Фильм

Фильм Статус: Свободен

Россия, 2016

5.6
5.5
1/7

Искрометный ромком от Павла Руминова с Данилой Козловским и Лизой Боярской

Неудачливому стендап-комику (Данила Козловский) изменяет девушка (Елизавета Боярская), причем не просто изменяет, а с каким-то зубным врачом. Герой этого пережить не может и предпринимает все усилия, чтобы ее вернуть. 

СтранаРоссия
Продолжительность1 час 35 минут
Дата выхода21 января 2016
Дата выхода в России21 января 2016
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Владивостокский самородок, который через два месяца обучения бросил университет и отправился покорять Москву. Снимал клипы для Найка Борзова и Дельфина, принципиально отказался поступать во ВГИК, так как, по его мнению, в вузе не прививают любви и страсти к кинематографу, а научиться снимать фильмы можно, пересматривая работы великих: Хичкока, Кубрика и т.д. Поставил два малобюджетных фильма, один из которых «Deadline» был обласкан фестивальным движением. Окрыленный успехом, режиссер всем рассказывал про то, как делать кино в стесненных обстоятельствах, — и даже по этому поводу надиктовал манифест журналу «Афиша». Но вот первый полнометражный опыт Руминова — хоррор в японском стиле «Мертвые дочери» — оказался неудачным. Критики и зрители прошлись катком по картине. Поняв, что пошел не тем путем, режиссер занялся созданием сериала «Я буду рядом», который затем превратил в одноименную полнометражную драму, победившую на 23-м «Кинотавре». Сейчас Руминов продолжает заигрывать с мейнстримом, снимая романтические комедии с подвохом («Статус: Свободен»), но вместе с тем не забывает и про малобюджетные жанровые эксперименты (см. концептуальную хоррор-деконструкцию «Дизлайк»). Однако самый личный и, быть может, лучший его фильм — эротическая мелодрама «Машина любви».

Рецензия «Афиши» на фильм «Статус: Свободен»

