Детство, отрочество и юность Широна — чернокожего парня из гетто-района Майами, который болезненно переживает свою гомосексуальность. Фильм поделен на три главы, в каждой из которых героя играют разные актеры — причем Треванте Родс, которому досталась взрослая и брутальная версия Широна, в третьем акте гениально играет замешательство. «Лунный свет» — легкая мишень для нападок, фильм несложно обвинить в спекулятивности выбранной темы (чернокожие геи!), однако Барри Дженкинс воспаряет над конъюнктурной повесткой и мастерит драму из пауз и недосказанностей, тектонических внутренних переживаний героев, сыгранных, однако, без надрыва. В итоге у него получается история про то, что человеку нужен свет, и не только синий, но и лунный — самый теплый свет, как известно по фильму «Жизнь Адель».
Драма |
18+ |
Барри Дженкинс |
2 сентября 2016 |
16 февраля 2017 |
1 час 50 минут |
moonlight.movie |
Где-то в середине 90-х Хуан (Махершала Али), драгдилер в Либерти-Сити, самом бедном и криминальном районе Майами, подбирает на улице мальчика, который убегает от хулиганов. Тот почти не разговаривает, но, пару раз поев, все-таки сообщает, что его зовут Шайрон (Алекс Р.Хибберт). Отец давно пропал, а мать (Наоми Харрис) курит крэк и не слишком заботится о ребенке. Наркотик ей продают подручные Хуана; несмотря на эту парадоксальную, мягко говоря, ситуацию, дилер и его подруга (Жанель Моне) становятся для Шайрона чем-то вроде нормальных родителей на стороне.
«Лунный свет» состоит из трех новелл, и это только первая из них. Во второй Шайрон — тощий тинейджер (Эштон Сандерс), которого продолжают травить в школе: одноклассники, дразнящие его педиком, со свойственной иногда маленьким мерзавцам прозорливостью видят то, в чем их жертва сама себе еще не призналась. В третьей новелле Шайрон, прошедший через огонь и воду и переехавший с матерью в Атланту, — взрослый гангстер (Треванте Родс), чья брутальная внешность, впрочем, обманчива. Некоторые герои переходят из новеллы в новеллу: в первую очередь это приятель Шайрона по имени Кевин (Джейден Пинер, Джаррел Джером, Андре Холланд) — как почти случайно вышло, главный мужчина в его жизни.
Это самый, очевидно, расхваленный фильм 2016 года, вошедший во все мыслимые топ-списки; в килограммах выигранного золота «Ла-Ла Ленд» его, вероятно, опережает (и почти наверняка помешает «Лунному свету» получить главный «Оскар»), но, скажем, критический консенсус в случае «Света» даже более монолитен. Барри Дженкинс немногим старше Дэмиена Шазелла и, как и тот, дебютировал в конце нулевых малобюджетной разговорной мелодрамой про черных хипстеров («Лекарство от меланхолии»). Для своего второго полнометражного фильма он нашел автобиографический текст — что-то вроде непоставленной пьесы — Тарелла Элвина МакКрейни, актера и драматурга, не так давно получившего стипендию МакАртура, «грант для гениев». Оба — и режиссер, и сценарист — выросли в одно время в бедном квартале Майами, и хотя гей-линия — целиком от МакКрейни, для Дженкинса в этой истории, разумеется, тоже масса личного.
Главное, что нужно знать про «Лунный свет»: это вовсе не стенания о том, как живется чернокожему гею в гетто. Живется ему нелегко — и из фильма это тоже следует, — но это и так понятно, зачем про это смотреть. Социальная, расовая повестка и область чувств тут как бы сосуществуют параллельно — они обе интересны Дженкинсу, но он не торопится их смешивать. Есть определенная культурная среда, которую воссоздает режиссер, — это декорации картины, ее, если угодно, колорит, определяющий сиюминутные действия персонажей. И есть глубоко интимная, внутренняя история взросления, где-то переходящая в лав-стори, — содержание фильма. Дженкинс не занимается противопоставлением большинства и меньшинства, расового или сексуального: белых тут нет вовсе, а путь Шайрона никогда не превращается ни в Голгофу, ни в крестовый поход. Иначе говоря, это не памфлет о нетерпимости, а ровно наоборот: тихий, нежный фильм о чуде взаимопонимания.
Материал вроде бы диктует угрюмый реалистический подход: квазидокументальную камеру, приближенное к естественному освещение и так далее. Ничего похожего. Дженкинс использует богатые, контрастные цвета и выразительные композиции порой захватывающей дух красоты: дело, в конце концов, происходит в Южной Флориде с ее пальмами, песком и океаном. Оттенки синего, зеленого и, конечно, черного превращают детский кошмар в томительный эротический сон и обратно. При этом по большому счету это фильм про отрочество — в чуть более мягком мире его события могли бы уместиться в уик-энд, а не растянуться на десятилетия, — и режиссер до конца сохраняет предельно деликатный, целомудренный тон: Шайрон настолько раним, что иное было бы жестоко.
«Свет» где-то может показаться простым, почти простодушным, но и это не так: готовые ответы здесь не работают, и продолжительные паузы в разговорах, которые оставляет Дженкинс, — а из главного героя слова вообще не выдавишь — нужны для того, чтобы мы продолжали их искать. «Ты сам должен решить, кем тебе стать, никто за тебя этого не сделает», — говорит Шайрону Хуан, когда учит его плавать, но это грошовая мудрость, горькая ирония которой будет понятна в третьей, лучшей части картины, когда Шайрон станет Хуаном. Ты не можешь решить, кем тебе стать, — если, конечно, ты не живешь внутри голливудского фильма про спортсмена. Максимум, что ты можешь, — это принять себя сам и, если очень повезет, однажды прочесть понимание в чужих глазах.
Обалденный фильм. 10/10. Десятка, а не 9 потому, что в фильме есть нечто уникальное, что оставляет невероятно нежное послевкусие. Чего стоят шикарные и длинные крупные планы. Музыка. Здесь великолепно все. Гомофобам, расистам, фашистам лучше поберечь нервы. Это не ваше кино. Один из лучших фильмов за последнее время. Смотрел в оригинале, о переводе ничего сказать не могу. Фильм совершенно не мейнстримовый, как может показаться в первые минут 15-20, а скорее фестивальный, артхаусный. Отсюда думаю основное разочарование тех, что ждал что-то вроде "Тренировочного дня". О чем? Да все о том же - о жизни, о душе и о любви. Фильм для тех, кто никуда не спешит, для любителей рефлексии и тех, кто гонит от себя всевозможные предрассудки. Если вы такой человек - этот фильм надолго способен остаться в вашей памяти.
Отличный антинаркотический фильм! Пацаны, не курите марихуану, ибо под кайфом одноклассник устроит вам качественный петтинг на берегу моря, но, протрезвев, в реале начистит морду на школьном дворе и травма сия лишит вас половой жизни аж на десять лет. А снять заклятье сможет кто? Правильно, все тот же школьный друг. Хэппи энд.
PS^ фильм пустой и затянутый. В чем драма - не ясно. Неудачная попытка американцев снять европейский фильм.
Любое отклонение от нормы жестко карается обществом. Инстинкт самосохранения заставляет нас этим нормам соответствовать, ломать себя и, в конечном итоге, жить не свою жизнь. Превращение щуплого чернокожего мальчугана, которого за его своеобразную манеру поведения прозвали "малышом", в брутального наркодиллера наглядно это демонстрирунт. Спрятав под маской сурового "ганста-рэпера" свою природную сущность, глав ный герой теряет свой "лунный свет" и проживает десять одиноких и, по сути, несчастливых лет.
Фильм хорошо снят. Однозначно рекомендую к просмотру.
«Лунный свет» (“Moonlight”) — настоящая драма-квин оскаровского сезона. Режиссер Барри Дженкинс подобно школьнице с синдромом отличницы вписывает сразу все горячие и острые проблемы в историю взросления чернокожего паренька из неблагополучного района Майами. Здесь тебе и буллинг, и расизм, и гомофобия, и мать-наркоманка и юношеская неразделенная любовь, проблемы самоопределения и становления себя. Кланяйтесь, уважайте и вручайте награды. Смотреть не обязательно.
На деле «Лунный свет» оказывается неторопливой и пресной недодрамой. Режиссер очень конъюнктурно обрисовывает все невзгоды и тягости жизни главного героя, оставляя весь накал за кадром. Можно подумать, в этом и есть новаторство Дженкинса — он не тычет слезовыжимательными сценами в лицо, нежно оставляя зрителя с томным предчувствием трагедии, он не кричит на завышенных тонах о несправедливости, а молчаливо погружает нас в смятение и безысходность.
Это могло бы быть гениальным ходом в сторону реализма, подальше от гипертрофированной драмы, так горячо любимой киноакадемией. Но Барри Дженкинс променивает реализм на красивую (тут уж не поспоришь) картинку, поэтичные диалоги и многозначительные паузы, которые, увы, заполняются не авторской мыслью, не глубиной персонажей и сюжета, а пустотой и скукой.
«Лунный свет» не срывается на истерический крик подобно многим социальным драмам, он пафосно молчит, молчит сразу о многом, о важном и наболевшем, но в итоге ему совершенно нечего сказать.