Москва
6.9

Фильм
Долгое прощание

The Long Goodbye, США, 1973
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Великий неонуар Роберта Отлмана

Экранизация одноименного детектива Рэймонда Чандлера про частного сыщика Филиппа Марлоу, который пытается помочь своему другу, обвиняемому в убийстве собственной жены.

  • Долгое прощание – афиша
  • Долгое прощание – афиша
  • Долгое прощание – афиша
  • Долгое прощание – афиша
Триллер, Драма, Криминальный
16+
Роберт Олтман
7 марта 1973
1 час 52 минуты

Другие фильмы Роберта Олтмана

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20395
4 октября 2013

Среди ночи на пороге у частного детектива Филипа Марлоу (Гулд) появляется его единственный друг Терри Леннокс (Бутон) со ссадинами на лице и просит подбросить до границы с Мексикой. Наутро к Марлоу приходит полиция: беглец якобы убил свою жену. Соседка Леннокса (Ван Палландт) нанимает Марлоу, чтобы тот нашел ее мужа, писателя-алкоголика (Хейден), а болтливый гангстер (Райделл) утверждает, что Леннокс украл у него деньги.

Марлоу без остановки бурчит что-то себе под нос (чаще всего доносится «я не против»). Марлоу ни разу не дерется; что у него есть пистолет, выяснится за пару минут до финала. Женщины в жизни Марлоу представлены компанией соседок-нудисток, увлеченных йогой. Первые десять минут фильма посвящены отношениям Марлоу с его котом. «Прощание» стоит особняком не только среди экранизаций Чандлера, но и в компании неонуаров 70-х, которые в основном были про форму — Олтмана же интересует дух. Персонаж Гулда старомоден не потому, что в Калифорнии, захваченной хиппи, носит черный костюм, водит старенький «линкольн» и курит одну за другой, а потому, что со своим героическим цинизмом опоздал лет на 20–30 — вокруг такие циники, что он выглядит идеалистом; только ленивый здесь не сообщит сыщику, что он лузер. Над ним подтрунивает даже фальшивый Хемингуэй, еще более жалкий осколок эпохи. Лица стерты, краски тусклы, прилипчивая песенка Джона Уилльямса про ежедневное прощание прозвучит в десятке аранжировок, в том числе мексиканского похоронного оркестра и дверного звонка. Камера Вильмоша Жигмонда за два часа не остановится ни на миг, но Марлоу суетится зря, он уже опоздал, и единственное, что может себе позволить, — это уйти красиво. В финале, элегантно обыгрывающем концовку «Третьего человека», это и произойдет самым что ни на есть буквальным образом.

4
0

Отзывы

7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
5 мая 2009

Следующим пунктом в бесконечной и бесконечно интересной траектории жанрового ревизионизма немолодого американского режиссера Роберта Олтмана стала еще более священная, чем вестерн, корова для национального кинематографа – жанр нуарового кино, что интересно, тесно связанный с первый «Золотым веком» Голливуда – 40-ми годами и именно один из знаковых представителей второго рассвета американского кино протянул руку для того, чтобы нет, не полностью вывернуть на изнанку устоявшийся жанр, но показать точку пересечения нуара и собственного, олтмановского режиссерского почерка, что само по себе не могло не исказить эталонные жанровые опоры.
В основе фильма лежит наверное самый идеальный и классический момент в истории нуара – чандлеровская новелла, да еще и про Филипа Марлоу, которого, на минуточку, играли всякие зубры вроде Хампфри Богарда. Естественно, в ракурсе видения Олтмана, главный герой – частный детектив – предстает в совершенно новом облике. Если у Чандлера Марлоу – это такой крепкий, мрачноватый, суровый, но справедливый парень, не имеющий проблем с женщинами и любящий поговорить (на этих монологах зачастую и выстраивается повествовательная система настоящего нуара), то Марлоу олтмановский – это всего лишь Эллиот Гулд, сыгравший большой спектр ролей от придурковатого военного доктора до папы Росса Геллера, но явно не вписывающийся в классическое представление о частном детективе. Образ его тоже не совсем привычный – бубнящий себе под нос одинокий и не очень крепкого сложения парень, попадающий сам скорее в неприятности, чем вытаскивающий кого-то из них, общающийся больше со своим чудесным котом, чем с девушками.
Кстати, именно на этом коте и построена завязка фильма. Так и не найдя по ближайшим магазинам нужный кошачий корм, Марлоу помогает одному своему знакомому доехать до Мексики. Некоторое время дома его ждет неприятный сюрприз в виде двух совсем уж не дружелюбных полицейских, которые арестовывают его по подозрению в убийстве Терри Ленокса – парня, который уехал в Мексику с Марлоу прошлой ночью. Однако, вскоре детектив оказывается на свободе, так как дело закрыто, ибо жена Ленокса была убита, по всей видимости своим мужем, который, в свою очередь, не видя смысла в дальнейшей жизни, покончил с собой. В это Марлоу не верит и решает вмешаться в ход судьбы, которая сталкивает его с другими персонажами этой переплетающейся не без характерного разреженного способа повествования Олтмана истории – крупный пьющий писатель, вылитый Хэммингуэй, его жена – в прошлом красотка и знаменитость, мафиози, у которого в шестерках чертовски молодой тогда еще Арни Шварцнегер (одна из его первых ролей) и который считает, что Леннокс увел его деньги, а Марлоу знает куда. Клубок этот с каждой минутой сплетается в совсем уж безвылазный узел, который только Марлоу, будто Македонский, может разрубить одним выстрелом пистолета.
Фильм обладает уже знакомыми характерными постановочными чертами Олтмана. Камера в руках легендарного Вильмоша Зигмонда ни на секунду не стоит на месте – выхватывает детали, лица, сует всюду свой нос, и при этом выдает наиболее органичный способ передачи истории, без лишнего пафоса, нагнетания и выставления акцентов. И с музыкой Олтман поступил в этот раз вновь нестандартно. В фильме звучит всего одна песня – «Long Goodbye», но в исполнении самых разных стилей и персонажей – от тапера в баре до мексиканского ансамбля.
Сегодня ценители жанра и историки кино смело относят этот фильм к категории классических нео-нуаровых фильмов, считая, что вместе с «Китайским кварталом» Поланского он сделал очень много для развития стиля и вдохнул в нуар новую жизнь, не ограничившись банальной эксплуатацией – в «Долгом прощании» главный конфликт заключается в том, что действительность вокруг принадлежит новым, бурлящим и беспринципным семидесятым, тогда как главный герой однозначно застрял в 50-х со своим моральным комплексом, никак не уместным в новом времени. Увы, на момент выхода картины, она оказалась по большому счету не востребованной и долгое время относилась к числу нераскрытых сокровищ жанра.

1
0
9
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11221 оценка, рейтинг 1361
8 января 2010
Герой из прошлого

От частного сыщика Филиппа Марлоу (Эллиотт Гулд) ушла кошка. Да ещё лучшего друга вдобавок укокошили. Марлоу преступает к собственному расследованию, в которые оказывается впутано много людей.

Много? Да. Но всё-таки не так, как обычно у Олтмана («Госфорд-парк»). Фильм — экранизация прозы писателя-детективщика Рэймонда Чандлера, чей жанр нуар, а герой — острая на язык ищейка. Известный факт, что герой Гулда здесь сама старомодность, которая вступила в конфликт с жётским прагматизмом 70-х годов. Ту, явно, олицетворяет офисный гангстер Марти Огустин, с которым Филипп и поострить толком не может. Тот, ценящий своё время, потому что знает время — деньги, сразу же даёт отмашку телохранителям-церберам начистить морду остряку Марлоу. Одного из таких церберов, кстати, играет молодой Шварценнегер — у него нет слов, зато есть усы и ещё те бицепсы. И, да — он по необходимости устраивает стриптиз. Понятно, что нуар Олтмана это уже неонуар, потому что настоящий нуар — это 30-40 г.г. Как понятно и то, что единственное, что может противопоставить прошлое неумолимым переменам — это разрядить обойму в будущее заранее, впрочем, зная, что это всё равно проигранный бой.

0
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все