7Рождение отечественного ромкома

Протрите очки, откашляйтесь, затаите внимание. Случилась маленькая, локальная — но сенсация. Фильм «Статус: Свободен», с плаката которого вам виновато улыбается вездесущий Данила Козловский, оказался первым в истории нового российского кино удачным ромкомом (расшифровка для несведущих: романтической комедией). Были многочисленные попытки, были и суррогаты средней успешности — «Любовь в большом городе», «Восемь первых свиданий»… Была даже, казалось, одна настоящая удача, «Питер FM» Оксаны Бычковой. Никто не смог ее позже повторить или продолжить, и немудрено. По сути, тот фильм комедией не был — скорее легковесная симпатичная мелодрама о любви, штучный, а не жанровый продукт. «Статус: Свободен» — продюсерский проект со звездами: кроме Козловского здесь Елизавета Боярская, чего вам еще? Да разве что толику естественности, которая и сделает фильм живым, одновременно смешным и трогательным, — обязательное и трудновыполнимое условие. Здесь эта толика есть: та самая специя, без которой блюдо было бы несъедобным. Не отмахивайтесь, не смейтесь. Не все любят ромкомы, не все их смотрят, но, вообще-то, жанра, более важного для существования (любого) национального кинематографа, попросту не существует. Только в них — непереводимый ген чувственности и юмора, который невозможно без потерь объяснить иностранцу. Если какие-то фильмы бьют в прокате любой страны Голливуд, то исключительно снятые на территории этой страны ромкомы. Неслучайно миллионы зрителей так оплакивали Эльдара Рязанова — единственного режиссера, создавшего матрицу советского ромкома в «Иронии судьбы» и «Служебном романе». Впрочем, к новой российской действительности эти рецепты оказались неприменимы. Поэтому так важно появление этого скромного, лишенного вроде бы претензий и по-дурацки озаглавленного фильма с Данилой Козловским.
Кстати, 2016 год впору объявлять годом Козловского, главного нынешнего суперстара. В ближайшие месяцы вы увидите его в двух заведомых блокбастерах («Экипаж» и «Викинг»), амбициозном хорроре («Хардкор») и масштабной исторической драме («Матильда»). Но уже «Статус: Свободен» открывает плейбоя и красавчика с неожиданной стороны — к этому обязывает сам сюжет фильма. Во-первых, он здесь стендапер, и не из самых блестящих: профессиональное обязательство шутить без остановки выставит идиотом (но милым) кого угодно. Во-вторых, этого самовлюбленного кретина оставляет любимая девушка, изменившая ему — артисту! — со стоматологом. Весь фильм обескураженный герой бьется об лед, чтобы вернуть ее. Заканчивается это — догадались чем? Вот и нет, ошибаетесь. «Статус: Свободен» так же легко нарушает конвенции жанра, как их эксплуатирует. Не только в Козловском и его внезапном обаянии (не путать с красотой и статью!) дело. Весь ансамбль картины подобран с умом. Обычно российские продюсеры просто берут звезду женского пола и звезду мужского пола, чтобы спарить на экране, никого (их самих в том числе) не спросив. О том, что такое загадочная голливудская «химия» в отношениях, никто не задумывается. Козловский и Боярская — как минимум актеры одного превосходного театра, МДТ под руководством Додина. Может, именно поэтому у них нет проблем с «химией»: вместе им хорошо, и даже более того — вместе им нормально, как старым друзьям или давно живущей вместе паре. А это и есть требуемый эффект. Роль матери героя играет мать Козловского. Роль героя в детстве играет сын режиссера, подругу героя — девушка режиссера (Наталья Анисимова, отличная молодая актриса). Другой бы постановщик, пожалуй, скрывал этот факт или стеснялся бы его. А этот гордо сообщил о нем со сцены на премьере. И правильно, есть чем гордиться. В фильме царит та бесценная семейная и домашняя атмосфера, которая дьявольски редка и без которой к ромкому нельзя подступаться на пушечный выстрел.
Павел Руминов — персонаж, за траекториями судьбы которого наблюдать еще интересней, чем за взлетом Козловского. Уже рекламными роликами и клипами он создал себе преждевременную репутацию юного Кубрика, блестяще обрушив ее полнометражным дебютом, нелепым хоррором «Мертвые дочери». Надо отдать ему должное, духом не пал, а продолжил экспериментировать с самыми неожиданными форматами — то странная комедия «Обстоятельства», то диковатые, будто сымпровизированные на ходу, «Два часа», а то вдруг жгучая мелодрама про любовь и смерть «Я буду рядом», которая в 2012-м получила Гран-при «Кинотавра» от представительного жюри режиссеров. «Статус: Свободен» — новый шок: оказывается, Руминов способен снимать превосходное зрительское кино. Сегодня он, возможно, не самый талантливый или оригинальный из российских авторов, но точно самый свободный (что проливает новый свет на название фильма). В зажатом и закомплексованном по всем фронтам отечественном кино это редчайший дар. «Статус: Свободен» ближе всего к тому, что делает в Штатах Джадд Апатоу, революционер комедийного жанра. Вспоминаются его трагикомические «Приколисты», также посвященные будням стендаперов, и недавняя «Девушка без комплексов», исследовавшая неподъемный груз романтической любви. Но Руминов ни в коем случае не копирует американского коллегу — скорее пытается экстерном окончить ту же школу по превращению скучной повседневности в забавное и естественное зрелище. Это относится к каждому аспекту фильма — как бы необязательному саундтреку, дурацким шмоткам персонажей, сочетанию поднадоевших актеров-знаменитостей с никому не известными свежими (и симпатичными) лицами, местами невероятно смешным диалогам. Многие гэги ужасно хочется пересказать, но во имя зрителя удержусь: увидите и услышите сами. Интереснее всего то, что, когда остроумие героям изменяет, ты вздыхаешь с облегчением. Теперь еще проще поверить в их чудесную небезупречность.

