Москва
6.8

Фильм
Лето 85-го

Été 85, Франция, 2020
Описание Афиши
Описание прокатчика
Гомосексуальный роман на морском курорте Нормандии от Франсуа Озона

Новый фильм Франсуа Озона, снимающего с регулярностью Вуди Аллена и почти столь же верного своему набору излюбленных тем при разнообразии жанровых оберток. «Лето» фактурой напоминает его первые опыты из конца 90-х, а разворачивается, соответственно, во времена его юности. Это вольная экранизация — о чем в жизни не догадаться — важной британской гей-книжки для подростков 1982 года выпуска. В нормандском городке смазливый тинейджер из рабочей семьи влюбляется в смазливого тинейджера чуть постарше и побогаче, про которого нам с самого начала сообщают, что он погибнет; также в их романе участвует англичанка. Несмотря на тень, которую сразу отбрасывает проанонсированный финал, это кино солнечное, игривое и довольно легковесное — впрочем, неглупое: речь идет, в общем, не про отношения как таковые, а про их субъективное восприятие и про то, как жизнь преломляется в художественном пересказе.

  • Лето 85-го – афиша
  • Лето 85-го – афиша
  • Лето 85-го – афиша
  • Лето 85-го – афиша
  • Лето 85-го – афиша
Драма
18+
Франсуа Озон
14 июля 2020
15 октября 2020
1 час 40 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Франсуа Озона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Alisa Taezhnaya
34 отзыва, 34 оценки, рейтинг 429
15 октября 2020

Мелодрама Франсуа Озона о мальчиках-подростках на нормандском побережье

Смазливый и меланхоличный юноша Алексис (метис Ксавье Долана и Ривера Феникса) в наручниках садится в холле суда и начинает исповедь: смерть интересовала его всегда, а после рокового лета 1985 года вообще не выходит из головы. Под песню The Cure «In Between Days» он начинает несложный рассказ о курортном романе, который закончился трагически: иначе к чему наручники и заупокойный тон.

Дано: двое юных мужчин, блондин Алексис и брюнет Давид, будто со страниц каталога нижнего белья Calvin Klein, знакомятся в море во время кораблекрушения. Маленький шторм, их лодки разваливаются, слава богу, их в воде двое. У одного — мотороллер, у другого — каникулы и много свободного времени. Один местный, другой переехал, оба учатся у внимательного профессора литературы, который хоть и не видит в них Верлена и Рембо (сами они, кажется, видят — или как минимум цитируют), но советует больше размышлять на бумаге и хотя бы задуматься о получении высшего образования.

Происхождение обоих, правда, никакой писательской карьеры им не сулит: один после смерти отца трудится в семейной лавке, второй устраивается к нему подработать, чтобы видеться почаще. Придя в гости к Давиду по первому приглашению, Алексис сталкивается с его мамой, которая явно не в курсе новой этики, раздевает его, набирает ванну и нахваливает его член: все немножко смахивает на неуместное «Половое воспитание». Алексис смущается, но, как всегда, больше занят собственными мыслями: в голове он сравнивает ванну с саркофагом и вспоминает суматоху несчастного случая.

Дальше все сладко и предсказуемо, как аккорды песен The Cure: катание с ветерком по прибрежным дорогам, карамельные поцелуи, примерки одежды, первые сцены ревности («Тебе не нужно то, что мы делаем вместе, тебе нужен я!»). В и без того хлипкие отношения вклинивается британка Кейт (Филиппина Вельж), которая приехала на лето попрактиковать французский, но, по сути, практикует его только с симпатичными парнями. Главная договоренность между Алексисом и Давидом: когда один из них умрет, другой обязательно «спляшет на его могиле». Именно так называется первоисточник фильма в жанре young adult, опубликованный в начале 80-х британским писателем Эйданом Чемберсом: автор, к слову, прошел интересный путь от монаха до лауреата премий в детской литературе и классика подростковых квир-текстов.

Мелодрама об отношениях людей одного пола, которая еще десять лет назад ощущалась уникальным переживанием, в 2020 году растворяется в потоке копий и подражаний утраченному первоисточнику. Кто сейчас не исследует сексуальную идентичность? Кому не приходит в голову, что он флюиден? Кто не открывает через первые романы то, о чем не рассказывали родители?

Хотите симпатичных парней и мотоцикл — вот вам «Мой личный штат Айдахо» с французским Киану Ривзом, который точно так же щурится на ветру. Любите подростковые ромкомы 80-х? Буквальная цитата подростковой дискотеки, где посреди шумных танцев двое влюбленных двигаются под медляк в наушниках— пересмотрите «Бум» с Софи Марсо. Лето, когда ковыряют пальцем в персиках? «Зови меня своим именем» и чуть менее знойное, но такое же ласковое летнее побережье. Подростки, не отличающие сексуальность от дружеской привязанности, а похоть от любви? Новый сериал Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» и «Пляжные крысы» Элизы Хиттман. Много голых тел и никаких планов на будущее? «Мектуб, моя любовь» или «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, тем более камера Ишама Алауи скользит по гладкой груди и губам главных героев, объективируя их не меньше скандального француза (только почему‑то здесь это окей и проходит без скандалов). Ксавье Долан, нагло стыривший у Озона приемы первых фильмов, тоже сразу на уме: подростковый пафос «Я убил мою маму» и «Воображаемой любви» торчит в «Лете 85-го» как банана-сплит. Когда квир-кино нормализовано, а негетеросексуальность на экране — давно не событие, есть логичный зрительский запрос на что‑то еще.

С «чем‑то еще» у нового Озона проблемы, что не удивляет — почти у каждого режиссера, снимающего по фильму в год, один удается через один, — но разочаровывает. Литературная ценность опытов Алексиса далека от «запаха женщины среднего класса» прозы героя «В доме», сцены ссоры уступают в нежных деталях «5 на 2», а история краткой любви с трагичным финалом не валялась и рядом с лаконичным «Францем». Просеянный через сито роман очень заурядных героев превращается в кучу мелкого морского песка. Этого песка много в лучших летних фильмах Эрика Ромера («Полина на пляже», «Зеленый луч», «Летняя сказка», «Колено Клер», «Коллекционерка»), но Озон все же не Ромер, как и его рифмующие «кровь/любовь» персонажи — не Верлен и Рембо. Что бы там ни рассказывал ребятам преподаватель литературы, чтобы они бросили работать в палатке и пошли учиться в колледж, мир может пережить без многих подобных любовных историй.

10
3

Отзывы

9
Tatiana Kulygina
60 отзывов, 244 оценки, рейтинг 109
15 октября 2020

Один в паре хочет эмоциональной близости, а другой не может ее дать. Эта тема не устареет никогда, ибо почти каждый из нас хоть раз бывал в такой ситуации. Тот факт, что здесь это показано на примере однополой пары, вселяет надежду: чем чаще людям дают возможность увидеть, что в отношениях одни и те же переживания, независимо от пола, - тем ближе время, когда это перестанет восприниматься как нечто экзотическое. Ведь в конечном счете все влюбленные чувствуют одно и то же.

13
1
10
Егор Лобачев
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 5
16 октября 2020
Картину Франсуа Озона «Лето 85» необходимо посмотреть обязательно всем!

Фильм, который заставил задуматься об субъективном понимании близости двух людей, четко определив, чего преследуют главные герои. Алексис - желает Давида, идеализируя свою любовь к нему и его самого. Давид же в свою очередь любит то, чем они занимаются и как проводят время. К сожалению, это стало серьезным «камнем преткновения» и тут лишь оставалось ждать малейшей искры, чтобы разрушить их хоть и недолгое, но счастье.

5
1
1
Пользователь Афиши №4485799
20 отзывов, 20 оценок, рейтинг 110
23 ноября 2020

Это уже второе разочарование года на тематику ЛГБТ(первым номером был наш «Аутло»). Чарующее описание фильма, обещающее эмоции при просмотре сравнимые чуть ли не со спазмом в животе от настойчивого солнца, или с запахом солёной кожи после морских ванн и ощущением вечной свободы и не угасающей юношеской страсти к жизни, оборачивается обманом. Мы видим меланхоличного, недолюбленного подростка, неестественным образом вовлечённого в семью, чьи моральные ценности и адекватность в целом вызывают вопросы. Почти насильное погружение в эту историю с тинейджерской гомосексуальной связью, в эту якобы причастность к смерти любовника - прямо скажем, притянуто за уши. Неживые эмоции, наигранность персонажей не оставляют этому фильму шансов вообще. По окончанию просмотра вспомнилась «Горбатая гора», и от зияющей пропасти между этими фильмами стало совсем грустно.

