Фильм открытия 78-й Венецианского кинофестиваля. Дженис (Пенелопа Крус) — успешный фотограф, эмансипированная женщина и очень любящая свою землю испанка, которая ищет прах прадеда. Поэтому она одержима идеей провести эксгумацию останков из безымянных могил под родной деревней, чтобы специалисты смогли по ДНК идентифицировать тех, кого убили фалангисты. С этим ей помогает обаятельный и вполне приличный, жаль только, что женатый Артуро (Исраэль Элехальде). Роман мужчины и женщины приводит к тому, что Дженис оказывается в роддоме в фактическом статусе матери-одиночки и там знакомится с Аной (Милена Смит) — растерянным подростком. Той неоткуда ждать помощи, ее родительница Тереза (Айтана Санчес-Хихон) слишком занята собой и игрой в театре, чтобы помогать в воспитании внучки (которая еще и была зачата в результате очень некрасивой истории). Обстоятельства в этой истории сложатся так, что ДНК-тест понадобится задолго до того, как те самые захоронения вскроют… Испанский классик Педро Альмодовар складывает из этой истории тихую, тягучую притчу о материнстве и продолжении рода, возвращаясь от удивительных, изменивших палитру его фильмов «Боли и славы» и «Человеческого голоса» к привычным творческим решениям. Здесь его любимые актрисы, в том числе несравненная Росси де Пальма, здесь его любимая тема — Женщина, и вообще все, за что его любят и ненавидят уже столько лет.
Драма |
18+ |
Педро Альмодовар |
10 сентября 2021 |
3 февраля 2022 |
2 часа |
Две судьбы, две темных повести. Одна девушка (почти дебютантка Милена Смит) довольно рано забеременела, потому что ее изнасиловали на вечеринке и сняли это на видео. Ее семейка, опасаясь репутационных издержек в случае публикации записи в сети, решила замять инцидент и сохранить ребенка. Другая девушка, уже взрослая и всего добившаяся сама фотографиня (Пенелопа Крус снялась у Альмодовара аж в восьмой раз с 1997 года), решает оставить дитя от специалиста по раскопкам, с которым связалась по чистой случайности, потому что такова ее семейная традиция — воспитывать дочерей в неполных семьях, как завещали ее мать и бабка. Они рожают в одной больнице и в один момент, обе по чудесной дочке — правда, одна больше похожа на венесуэлку, хотя вроде бы этнический состав родителей к тому не располагает.
Дон Педро, у меня амнезия: Венецианский кинофестиваль стартует как бесконечный латинский сериал из 90-х, про который заранее понятно, что это сладостное мучение не кончится никогда (хотя потерпеть нужно всего одиннадцать дней), а весь предыдущий сюжет — кто там чей клон, кто кого любит, а у кого смертельная болезнь — мы давно забыли за ненадобностью.
По правде сказать, авторский кинематограф в последние месяцы вроде бы начал обратно вставать с колен, куда его опустила пандемия. В июле триумфально, но почти беззвездно прошли Канны. Итальянские коллеги решили ответить из бронебойных орудий — как можно больше известных лиц, зрительских фильмов, понятных художественных концепций, чтобы весь мир хотя бы в твиттере увидел знакомую эмблему с крылатым львом.
И вот — новый фильм Педро Альмодовара в обойме престижного венецианского конкурса, еще и на открытии. Впрочем, звание картины, начинающей Мостру (так Венецианский фестиваль называют местные жители), давно кажется расстрельным.
В предыдущих сериях: прошлогоднюю открывающую итальянскую картину «Порочная связь» не вспомнит даже тот, кто ее все же видел, «Правда» (2019) Хирокадзу Корээды оказалась бессмысленной французской антрепризной гастролью для японского лауреата «Золотой пальмовой ветви», а «Человек на Луне» (2018) Дэмиена Шазелла стал первой картиной этого американца, которая не оказалась мгновенной классикой (сравните с «Одержимостью» и «Ла-Ла Лендом»).
Альмодовара мы видеть на фестивалях устали, но на самом деле всегда рады — он как минимум никогда не травмирует своим кино, а укутывает зрителя в уютную привычность. Жаль, что не в этот раз.
Возможно, сейчас будет некрасивая ситуация, в которой один мужчина-критик учит прославленного режиссера-мужчину, как ему снимать о женщинах, но молчать об этом более невозможно. Допустим, линия одной из героинь, которую играет Милена Смит, действительно поражает драматизмом и кажется вполне актуальной. Перед нами разговор о том, как родительское давление может сломать тебе жизнь, особенно если ты от них финансово зависишь: у нее мать — не состоявшаяся актриса, которой судьба вдруг дает шанс и приличные роли на сцене, отчего она, видимо, и решила замять дело с пьяным изнасилованием собственной дочери.
У второй все не так очевидно: героиня Пенелопы Крус рожает только потому, что боится — а вдруг больше не родит в таком возрасте? Альмодовар волюнтаристским сценарным жестом командует ей — будет зайка, будет и лужайка. Еще и увязывает это с семейными традициями: раз у них так принято — воспитывать детей без отца, то пусть воспитывает.
У той героини, что пережила изнасилование, нет никаких перспектив в жизни — она подрабатывает то официанткой, то бебиситтер, при этом сама не знает, чего хочет от жизни. Правда, неудачливый осеменитель Пенелопы Крус в этой ситуации тоже не выглядит злодеем — он вообще-то женат, причем у его жены рак, так что его измена выглядит еще более неэтичной. Но он честно и до конца любит свою внезапную дочку, пусть даже от ее воспитания его отстраняют.
Если обобщать: роль женщины в обществе подается в этом фильме исключительно как роль роженицы. И без разницы, насколько это даст им состояться в личностном и карьерном плане, аборт — по фильму процедура идеологически недопустимая.
Еще «Параллельные матери» выглядят как очередной аргумент в бесконечной и непродуктивной дискуссии о том, умрет ли полный метр под натиском сериалов, а также поляжет ли смертью храброго кинотеатральный прокат благодаря стримингам. На самом деле очевидно, что обе эти сферы — для простоты назовем их сферой стабильности и сферой прогресса — заняты взаимным проникновением и двухсторонним заимствованием.
При этом новый фильм прижизненного классика Педро Альмодовара умудряется выпасть из обеих этих зон влияния: это и не сериал, который умеет грамотно вводить в состояние потока (даже на два часа), и не состоявшийся фильм. Потому что, по сути, это всего лишь одна телемыльная метафора, которая вне контекста не работает и которую для простоты восприятия упаковали в нехитрую мораль о том, что жизнь сложна, но держись за родную кровиночку.
Сам Педро так и держится за своего брата Агустина, который спродюсировал все фильмы режиссера, вышедшие с 1986 года, в том числе и этот, — спасибо, видимо, и ему тоже за очередное участие в конкурсе Венецианского кинофестиваля.