Если задумываться о причинах такой удачи, они окажутся обескураживающе простыми. Романтическую комедию невозможно изготовить по рецепту. Ее необходимо сначала пережить и прочувствовать — а потом добиться от себя того уровня отстранения, без которого опыт не превратить в хороший сценарий. В чьих-то глазах Руминов выполнял заказ, делая фильм со звездами. В его собственных, нет сомнений, делился глубоко персональными чувствами и воспоминаниями. Об этом свидетельствуют и бесчисленные, по большей части смешные, киноцитаты и отсылки — от неожиданного двойника Вуди Аллена до вдохновенной оды «Челюстям» из уст дантиста. Это не на публику, это для себя. И про себя. Одновременно со «Статусом: Свободен» Руминов снимал «в стол» малобюджетную порнодраму... с Анисимовой и самим собой в главных ролях, «Машину любви». Ее тема — точно та же: болезненность расставания и способы преодолеть эту боль. Но эта радикальная картина, которой на широких экранах не бывать, — коль скоро не пустили туда «Любовь» Гаспара Ноэ — нечто вроде скрытого ключа, дневниковых записок не для печати. Массовому зрителю о ней и знать особенно незачем. Пусть любуется на Козловского с Боярской. А пока он этим занят, Руминов вовсю работает над очередной картиной, фильмом ужасов с бодряще-вызывающим заголовком «Dislike».

19 января 2016
1

Люди, не ведитесь на проплаченные хвалебные рецензии!
Этот фильм - мрак и ужас.
Просто бездарный, пустоголовый, никчемный набор какого-то барахла. Морали банальнее ванильных статусов Вконтакте, юмора просто нет (кривляние Козловского под ДеНиро утомило даже двух 13-ти летних пацанок в зале).

Перескажу, чтобы мои деньги хоть не зря пропали. В общем, несмешной стэндапер Козловский (он несмешной не потому, что так хотелось создателям фильма, массовка ему старательно хлопает, типо круто), встречает староватую на вид Боярскую. Встреча у них на уровне 19-ти летних, хотя выглядят они на здоровые тридцать. В общем, как бы очаровал, причем таким идиотизмом, что моя соседка переспросила даже "Он правда сказал ей, что у нее магнит в трусах?" Чего у них там было, непонятно, но в следующем кадре они уже расстаются.

Вы поймите, создатели фильма, если мы не знаем, в чем была проблема, то мы не поймем, в чем должно быть решение! А значит - нам пофиг. Герой Козловского беден, туп, гуляет или тиран - какие претензии? Козловский тоже не понимает, поэтому начинает кривляться, надеясь развести на милоту, потом дерется со случайными людьми (бездарно), потом начинает бухать (бездарно), потом бегать и кричать "все равно ты ко мне вернешься" (бездарно), обзывать соперника и говорить ему "как ты мне надоел" (бездарно и по хамски) и петь под окном (мега-мега-мега-бездарно).

Ой, я надеюсь у вас не сложилось ощущения, что все вышеописанное как-то складывается в что-то веселенькое. Все настолько уныло и безжизненно, что спать охота. Ну, вашумать, например план героя заявиться на день рождения к сопернику в дурацких костюмах и длинно рассказать всем что тот... гей! Ахаха, сейчас уписаюсь. И дама, конечно вернется. Хотя погодите, я уже уписалась на трехминутной сцене поливания себя водой с бодуна. Весь юмор которой именно в том, что она идет три минуты.

В общем, бесстыдно бездарное кинцо, на которое я повелась из-за названия. Почему-то решила, что будет про соцсети, онлайн знакомства, поиск половинки... Какой-то инсайт. ничего этого там и близко нет. И на старуху бывает проруха, не ходи на российскую комедь, козленочком станешь.

Но еще более бесстыдна промо-кампания, объявляющая фильм чуть ли не событием в отечественном кинематографе. Прорыв! Мы смогли! Шедеврально! Друзья, не ведитесь. Люди (промоутеры), некоторых их которых я лично знаю, делают свое дело, и делают хорошо. Но, голосуя рублем за такое кино, вы поощряете лень и пренебрежение создателей к вам, зрителю. Я уже проголосовала (случайно), и хочу свои деньги назад. Если же эта рецензия хоть кого-то из вас остановит от потери двух часов времени и 600 рублей - то я уже хоть не зря пострадала.

Статус: Несмешно.