1
0
9
Даниил Марценюк
13 отзывов, 138 оценок, рейтинг 48
26 октября 2020

Прекрасный фильм о избитой теме неибитым языком. Если у вас была травма, касающаяся любви (а она есть почти у каждого), эта картина, возомжно, немного поможет вам.

2
1
9
Сергей Костоусов
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
22 октября 2020

По-Озоновски нежная история по книге Эйдана Чамберса «Станцуй на моей могиле». Если Вы ожидаете милую мелодраму, то не в этот раз. Нежность развивается на фоне трагически нарастающего отчаяния.

Что движет человеком: жажда жизни или боязнь смерти?

Это контраст жизни и смерти выдержан в идеальном ритме. Мы только окунаемся в тёплую бархотность робкой влюблённости, в цветущую молодость героев (с нескрываемым сожалением отмечая про себя, где мои 16!), как тут же нас бросают в безысходность и смятение: чувства отключаются, восприятие притупляется и остаётся только лежать ниц без сил. И снова повествование возвращается к розовым очкам, которые скоро насильно снимут.

Том Форд в Single Man задавал ритм цветом и часами, Франсуа Озон органично вплетает его в сюжет без символизма и нарочитой атрибутики. Если сравнить с CMBYN — это сравнение неминуемо накатывает — то Гуаданьино как раз не достаёт этого накала, суровой оттеняющей трагичности: концовка безусловно драматичная, но не сравнится с безысходностью оригинальной книги Асимана. Озону же удаётся сделать контраст и жизнеутверждающе выйти из него.

Повествование держится на проработке героев, актёрская игра заставляет искренне сопереживать и сочувствовать, четвертая стена испаряется, и временами представляешь себя неловко подглядывающим, но продолжаешь смотреть.

Невольно ещё и завидуешь, помимо того, что все богически прекрасны, внутренней свободе героев. Озон не анализирует возможные социальные контексты, проходя по ним вскользь — ровно сколько это нужно для построения истории. На первом плане только два человека, точнее даже связь между ними со стороны каждого. Без коннотаций, насколько это позволяет место и время действия.

Где же в этой связи граница между жертвенной самоотдачей и нарциссивным собственичеством? Стоит ли начинать, если знаешь, что станет скучно? Когда-нибудь точно станет, и Вы точно задавали это вопрос себе. Как остановиться, если можно пробовать бесконечно. Стоит ли вообще начинать при онтологической невозможности объективно воспринимать партнёра без призмы своего образа? И надо ли начинать, если чем сильнее будет связь, тем больнее её будет разорвать.

Франуса говорит совершенно чётко: надо. Даже если придётся перевернуть лодку или разбить мотоцикл.

За лейтмотивом аккуратно, но так структурно прорабатываются и некоторые «общие вопросы».

- Вопрос, кем быть? ¬Собой, что бы это не значило.

- Мещанство родителей (нежно любящих) против нематериального творчества лицеистского преподавателя литературы. Творчества рационально бессмысленного, а потому освобождающего.

- И надо ли выполнять данные обещания? Вспомните, лодку так и не «припарковали». А те обещания, которые тоже рационально бессмысленные? НО дурацкие — они и ведь есть самые важные.

Подытожим.

Стоит смотреть, если:

- хотите закатывать глаза с фразой «Боже, можно ещё красивее было снять»;

- хотите эмоционально качнуться из «супер нежность» в минус ноль;

- хотите всплакнуть по летним вечерам, пляжу и прошедшей юности;

Не стоит смотреть, если:

- выход за рамки гетеронормативности Вам тяжело даётся;

- выход из предыдущих отношений был недавно и прошёл болезненно (но если готовы к терапевтическому катарсису, то можно)

1
1

Подборки Афиши
Все