Москва

Какие фильмы поборются за «Оскар-2021»? Рассказываем про главных номинантов

Объявлены номинанты на «Оскар» 2021 года по итогам самого тяжелого для голливудской, да и всей мировой киноиндустрии сезона. Какие-то претенденты выглядят очевидно («Земля кочевников»), какие-то — нет («Звук металла»). Какие-то фильмы обошли вниманием (скажем, у «Пятеро одной крови» только одна номинация, «Лучший композитор»; что за дела?), какие-то слишком обласканы вниманием (дожили, эксплуатейшен типа «Девушки, подающей надежды» номинируется на золотую статуэтку киноакадемии; почему тогда ни ремейк «Жажды смерти» Илая Рота или «Никто» Ильи Найшуллера? Ответ, впрочем, очевиден). Как бы то ни было, собрали всех главных претендентов в одном месте, где вновь не нашлось места фильму из России: «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского выбыли из борьбы за приз. Лидирует «Манк» (10 номинаций), еще шесть фильмов получили по шесть номинаций: «Отец», «Иуда и черный мессия», «Минари», «Земля кочевников», «Звук металла» и «Суд над чикагской семеркой». У «спасителя кинотеатров», «Довода» Кристофера Нолана две номинация («Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучшие визуальные эффекты»). Sic transit gloria mundi!
Редакция «Афиши»
23 апреля 2021

трагикомедия

«Лучший фильм», «Лучший актер» (Энтони Хопкинс), «Лучшая актриса второго плана» (Оливия Колман), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший художник-постановщик»

Фильм-спектакль с участием Энтони Хопкинса, Оливии Колман и Оливии Уилльямс (попробуйте их тут, кстати, отличить) про старика, страдающего деменцией, из-за чего туго приходится всей его семье. Снято по пьесе известного европейского драматурга Флориана Зеллера, который сам выступил постановщиком (это его режиссерский полнометражный дебют). Картина очень нравится критикам — в том числе и российским, которые иначе как грандиозным это кино не называют.

биография, исторический, драма

«Лучший фильм», «Лучший актер второго плана» (Дэниел Калуя, Лейкит Стэнфилд), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший оператор», «Лучшая песня»

По сюжету в конце 60-х в чикагскую ячейку радикального движения «Черные пантеры» внедряется информатор ФБР Уилльям О’Нил (Лейкит Стэнфилд). Его главная задача — доносить о всех действиях главы ячейки Фреда Хэмптона (Дэниел Калуя). Со временем О’Нил становится водителем, а потом и правой рукой Хэмптона. Режиссер Шака Кинг выбрал для своего второго полнометражного фильма трагедию одновременно личную и общественную — Хэмптона убили во время полицейского рейда, О’Нил позже, как предполагается, совершил самоубийство. Это кино с невероятным количеством беретов разных цветов и патетических речей (благодаря одной из них герой даже находит свою любовь) не только про революцию, а про то, что люди, каким бы ни был их цвет кожи, иногда делают неправильный выбор.

биография, драма

«Лучший фильм», «Лучший актер» (Гэри Олдман), «Лучший режиссер» (Дэвид Финчер), «Лучшая актриса второго плана» (Аманда Сейфрид), «Лучший оператор», «Лучший композитор», «Лучший дизайн костюмов», «Лучший звук», «Лучший художник-постановщик», «Лучший грим и прически»

Приходит время, когда каждый большой режиссер понимает: настало время снимать метакино, то есть кино про кино. Обычно это происходит в возрасте, когда, поварившись всю жизнь в искусстве, режиссер решает высказаться про то, чему он или она отдали большую часть своей жизни. У Феллини это был «8 1/2», у Вайды — «Все на продажу», у Линча — «Внутренняя империя», у Тарантино — «Однажды... в Голливуде», а у Дэвида Финчера — «Манк». Впрочем, не стоит думать, что перед нами байопик об известном голливудском сценаристе Хермане Манкевиче, авторе «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Вовсе нет. Это не совсем «Трамбо», а гораздо более объемное, многосложное, по-настоящему полифоническое произведение, в котором нашлось место разговору и про грязные политические выборы, и про вездесущие фейк-ньюс, и про ответственность творца за свое произведение, и про лицемерие голливудской индустрии, и в конце концов про право автора быть включенным в титры. При этом для рассказа истории Манка (Гэри Олдман) Финчеры (автор сценария — журналист Джек Финчер, отец Дэвида, умерший задолго до премьеры, в 2003 году) используют зеркалящую оригинал флешбэк-структуру и донкихотовский троп. У них в роли Дон Кихота выступает сам Манк, идеалист, сражающийся с ветряными мельницами, Санчо Пансы — стенографистка Рита Александер (Лили Коллинз), Дульсинеи Тобосской — актриса Мэрион Дэвис (Аманда Сейфрид), а злого волшебника Фестона — медиамагнат Уилльям Рэндольф Херст (Чарлз Дэнс), с которого был списан Чарлз Фостер Кейн. В то же время режиссеру Орсону Уэллсу (Том Берк), кажется, досталась роль Мигеля Сервантеса — человека, который поведает эту историю всему миру. Неслучайно, кстати, мы знакомимся с Манком после автомобильной аварии, когда он, подобно Кихоту Ламанчскому после очередного похода, отлеживается в загородном доме и пытается закончить сценарий «Кейна» (тогда он еще назывался «Американец»). От этой затеи его будут отговаривать близкие люди — жена, «бедная Сара» (Таппенс Миддлтон), брат и режиссер Джо Манкевич (Том Пелфри), Мэрион Дэвис, ее племянник Чарли. Точно так же Кихота от его взбалмошных подвигов отговаривали родные, но, как и испанский дон, Манк будет непреклонен. И, как испанский дон, он произнесет разоблачительную речь за праздничным столом, а Финчер в этом эпизоде продемонстрирует такое владение режиссерской техникой, что станет очевидно: «Манк» — не только один из главных фильмов года, но и, пожалуй, всего десятилетия.

трагикомедия, драма

«Лучший фильм», «Лучший актер» (Стивен Ен), «Лучший режиссер» (Ли Айзек Чун), «Лучшая актриса второго плана» (Юн Е Чжон), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший композитор»

В попытках воплотить американскую мечту корейская семья иммигрантов переезжает в небольшую ферму в Арканзасе, но, как оказывается, трава на другом конце света и правда только кажется зеленее. Фильм, взявший гран-при жюри «Сандэнса-2020», снял Ли Айзек Чун («День освобождения», «Жизнь удалась»), немного оглядываясь на собственное детство в 80-х и выписав для настолько светлой и жизнеутверждающей драмы Стивена Ена, Хан Е Ри и Юн Е Чжон.

драма

«Лучший фильм», «Лучшая актриса» (Фрэнсис МакДорманд), «Лучший режиссер» (Хлоя Чжао), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший оператор», «Лучший монтаж»

Роуд-муви — исключительно американский жанр. Все прочие упражнения в нем, снятые в других странах, всегда выглядят как оммаж кино страны, поделенной на штаты, но при этом не имеющей границ: езжай по ней, куда хочешь, добивайся всего, чего твоей душе угодно. Во всяком случае, таков устойчивый киномиф, выстроенный США о самих себе. Картина «Земля кочевников», еще в момент премьерного показа на ковидном Венецианском фестивале-2020 (где предсказуемо получила главный приз) казавшаяся первым зрителям готовой неоклассикой, блестяще опровергает эту легенду. Да, дорога стелится под колесами до горизонта, но куда по ней ехать, если пункта отправления у метафорического путника нет? Фрэнсис МакДорманд сыграла здесь фактически саму себя, вечную скиталицу, которая по забавному стечению обстоятельств стала в итоге самой выразительной возрастной американской актрисой, но могла бы и не стать, а превратиться вот в такую Ферн — одинокую, без роду и адреса, похоронившую мужа и исчезнувший город, в котором они жили, женщину, обитающую в собственном доме на колесах. Отчасти из соображений экономии, отчасти потому, что не может иначе. «Земля кочевников» Хлои Чжао («Наездник» и марвеловские «Вечные») — крайне философичное и поэтичное кино без конца и начала, не дает ответа на вопрос о том, куда же ехать по дороге жизни, но показывает, во что постепенно превращается ветшающая Америка, земля свободных и смелых, но стремительно беднеющих пилигримов.

триллер, драма, криминальный

«Лучший фильм», «Лучшая актриса» (Кэри Маллиган), «Лучший режиссер» (Эмералд Феннелл), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж»

Кэсси (Кэри Маллиган) живет с родителями (Клэнси Браун и Дженнифер Кулидж, мама Стифлера из «Американского пирога»), днем работает в кондитерской, а по вечерам, притворяясь пьяной в барах, охотится на насильников. Так она пытается справиться с травмой, которую ей нанесла смерть близкой подруги Нины: та была изнасилована в медицинском колледже, где девушки учились на врачей, но дело было спущено на тормозах, а подающая надежды Кэсси решила целиком посвятить себя мести. И даже мимолетная влюбленность в бывшего однокурсника (Бо Бернэм) не заставит ее свернуть с намеченного пути. Полнометражный режиссерский дебют актрисы «Короны» и сценаристки сериала «Убивая Еву» Эмералд Феннелл. Как и недавняя «Месть» Корали Фаржа, «Девушка» тоже фильм из категории rape and revenge, но устроенный гораздо хитрее. Это не зубодробительный триллер с людьми, рвущими друг друга на куски, а легковесная и даже романтическая криминальная трагикомедия, работающая с травмами, раскрытыми движением #MeToo и акцией «яНеБоюсьСказать», но именно в силу своей легковесности поражающая в финале. Так что пусть вас не смущает немного ироничный, ернический тон картины и насмешливый струнный кавер на песню «Toxic» Бритни Спирс — все закончится очень, очень плохо. Это не женская версия «Жажды смерти», а главную героиню неспроста полным именем зовут Кассандра. Концовка фильма окажется тоньше и, чего уж там, обескураживающе.

драма, музыкальный

«Лучший фильм», «Лучший актер» (Риз Ахмед), «Лучший актер второго плана» (Пол Раджи), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший звук»

Режиссерский дебют Дариуса Мардера, который до этого работал с Дереком Сиенфрэнсом над «Местом под соснами» (здесь он выступил соавтором сценария и продюсером). В главной роли — Риз Ахмед («Однажды ночью», «Четыре льва»), в этом году уже рвавший полные залы в фильме «Откуда ты родом?», но теперь вместо родного хип-хопа взявшегося за барабаны. По сюжету во время турне ударник сколоченной на пару со своей девушкой Лу (Оливия Кук) панк-метал-группы начинает стремительно терять слух. Все что может предложить современная медицина — дорогостоящий имплант, что-то вроде экспериментального звукового протеза. Однако боевая подруга предлагает ему другое решение и знакомит Рубена с лидером тихой во всех смыслах коммуны, где вдали от цивилизации оглохших людей учат примиряться с онемевшим миром и голосами в собственной голове. Одновременно хрупкая и прямолинейная терапевтическая драма, которая лишь в первые десять минут пытается прикидываться музыкальной страшилкой в духе «Одержимости». Этот фильм не о цене настоящего искусства и славы, а о том, как сложно отказаться от главного в жизни, признать потерю, отпустить и двигаться дальше. А довольно лобовую подачу темы скрашивают деликатная и точная игра Ахмеда плюс скрупулезный саунд-дизайн, позволяющий оказаться почти в голове у героя и на мгновения почувствовать, как мир вокруг погружается в гулкую непролазную тишину.

исторический, триллер, драма

«Лучший фильм», «Лучший актер второго плана» (Саша Барон Коэн), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший оператор», «Лучший монтаж», «Лучшая песня»

В США в 1968 году, во время слета Демократической партии, полиция жестоко расправляется с мирной демонстрацией. Арестованы семеро организаторов и один афроамериканец из «Черных пантер», который даже близко с местом действия не находился, но был привлечен к делу по принципу «темнокожий автоматически сделает группу виновней в глазах присяжных». Все понимают, что суд справедливым не будет. Аарон Соркин, конечно же, стопроцентный автор в том смысле, что раз за разом пишет примерно один и тот же сценарий: с мастерски прописанными диалогами, железобетонной уверенностью в основах демократии, ярчайшим оптимизмом и слабо прописанными женскими персонажами. Все это может бесить в «Суде над чикагской семеркой», но глупо будет отрицать, что Соркин находится на пике своей формы. Это увлекательнейший фильм с превосходными актерскими работами, который эмоционально держит тебя все два часа. Американские критики мягко критикуют его за отсутствие нюансированности, но на примере российского кино мы уже видели, как желание занять место над схваткой в сюжете о борьбе человека и системы оборачивается апологией последней. По крайней мере, Соркин не боится прямо высказаться о своих взглядах, и это достойно уважения.

драма, музыкальный

«Лучший актер» (Чедвик Боузман), «Лучшая актриса» (Виола Дэвис), «Лучший дизайн костюмов», «Лучший художник-постановщик», «Лучший грим и прически»

Чикаго, 1920-е. «Мать блюза» Ма Рейни (Виола Дэвис) пытается записать пластинку на студии, где всем руководят белые. Тем временем в ее музыкальном ансамбле зреет революция: амбициозный трубач Ливи (Чедвик Боузман) намерен выйти на первый план наперекор воле Ма. «Ма Рейни: Мать блюза» — последний фильм Чедвика Боузмана и последняя возможность оценить, насколько яркого артиста мы потеряли. Ливи — лучшая роль актера, в которой он демонстрирует широкий эмоциональный диапазон и естественность на экране. Не менее хороша и Виола Дэвис в заглавной роли, которая ни на секунду не дает усомниться в том, кто здесь главная звезда. В драматургической основе — пьеса темнокожего писателя Августа Уилсона, входящая в десятичастный «Питтсбургский цикл». Права на экранизацию произведений Уилсона принадлежат Дензелу Вашингтону: «Ограды» по одноименной пьесе он снял лично, а в случае с «Ма Рейни: Мать блюза» выступил продюсером. Театральная природа произведения чувствуется в фильме слишком отчетливо: это касается не только физической ограниченности места действия (большая его часть происходит в двух помещениях), но и природы диалогов, не всегда звучащих органично в кинематографическом пространстве. Но это все еще отличный текст и актеры делают все возможное, чтобы соответствовать ему. Хороши не только Боузман и Дэвис, но и Глинн Терман из последнего сезона «Фарго» и Колман Доминго из «Эйфории» в ролях музыкантов из ансамбля Ма.

драма

«Лучший актер второго плана» (Лесли Одом-мл.), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая песня»

После легендарной победы Кассиуса Клея над Сонни Листоном в 1964 году новоявленный чемпион празднует вместе со своими темнокожими друзьями в дешевом отеле Майами. Его товарищи не менее знамениты: активист Малкольм Икс, футболист Джим Браун и певец Сэм Кук. Дружеские посиделки оборачиваются напряженным обсуждением культурных и социальных проблем афроамериканцев. В последние три года актриса Реджина Кинг нашла общий язык со своей музой: «Оскар» за «Если Бил-стрит могла бы заговорить», премия «Эмми» за роль в телевизионных «Хранителях» и теперь режиссерский дебют с отменными отзывами в прессе. Фильм основан на одноименной пьесе, которую драматург Кемп Пауэрс самолично адаптировал для экранов, — и театральная природа сценария чувствуется. Практически все действие ограничено стенами мотеля, где герои выясняют отношения в долгих разговорах. Это не столько байопик о сразу четырех выдающихся людях, сколько актуальный разговор о месте современного афроамериканца в стране — трезвый, сбалансированный и находящий место для оптимизма. Для российского зрителя это, может быть, не слишком обязательное кино, но его точно полезно увидеть, если вы захотите разобраться в социально-культурной жизни США.

мультфильм, приключение, комедия

«Лучший анимационный фильм», «Лучший композитор», «Лучший звук»

Режиссер «Головоломки» Пит Доктер использует в «Душе» схожую с предыдущим мультфильмом концепцию, лишь подменив «эмоции» на «души». По сюжету школьный учитель музыки и талантливый пианист Джо Гарднер по случайности погибает, упав в открытый канализационный люк на улице. Гарднер в виде небольшого сгустка души бирюзового цвета попадает в таинственный мир, полный человеческих увлечений, там он встречает молодую душу по имени 22. Это еще одна душещипательная, трогательная и в то же время вдохновляющая картина от Pixar, рассказывающая о смерти в максимально доступной форме.

драма

«Лучший режиссер» (Томас Винтерберг), «Лучший иностранный фильм»

Новый фильм Томаса Винтерберга — человека с крайне пестрой фильмографией (от «Торжества» и «Охоты» до «Курска»), когда-то вместе с Ларсом фон Триером стоявшего у истоков манифеста «Догма-95». На этот раз он решил отправиться в дебри датского алкоголизма в компании главного экзистенциального страдальца северного кино — Мадса Миккельсена. По сюжету четверо сорокалетних друзей и коллег (все работают в местной школе и преподают историю, психологию, музыку и физкультуру) решаются на смелый эксперимент — выпивать каждый день, чтобы поддерживать в крови заветный уровень алкоголя в полпромилле, который в теории должен сделать их смелее, веселее и счастливее, а заодно вывести из творческого и личностного тупика, в котором каждый из них очутился. История основана на театральной пьесе Винтерберга, которую ему помогала писать дочь Ида — она же должна была сыграть в фильме дочь главного героя, но трагическая автокатастрофа унесла ее жизнь на четвертый день съемок, после чего сценарий и сам посыл фильма претерпели серьезные изменения. Сам режиссер не берется судить своих героев, лишь демонстрируя без лишней назидательности череду возможных последствий (как положительных, так и отрицательных) от эксперимента, в котором волей-неволей участвуют миллионы людей по всему миру. А к финалу картины обреченно-трагическое и оптимистически-комическое (хотя, собственно, смешного в фильме почти нет) переплетаются так плотно, что разобрать, где что, становится просто невозможно.

приключение, комедия

«Лучшая актриса второго плана» (Мария Бакалова), «Лучший адаптированный сценарий»

Казахстанский журналист Борат Сагдиев — один из многочисленных персонажей бестиария неугомонного комика Саши Барона Коэна, который вот уже 20 лет не изменяет своему творческому методу: выдумать максимально нелепого и уморительного персонажа, а затем столкнуть с ним ничего не подозревающих людей, добиваясь тем самым неизменного very nice-эффекта (а затем отбиваясь от бесчисленных судебных исков). К сожалению, после выхода первого фильма персонаж стал слишком узнаваем, и серый костюм пришлось повесить на гвоздь почти на 15 лет. Однако с приходом к власти (теперь уже бывшего) президента Трампа американским либералам пришлось расчехлить даже самые запрещенные орудия сатиры. После событий первого фильма журналист Борат Сагдиев угодил в концентрационный лагерь, но спустя 14 лет вновь понадобился своей стране. Его опять отправляют в Америку — на этот раз чтобы восстановить утерянный статус Казахстана. Для этого в качестве взятки вице-президенту Пенсу с ним едут обезьяна Джонни, местный министр культуры и порнозвезда. Но в дороге случается неприятность, и вместо дорогого гостя в Штаты прибывает 15-летняя дочь Бората по имени Тутар (Мария Бакалова). По части сатиры Коэн в этот раз, пожалуй, слишком однобок и выбирает чересчур легкие мишени: от Трампа и его адвоката Руди Джулиани до разномастных реднеков, противников абортов, ковид-отрицателей и т.д. Зато сама история главных героев (Бората с дочкой) стала драматичнее и живее. Да и своей главной цели — изгнать Трампа из Белого дома — кино добилось.

вестерн, драма

«Лучший оператор», «Лучший композитор», «Лучший звук», «Лучший художник-постановщик»

Ветеран Гражданской войны Джефферсон Кайл Кидд (Том Хэнкс) обеспечивает себя тем, что разъезжает по всей стране и зачитывает работягам новости за 10 центов с человека. Однажды на дороге он встречает перевернутую карету, повешенного чернокожего и девочку-подростка, когда-то похищенную племенем кайова. Она просит Кидда доставить ее к настоящим родственникам, после чего начинается их долгое и опасное приключение. Новый фильм Пола Гринграсса, режиссера нескольких «Борнов». Это классический по стилю и по духу вестерн, как и многие ленты жанра того периода, существующий ради своей главной звезды. Том Хэнкс, возможно, не демонстрирует в своей игре ничего принципиально нового, зато его фирменная харизма человека с достоинством все еще на месте.

фэнтези

«Лучший дизайн костюмов», «Лучший грим и прически»

Столяр Джеппетто (Роберто Бениньи) был беден, но трудолюбив. Однажды он решил сделать из куска полена куклу, которая ожила и стала ему сыном. Джеппетто назвал куклу Пиноккио (Федерико Иелапи). Та оказалась любопытной и непоседливой и убежала от своего создателя, несмотря на все предупреждения Говорящего Сверчка (Давиде Маротта). По пути Пиноккио встретились хозяин театра марионеток Манджафуоко (Джиджи Пройетти), прохиндеи Лис и Кот (шикарные Массимо Чеккерини и Рокко Папалео), а также синеволосая фея-богиня (Марина Вакт), которая в большей степени поспособствовала превращению куклы в настоящего мальчика. Режиссер Маттео Гарроне («Гоморра», «Догмэн») в этом смысле не стал изобретать велосипед и честно экранизировал Коллоди. Однако, несмотря на то, что фильм предельно конгениален сказке (и отступает от ее фабулы лишь в деталях), в нем все равно есть узнаваемая авторская интонация, которая визуально вырастает из того, что Гарроне отлично понимает: сказка — это история не только для и про детей. Она жестока, кровава и универсальна. В ней можно найти уймы смыслов, а в «Пиноккио» Гарроне такая концентрация смыслов, которая превосходит любой диснеевский фильм. За счет накопительного эффекта этих смыслов в финале картина обрастает каким-то важным высказыванием про то, что ложь растет так же быстро, как и нос, и когда она становится совсем огромной, ее уже невозможно не замечать. Про то, что Поле чудес, на котором растет денежное дерево, — это сладкий сон, мираж (растет только курс евро). Про то, что стать настоящим человеком — это не Поле чудес перейти, а многие и поныне добровольно предпочитают жить в Стране дураков.