26 января 2016
9

Ура ! Ура !.... Антон Долин не обманул - "Статус: свободен" - великолепнейший фильм !
Хотите положительнейших эмоций ?
Хотите фонтанирующего, но при этом обоснованного юмора ?
Хотите, наконец, увидеть Данилу Козловского, смешно пародирующего Де Ниро и чуть похуже Джима Кэрри ?)
Хотите непредсказуемого финала ? Ну.... частично непредсказуемого )
Очень хороший актерский ансамбль, к удивлению достойнейшая игра г-жи Боярской, да и все участники там в правильных местах поставлены)
На всё кино, как мне показалось, буквально полторы чуток затянутые сцены и совсем крохотная каааапелька пошлятинки, а в остальном - настоящая, легкая, искрометная , да еще и присыпанная местами точным и смешным психологизмом конфетка !

22 января 2016
1

Это просто ужас ! Пошлость и тупость ! Убойное сочетание . Возможно предполагалось , что такая тупая пошлость - это смешно , но нет , не смешно . Противно . Ушли через 15 минут после начала , ибо такое слушать и смотреть - себя не уважать .

21 января 2016
1

Признаюсь – пошла посмотреть на Козловского. Нравился по фильмам Легенда №17, Духлесс-2. "Статус: Свободен" – крайне не понравился! Если хороший, интересный фильм можно сравнить с наваристым, густым борщом, то этот фильм – суп из топора: жиденький, пустой, без ничего, про специи, вообще, разговора нет. Пустая история – неинтересная. Диалоги – глупые и наигранные. Шутки – несмешные и плоские. Первый диалог – при знакомстве главных героев – убивает наповал своей неестественностью и пошлостью. Многие сцены неправдоподобны и глупы. Из зрительского зала ушло три пары во время сеанса. Я тоже хотела встать и уйти, но все же ждала – вдруг что-то будет дальше стоящее – не может быть, чтобы Козловский играл такого идиота и дурака в таком низкопробном фильме,..но, пустота, ничего – слезы, м…-вы рыдания (сорри за мой французский), курносая и постоянно улыбающаяся Боярская с грубоватым голосом.... Брррр – Ужас!

25 января 2016
3

Подобной бездарной игры актеров я не наблюдала в кино уже давно.
Так и хочется в каждой сцене сказать: "Не верю!!.
Амплуа Козловского топ-менеджера, сорящего деньгами (Духлесс) - наиболее подходящее ему. В остальном - не дотягивает.
Ну не его это роль совсем, либо просто не смог сыграть - 32х-летнего "мальчика-подростка", влюбленного в девочку так сильно, что не может смириться с ее уходом.
Про Лизу Боярскую могу сказать только одно - не смогла...Я не вижу ни капли таланта у внучки великого актера, к сожалению. Мда...и ни разу не удивлюсь, если она как все побежит в певицы! О, эта песня в конце фильма!! ))
Сюжет - возможно - задумка и не плохая, но такая игра актеров...портит всю картину. Романтическая комедия про любовный треугольник. Он любит ее, она любит их обоих и ни одного не хочет отпускать, третий любит тоже ее и готов полюбить и его)
Хочу отметить игру Владимира Селезнева (стоматолог), Паулины Андреевой (Соня Шмуль) и Игоря Войнаровского (Вадик) - ребята реально старались и у них получилось.
Фильм на 2 балла. Разочарована и жаль потраченного времени.

24 января 2016
Все отзывы
Читайте также
22 российские мелодрамы, которые ничем не уступают голливудским
22
российские мелодрамы, которые ничем не уступают голливудским
22 российские мелодрамы, которые ничем не уступают голливудским
22 сериала февраля
22
сериала февраля
22 сериала февраля
Почему спортивная драма «Чемпион мира» заслуживает не «Золотого орла», а «Золотую малину»?
Почему спортивная драма «Чемпион мира» заслуживает не «Золотого орла», а «Золотую малину»?
Почему спортивная драма «Чемпион мира» заслуживает не «Золотого орла», а «Золотую малину»?
10 лучших мини-сериалов 2022 года на выходные
10
лучших мини-сериалов 2022 года на выходные
10 лучших мини-сериалов 2022 года на выходные
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость