно, не согласна). Это еще не «Звездный десант», но общей раздевалкой члены экипажа, которым предстоит месяцы провести в одной консервной банке, пользуются, не задумываясь. В затылок Саре на случай чего дышит дублер-датчанин.
Другое дело — тема материнства, которая в «Проксиме» как раз центральная. Как же, задаемся мы вопросом на этом экстремальном примере, женщине совместить профессиональное и личное. Что делать человеку, у которого дочь зовут Стеллой, а кошку — Лайкой, когда перед ним встает выбор увидеть Марс или первую влюбленность дочери. И что обо всем этом скажет дочь, в начале задумчиво интересующаяся, кто из них раньше умрет. Картина Винокур — занятная пара к другому свежему космическому фильму с латинским названием, «К звездам» Джеймса Грея, где эта же проблема рассматривалась с мужской точки зрения.
«Проксима», конечно, кино куда более скромное, во всех смыслах приземленное и порой чересчур, пожалуй, незатейливое. В принципе Ева Грин весь фильм прощается с дочкой, иногда отвлекаясь на тренировки и короткие диалоги с коллегами. Но по крайней мере Винокур знает, чего хочет — и каким образом это показать: все разыграно уверенно, прямолинейно, как по нотам. Документальный реализм — снимали на местности, — когда надо, подтягивается к звездам в саундтреке великого Рюити Сакамото. Грин, удерживаясь от соблазнов излишнего мелодраматизма, выступает предельно четко. Второй план тоже очень хороший. «Проксима» — маленький шаг для человечества, но не лишний.
Мне всегда нравились фильмы про полеты в космос и подготовку к ним и естественно, что «Проксиму» захотелось посмотреть именно в кино. И так вышло, что эта история мне понравилась не меньше, чем хваленые «Марсианин» и «Интерстеллар». К тому же, здесь гораздо меньше пафоса и громких речей, что пошло фильму только на пользу, потому что в таком случае мы можем сосредоточиться на самом главном – героине великолепной Евы Грин и ее переживаниях.
Фильм рассказывает о том, как действительно непросто будет попрощаться с близкими тебе людьми перед полетом, который может оказаться путевкой в один конец. Вместе с тем Сара (героиня Грин) должна пойти на столь рисковый шаг, потому что это ее цель, стремление и вера. А так как ей есть к кому возвращаться, значит она сделает все, чтобы полет прошел успешно. Саре есть, что терять и эта наилучшая страховка от необдуманных поступков.
История получилась эмоциональной и интересной, с демонстрацией вполне реальной программы подготовки космонавтов и крепкой драмой, которая не переходит границы и старается быть локомотивом сюжета, а не лишним давлением на зрителя. Вам точно должно понравиться.
Лично я рассматриваю «Проксиму» не так, как фильм о полетах в космос, как жизненную драму между мамой и дочкой. Лично для меня это самая интересная часть фильма. Может быть потому, что я человек эмоциональный и мне не раз приходилось расставаться со своим ребенком из-за командировок. Отношения между Сарой и дочерью показаны очень грамотно, с чувствами и переживаниями, но без лишнего трагизма. Ты веришь, что они на само деле близкие люди и им очень непросто прощаться при том, что вариантов все равно нет…
Также мне понравилось то, как показали подготовку Сары к эпохальной миссии. И портрет Терешковой в одном из моментов прям бьет для русского зрителя в самую цель. Никакой политики и ненужной вражды в этом фильмы вы не найдете. Главное, чему он нас учит, так это тому, что нужно верить в себя несмотря ни на что, любить свою семью и всегда к ней возвращаться, ведь это самое главное в жизни. В общем и целом, мне фильм понравился. Рекомендую.
Лично я шёл на фильм чтобы в очередной раз посмотреть на титьки Евы Грин.
Фильм меня в этом плане не разочаровал.
Они всё там же, с ними всё ок.