Фильм

Фильм Земля кочевников

Nomadland (2020, США), IMDb: 7.3

Выбор «Афиши»
7.1
7.3
1/17

Этапный фильм Хлои Чжао, которая еще зависла между авторским независимым кино и «Марвелом»

Роуд-муви — исключительно американский жанр. Все прочие упражнения в нем, снятые в других странах, всегда выглядят как оммаж кино страны, поделенной на штаты, но при этом не имеющей границ: езжай по ней, куда хочешь, добивайся всего, чего твоей душе угодно. Во всяком случае, таков устойчивый киномиф, выстроенный США о самих себе. Картина «Земля кочевников», еще в момент премьерного показа на ковидном Венецианском фестивале-2020 (где предсказуемо получила главный приз) казавшаяся первым зрителям готовой неоклассикой, блестяще опровергает эту легенду. Да, дорога стелится под колесами до горизонта, но куда по ней ехать, если пункта отправления у метафорического путника нет? Фрэнсис МакДорманд сыграла здесь фактически саму себя, вечную скиталицу, которая по забавному стечению обстоятельств стала в итоге самой выразительной возрастной американской актрисой, но могла бы и не стать, а превратиться вот в такую Ферн — одинокую, без роду и адреса, похоронившую мужа и исчезнувший город, в котором они жили, женщину, обитающую в собственном доме на колесах. Отчасти из соображений экономии, отчасти потому, что не может иначе. «Земля кочевников» Хлои Чжао («Наездник» и марвеловские «Вечные») — крайне философичное и поэтичное кино без конца и начала, не дает ответа на вопрос о том, куда же ехать по дороге жизни, но показывает, во что постепенно превращается ветшающая Америка, земля свободных и смелых, но стремительно беднеющих пилигримов. «Золотые глобусы» за лучший фильм и режиссуру.

СтранаСША
ЖанрыДрама
РежиссерХлоя Чжао
Продолжительность1 час 48 минут
Дата выхода11 сентября 2020
Дата выхода в России11 марта 2021
Возрастное ограничение18+
Вряд ли сейчас найдется любитель кино, которому незнакомо имя Хлои Чжао, причем безотносительно вкусовых предпочтений. Уроженка Китая, чье настоящее имя Чжао Тин, родилась в семье топ-менеджера не последней китайской компании и в возрасте 15 лет была отправлена учиться сначала в Англию, а затем и в Америку, где начала постигать киноискусство. Прогремела инди-фильмом «Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд («Золотой лев» Венецианского фестиваля, «Золотой глобус» и «Оскар»), который в романтическом ключе рассказывает о жизни кочующих с места на место людей, непостоянно занятых трудовой деятельностью. После этого дебютировала в киновселенной Marvel с «Вечными». Однако до своего мирового успеха режиссерка успела снять две ленты, связанные с проблемами коренного населения Америки: «Песни, которым меня научили братья» и «Наездник». В них сформировался ее творческой стиль, неотъемлемой частью которого является полудокументальная манера съемки и работа с непрофессиональными актерами. Власти Китая не особо жалуют международные достижения Хлои, поэтому не выпускают ее фильмы в местный прокат и цензурируют их упоминания в СМИ.

Рецензия «Афиши» на фильм «Земля кочевников»

8

Игровая лента Хлои Чжао, замешанная на историях обитателей автодомов Америки

Где‑то на трассе в Северной Дакоте возле забора, под которым в фильме «Фарго» вполне могли бы закопать клад, на землю мочится морщинистая скиталица Ферн в исполнении могучей артистки Фрэнсис МакДорманд. Это особенно иронично, что теперь ее героиня настолько далека от сокровищ «Фарго», что буквально осталась с голой задницей на улице. Она потеряла мужа и лишилась дома, но не считает себя бездомной, хотя когда‑то имела постоянную работу и место жительства. Теперь все ее барахло помещается в маленький дом на колесах, который она трогательно кличет «Авангардом» и тщательно конструирует под себя. Фургон дожидается ее на обочине пустой автострады, пока хозяйка справляет нужду на фоне идеально чистых горных пейзажей. Маленькая фигура человека напротив чего‑то несоразмерно большого станет постоянным мотивом фильма: Ферн и горы, Ферн и море, Ферн на краешке большой кровати, Ферн работает на корпорацию Amazon, Ферн возле гигантского динозавра, Ферн тоже является частью Вселенной. В большом мире так легко затеряться, так просто почувствовать себя одинокой и так сложно остановиться.

Тем еще символичнее, что эту камерную, глубоко интимную картину в мировом прокате вызвалась поддерживать мегакорпорация «Дисней». Все из‑за того, что вместе с недавней покупкой активов Fox, студии бонусом досталась небольшая дочерняя кинокомпания Fox Searchlight, которая давненько считается оскароносной («Миллионер из трущоб», «12 лет рабства», «Бердмэн», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Теперь ее переименовали в просто Searchlight Pictures, а Disney, несомненно, постарается выжать из нее все возможное, докручивая фильмы до престижных премий.

«Земля кочевников» не без оснований считается одним из возможных фаворитов «Оскара-2021». Все-таки лента уже получила главные премии на фестивалях в Венеции (признание профессиональной публики) и в Торонто (приз зрительских симпатий), а оба киносмотра нередко становятся для американских картин предвестниками оскаровских наград. То есть фильм уже готов стать народным арт-мейнстримом с простыми, понятными чувствами для зрителей, при этом снятыми как бы с авторским почерком. И какой бы в нынешние времена не казалась бессмысленной бесконечная зацикленность на «Оскаре», но золотоносная награда все еще выступает ретроградным маяком для аудитории (в том числе российской). В любом случае надо признать, что путь этой картины в народ будет сопряжен с оскаровской гонкой, какой бы она не казалось туманной сейчас из‑за пандемии (в России прокат намечен на февраль 2021 года, а в Америке и вовсе неизвестно когда).

Получит ли очередную номинацию двукратная обладательница «Оскара» Фрэнсис МакДорманд? Несомненно, да, потому что актриса не только вышла на новую орбиту своей профессии, но и приняла другой вид взаимодействия своей героини с реальностью, вписавшись в аутентичную среду обитания кочевников, драматически взаимодействуя с людьми, сыгравшими самих себя под своими именами. И имя героини Ферн созвучно с самой Фрэнсис, которая в этот раз тоже постаралась недалеко отступать от себя в предлагаемых обстоятельствах и быть как можно естественней.

Насчет главной награды пока говорить рано, есть сомнения, поскольку фильм не очень репрезентативен — в основном рисует кинопортреты узкой прослойки белых американцев, так называемых white trash, еще и исповедующих идеи бродяжничества пополам с социализмом («против тирании доллара»). Это не может не привести к досужим разговорам вокруг фильма, особенно в связи с показательным поворотом в сторону новых инклюзивных правил премии. А вот вручить приз за лучшую режиссуру Хлое Чжао было бы достаточно логично и прогрессивно, ведь награду в этой секции давно не получали женщины, к тому же Чжао имеет корни китайских эмигрантов, то есть кочевников в глобальном смысле этого слова. Плюс в интересах «Диснея» продвигать именно Чжао, чтобы как можно больше зрителей запомнили ее имя, ведь именно она делает один из следующих фильмов киновселенной Marvel («Вечные»).

В киносреде о Хлое Чжао начали говорить после ее первых двух фильмов, которые уже были ускорены в документальной реальности: дебютные «Песни, которым научили меня братья» честно рассказывали о жителях индейской резервации, а «Наездник» был снят с реальными участниками родео. Метод Чжао — деликатно воплотить полные боли человеческие истории через простые и тихие сюжеты с помощью персонажей, как правило, играющих самих себя. Так на экране предъявляется своего рода игровое мокьюментари, но при этом Хлое удается сохранить саму эссенцию реальности и чувство живого присутствия, легко внедряясь в среду со всей своей киноплощадкой. Причем Чжао приходит к этому через очень примитивные, почти рефлекторные кинообразы: природа, говор, напевы, рассказы у костра, очень важная зацикленность на еде. В фильме как бы не происходит ничего, но при этом происходит все. Готовьтесь к такому микросюжетированию, что какие‑то там внезапно разбитые тарелки станут для вас реальной шок-сценой.

Торжество этого метода наиболее полно отразилось в предыдущем ее работе «Наездник», который считался лучшим фильмом 2018 года по версии американских кинокритиков. В «Земле кочевников» все-таки уже начинает чувствоваться движение Хлои в сторону мейнстрима: более клиповый монтаж, манипулятивная музыка, духовная эмоциональность, какие‑то обобщения, высшие сферы и, в концов концов, большая звезда в главной роли, как бы не была прекрасна Фрэнсис МакДорманд, но это уже попса. Наверное, волшебное прикосновение к «Диснею», как в сказках, все-таки не могло пройти бесследно, отчего скорейшее превращение Хлои Чжао в диснеевскую принцессу от режиссуры в киновселенной Marvel уже неизбежно. Как бы отражая это преображение, наверное, не случайно в фильме главная героиня проходит мимо кинотеатра с вывеской «Мстителей» — еще одна показательная мизансцена с маленьким человеком на фоне чего‑то глобального.

Хлоя всегда предпочитает искать своих героев на бескрайних просторах с размашистыми, как горизонт, кадрами, отчего все эти маленькие трагедии начинают приобретать дух масштабных полотен и, естественно, казаться больше, чем они есть в жизни. Самобытные герои становятся почти что архетипами, а Фрэнсис МакДорманд уже по сути играет не персонажа, а бесплотного духа, который колесит по Америке и без труда вселяется в разные истории и профессии. В какой‑то момент это до боли начинает напоминать еще одну историю потери и скитания другого инди-режиссера — «Историю призрака» Дэвида Лоури. Пережив утрату близкого человека, Ферн уже и есть тот самый обветренный и сточенный камень с дыркой внутри, что в какой‑то момент появляется в кадре, словно привидение с прорезями в простыне для глаз. И что же мы увидим, если взглянем на мир через эту зияющую дыру в сердце: большую Америку, страну вечных скитальцев, исчезнувший с карты город с говорящим названием Эмпайр.

Хлоя Чжао из фильма в фильм рассказывает об отщепенцах, последних героях и свидетелях исчезающих сообществ (резервация, упаднический Средний Запад, экономические реалии северных штатов), так что в ее лентах складывается ощущение, словно уже наступили последние дни цивилизации, будто все уже вымерли, как динозавры. Неслучайно этот пустынный фильм, отчасти про (само)изоляцию, так легко ложится на постковидную реальность, когда за год из жизни ушло так много людей, — и это еще одна плоскость, применимая к этой картине. Возможно, этот фильм слегка подслащает пилюлю принятия человеческой утраты, «на чем сердце успокоится», но на этом непростом пути еще пока существует выбор дороги со встречным движением — от просторного дома к маленькой кроватке в автодоме или же обратно. Встретимся на дороге.

27 ноября 2020
Эпично
10

Разбередил душу.Отличное роудмуви о старении и смерти и ещё надежде.

19 марта 2021
9

На задворках Америки закрывается градообразующий завод по переработке никому уже не нужного гипсокартона (кстати, интересный способ признания поселения вымершим: в течении года почтовый индекс городка перестал использоваться). Жить в нем становится невозможно. Тем более у героини умер муж. Она садится в переоборудованный под дом на колесах убогонькой минивэн и едет искать смысл под музыку Эйнауди.
В какой-то момент начинает казаться, что фильм про свободу и американский дух. Бунт души. Потом, конечно, про вечное странствие и неприкаянность (особенно радует сцена, где Макдормант приехавшая к сестре взять бабла на починку дома на колесах, сидит на барбекю среди успешных парочек в поло ральф лорен, рассуждающих о выгодных сделках, и экран просто сводит от чуждости и тошности).
И это тоже могло бы быть неплохо. Беспечный ездок, вневременное роудмуви. От 21 века здесь разве только что героиня подрабатывает на амазоне, да никто не курит травку. Хлоя Чжао, кажется, не останавливается на этом, а показывает простую такую бытовую мысль: кому-то хорошо и прет, а кому-то нет; одним всё, другим - ничего. Кому-то быть Иовой и водить раз за разом в этой считалочке. Остается тело, отчаяние, пульс и дорога. И душа, как высшая ценность.
Фильм снят восхитительно. То заныривает в документалку с говорящими головами, то сворачивает в сторону Малика (скорлупки на воде), то откровенно притворяется Лоучем, снимающим про вайт трэш. При этом остается собой.
Хорошо, что смотрел ленту стоя в кинотеатре. Не пришлось вставать на овациях. Лучшее в этом году. Прививка от нарциссизма, в которой мы нуждаемся.

28 марта 2021
9

Как же здорово, что еще появляются такие фильмы. Киноискусство еще живет. По сюжету - что-то есть завораживающее в этом образе жизни, но при этом от него ощущение катастрофы. Наверное, так и было задумано.

28 марта 2021
10

Неизбывная тоска под красивую музыку. Смотрится как жизнь. Впечатлило

17 марта 2021
9

Единственный на сегодняшний момент фильм который можно смотреть в прокате!
Рекомендую к просмотру!!!

13 марта 2021
Все отзывы
Материалы о «Земля кочевников»
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов
Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов
Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов
Кинопремьеры недели: «Земля кочевников», «Супернова» и «День курка»
Кинопремьеры недели: «Земля кочевников», «Супернова» и «День курка»
Кинопремьеры недели: «Земля кочевников», «Супернова» и «День курка»
23 кинопремьеры марта
23
кинопремьеры марта
23 кинопремьеры марта
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость