Москва

Фильм
Лето 85-го

Été 85 (2020, Франция), IMDb: 6.9

7.0
оценить
Режиссер:Франсуа Озон
18+
1 час 40 минут
Дата выхода в России
15 октября 2020
Дата выхода в мире
14 июля 2020

Гомосексуальный роман на морском курорте Нормандии от Франсуа Озона

Новый фильм Франсуа Озона, снимающего с регулярностью Вуди Аллена и почти столь же верного своему набору излюбленных тем при разнообразии жанровых оберток. «Лето» фактурой напоминает его первые опыты из конца 90-х, а разворачивается, соответственно, во времена его юности. Это вольная экранизация — о чем в жизни не догадаться — важной британской гей-книжки для подростков 1982 года выпуска. В нормандском городке смазливый тинейджер из рабочей семьи влюбляется в смазливого тинейджера чуть постарше и побогаче, про которого нам с самого начала сообщают, что он погибнет; также в их романе участвует англичанка. Несмотря на тень, которую сразу отбрасывает проанонсированный финал, это кино солнечное, игривое и довольно легковесное — впрочем, неглупое: речь идет, в общем, не про отношения как таковые, а про их субъективное восприятие и про то, как жизнь преломляется в художественном пересказе.

Актеры

Расписание сеансов

Октябрь
ср
21
чт
22
пт
23
сб
24
вс
25
пн
26
вт
27
ср
28
чт
29
пт
30
сб
31
Ноябрь
вс
1
пн
2
ср
4
  • м. Кутузовская, Студенческая, Киевская
    9.4
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 100 р.SUB
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 300 р.SUB
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 300 р.SUB
  • м. Таганская, Китай-город, Марксистская
    9.3
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 150 р.SUB
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 400 р.SUB
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 300 р.SUB
    • Сеанс в формате 2Dот 1500 р.
  • м. Новокузнецкая, Третьяковская
    8.4
    • Сеанс в формате 2Dот 100 р.
    • Сеанс в формате 2Dот 200 р.
    • Сеанс в формате 2D с субтитрамиот 300 р.SUB
    • Сеанс в формате 2Dот 300 р.
  • м. Выставочная, Деловой центр
    8.3
    • Сеанс в формате 2Dот 480 р.
Режиссер фильма «Лето 85-го»
Франсуа Озон
52 года
фильмов: 26
Яркий представитель так называемого «кинематографа тела»: его фильмы отличает высокая степень сексуальной раскрепощенности (равно как и картины испанца Педро Альмодовара). В своих работах Озон заходит на территорию романтических комедий, детективных историй, мелодрам, но ему всегда удается сказать что-то большее за узкими рамками жанра. Уже первый полнометражный фильм режиссер «Крысятник» получил хорошие отзывы критиков. Далее последовала адаптация сценария немецкого режиссера и драматурга Райнера Вернера Фассбиндера «Капли дождя на раскаленных скалах», однако мировую известность ему принес мюзикл «8 женщин», во многом благодаря звездному актерскому составу, состоящему из Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниель Даррье, Фанни Ардан, Эмманюэль Беар и Людивин Санье. Первым англоязычным фильмом Озона стал «Бассейн», в котором, по его собственному признанию, режиссер показал, из каких творческих мук складывается написание сценария. Эта картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» МКФ в Каннах. Эту же номинацию получили «Молода и прекрасна» и «Двуличный любовник».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Alisa Taezhnaya
Фото Alisa Taezhnaya
отзывы: 34
оценки: 34
рейтинг: 321
5

Мелодрама Франсуа Озона о мальчиках-подростках на нормандском побережье

Смазливый и меланхоличный юноша Алексис (метис Ксавье Долана и Ривера Феникса) в наручниках садится в холле суда и начинает исповедь: смерть интересовала его всегда, а после рокового лета 1985 года вообще не выходит из головы. Под песню The Cure «In Between Days» он начинает несложный рассказ о курортном романе, который закончился трагически: иначе к чему наручники и заупокойный тон.

Дано: двое юных мужчин, блондин Алексис и брюнет Давид, будто со страниц каталога нижнего белья Calvin Klein, знакомятся в море во время кораблекрушения. Маленький шторм, их лодки разваливаются, слава богу, их в воде двое. У одного — мотороллер, у другого — каникулы и много свободного времени. Один местный, другой переехал, оба учатся у внимательного профессора литературы, который хоть и не видит в них Верлена и Рембо (сами они, кажется, видят — или как минимум цитируют), но советует больше размышлять на бумаге и хотя бы задуматься о получении высшего образования.

Происхождение обоих, правда, никакой писательской карьеры им не сулит: один после смерти отца трудится в семейной лавке, второй устраивается к нему подработать, чтобы видеться почаще. Придя в гости к Давиду по первому приглашению, Алексис сталкивается с его мамой, которая явно не в курсе новой этики, раздевает его, набирает ванну и нахваливает его член: все немножко смахивает на неуместное «Половое воспитание». Алексис смущается, но, как всегда, больше занят собственными мыслями: в голове он сравнивает ванну с саркофагом и вспоминает суматоху несчастного случая.

Дальше все сладко и предсказуемо, как аккорды песен The Cure: катание с ветерком по прибрежным дорогам, карамельные поцелуи, примерки одежды, первые сцены ревности («Тебе не нужно то, что мы делаем вместе, тебе нужен я!»). В и без того хлипкие отношения вклинивается британка Кейт (Филиппина Вельж), которая приехала на лето попрактиковать французский, но, по сути, практикует его только с симпатичными парнями. Главная договоренность между Алексисом и Давидом: когда один из них умрет, другой обязательно «спляшет на его могиле». Именно так называется первоисточник фильма в жанре young adult, опубликованный в начале 80-х британским писателем Эйданом Чемберсом: автор, к слову, прошел интересный путь от монаха до лауреата премий в детской литературе и классика подростковых квир-текстов.

Мелодрама об отношениях людей одного пола, которая еще десять лет назад ощущалась уникальным переживанием, в 2020 году растворяется в потоке копий и подражаний утраченному первоисточнику. Кто сейчас не исследует сексуальную идентичность? Кому не приходит в голову, что он флюиден? Кто не открывает через первые романы то, о чем не рассказывали родители?

Хотите симпатичных парней и мотоцикл — вот вам «Мой личный штат Айдахо» с французским Киану Ривзом, который точно так же щурится на ветру. Любите подростковые ромкомы 80-х? Буквальная цитата подростковой дискотеки, где посреди шумных танцев двое влюбленных двигаются под медляк в наушниках— пересмотрите «Бум» с Софи Марсо. Лето, когда ковыряют пальцем в персиках? «Зови меня своим именем» и чуть менее знойное, но такое же ласковое летнее побережье. Подростки, не отличающие сексуальность от дружеской привязанности, а похоть от любви? Новый сериал Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» и «Пляжные крысы» Элизы Хиттман. Много голых тел и никаких планов на будущее? «Мектуб, моя любовь» или «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, тем более камера Ишама Алауи скользит по гладкой груди и губам главных героев, объективируя их не меньше скандального француза (только почему‑то здесь это окей и проходит без скандалов). Ксавье Долан, нагло стыривший у Озона приемы первых фильмов, тоже сразу на уме: подростковый пафос «Я убил мою маму» и «Воображаемой любви» торчит в «Лете 85-го» как банана-сплит. Когда квир-кино нормализовано, а негетеросексуальность на экране — давно не событие, есть логичный зрительский запрос на что‑то еще.

С «чем‑то еще» у нового Озона проблемы, что не удивляет — почти у каждого режиссера, снимающего по фильму в год, один удается через один, — но разочаровывает. Литературная ценность опытов Алексиса далека от «запаха женщины среднего класса» прозы героя «В доме», сцены ссоры уступают в нежных деталях «5 на 2», а история краткой любви с трагичным финалом не валялась и рядом с лаконичным «Францем». Просеянный через сито роман очень заурядных героев превращается в кучу мелкого морского песка. Этого песка много в лучших летних фильмах Эрика Ромера («Полина на пляже», «Зеленый луч», «Летняя сказка», «Колено Клер», «Коллекционерка»), но Озон все же не Ромер, как и его рифмующие «кровь/любовь» персонажи — не Верлен и Рембо. Что бы там ни рассказывал ребятам преподаватель литературы, чтобы они бросили работать в палатке и пошли учиться в колледж, мир может пережить без многих подобных любовных историй.

4
1
...
15 октября 2020

Лучшие отзывы о фильме «Лето 85-го»

Фото Tatiana Kulygina
Фото Tatiana Kulygina
отзывы: 40
оценки: 143
рейтинг: 65
9

Один в паре хочет эмоциональной близости, а другой не может ее дать. Эта тема не устареет никогда, ибо почти каждый из нас хоть раз бывал в такой ситуации. Тот факт, что здесь это показано на примере однополой пары, вселяет надежду: чем чаще людям дают возможность увидеть, что в отношениях одни и те же переживания, независимо от пола, - тем ближе время, когда это перестанет восприниматься как нечто экзотическое. Ведь в конечном счете все влюбленные чувствуют одно и то же.

9
0
...
15 октября 2020
Фото Егор Лобачев
Фото Егор Лобачев
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
До слёз
10
Картину Франсуа Озона «Лето 85» необходимо посмотреть обязательно всем!

Фильм, который заставил задуматься об субъективном понимании близости двух людей, четко определив, чего преследуют главные герои. Алексис - желает Давида, идеализируя свою любовь к нему и его самого. Давид же в свою очередь любит то, чем они занимаются и как проводят время. К сожалению, это стало серьезным «камнем преткновения» и тут лишь оставалось ждать малейшей искры, чтобы разрушить их хоть и недолгое, но счастье.

4
0
...
16 октября 2020
Фото Vitaly Sefirot
Фото Vitaly Sefirot
отзывы: 11
оценки: 9
рейтинг: 14
9

Красиво снятое кино про педофила, растлившего несовершеннолетнего. Да, многие боятся называть это своими именами, пишут про любовь и чувства, про гаммы неизведанных чувств. Но давайте смотреть правде в глаза: следующим шагом толерантности будет всепрощение и принятие обществом педофилов. Этот прекрасный фильм - первый пробный шаг. Суть проста: педофил растлевает подростка, после чего ему хочется разнообразия, и он переключается на других. А растленный подросток терзается и от стыда, и от любви... потому что другой любви он не знал... Почему же фильм прекрасный? Во-первых, снят красиво, а во-вторых, умный зритель поймает посыл и поймет: вот что бывает при усыновлении детей гей-парами, можно ли им разрешать усыновление и т.п. В общем, хороший философский фильм для тех, кто видит больше и тех, кто понимает. Как говорится: кто не знает, тот поймет...

1
0
...
20 октября 2020
Фото Бондарев Андрей
Фото Бондарев Андрей
отзывы: 202
оценки: 1034
рейтинг: 242
9

"На свете есть две вещи, которые приходят и уходят без спросу: это любовь и скука".
Теофиль Готье

Как это ни удивительно, но ни в одном фильме Озона до "Лета'85" не было изображено полноценного, чувственного гомосексуального романа - по меньшей мере, никогда однополая любовь не становилась предметом изучения режиссера - он всегда проходил по касательной, затрагивая близкие, но обычно более общие темы.
То, что Озон сделал сейчас, конечно, тоже не является узким высказыванием, но кажется, будто он избавился от всяких оков и решил говорить со зрителем напрямую. Это история о первой любви (воспринимать которую без преломления "Зови меня своим именем", увы, уже никак не возможно) и вместе с тем альманах отсылок к прошлым работам французского мастера: прямо цитируемое "Летнее платье"; любимые Озоном Пупо и Бруни-Тедески; открытие собственной сексуальности, как в "Молодой и прекрасной" или ранней короткометражке "Девственники" из "Постельных сцен"; писательские фантазии, словно из "Бассейна" или "В доме"; стилизованные декорации "8 женщин" или "Отчаянной домохозяйки"; исследование темы смерти, как практически в каждом фильме Озона.
Вообще, сложно отделить главного героя - Алексиса - от режиссера, которому в 85-ом году исполнилось восемнадцать - возраст Давида, в которого Алексис и влюбился. Эта история первой любви универсальна - избалованный и пресыщенный Давид лишь забавляется, помня, что, как у Вергилия, "другой найдётся Алексис", последний же, напротив, спасенный из морских вод Давидом, утонул в идеализированном образе того. И Озон не даёт четкого ответа на вопросы, кто кого соблазнил и чьи чувства были реальнее, да и была ли вся история правдой.
Но преступление - факт истинный и свершившийся. И оно - этот танец на могиле - один из самых сильных эпизодов не только этого фильма, но и всего кинематографа последних лет. Это гимн долгу, любви, прощальная песня молодости и смелая метафора выражения запретной любви.

1
0
...
19 октября 2020
Фото Stanislav Drozinskii
Фото Stanislav Drozinskii
отзывы: 8
оценки: 6
рейтинг: 11
1

Вот нахрена эту гомо-тему поднимать в России? Других проблем мало?!

1
0
...
18 октября 2020
Краткое описание
«Лето 85-го»
Информация предоставлена компанией A-One Films
Нормандия, 1985-й. На пляже играет The Cure, и Алекс уверен, что вся жизнь впереди: он оканчивает школу и еще не знает, чем хочет заниматься дальше, но точно знает, что хочет быть счастливым. Его лодка попадает в шторм, и от крушения Алекса спасает новый знакомый. Они быстро сближаются, клянутся друг другу станцевать на могиле того, кто распрощается с жизнью первым, ведь в 18 лет кажется, что этого не произойдет никогда. Но сможет ли их дружба пережить хотя бы одно лето? Лето 1985 года.