Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Зильс-Мария»

Clouds of Sils Maria (2014, Франция, Швейцария, Германия)
6.5
оценить
Смотрите фильм "Зильс-Мария" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Зильс-Мария

Зильс-Мария (без перевода)

Смотреть трейлер
  • 16+ 2 часа 4 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Театральные страсти с Кристен Стюарт и Жюльетт Бинош

Убежавший в Альпийские горы театральный режиссер-отшельник решает реанимировать старую пьесу, где речь идет о коварной девице, которая сводит с ума известную артистку. Во время работы над ремейком спектакля сюжет пьесы неожиданным образом претворяется в жизнь для театральной дивы. Засветившийся на Каннском кинофестивале англоязычный дебют француза Оливье Ассайяса — бывшего кинокритика и автора фильма «Что-то в воздухе» и популярного сериала «Карлос». Разговорную драму о закулисных интригах блестяще разыгрывают три видные актрисы разных поколений: Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт и Хлоя Морец.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1186
оценок:
817
рейтинг:
18353
7

Сатирическая драма про актрису и ее помощницу

Две женщины едут по Швейцарии на поезде. Одна, Мария Эндерс (Бинош), — французская актриса, сумевшая стать голливудской звездой. Вторая, Вэл (Стюарт), — ее персональный ассистент, юная американка в кедах, увешанная гаджетами. В Цюрихе Мария должна появиться на торжественном приеме в честь драматурга Мельхиора, чья пьеса «Змея Малойи» прославила ее в 18 лет. Сам Мельхиор отказался присутствовать, хотя его дом неподалеку. Более того, в поезде выясняется, что он только что умер.

Церемония все-таки проходит — в тональности, вероятно, близкой к запланированной, — и Марию потихоньку начинают окружать призраки прошлого, некоторые еще вполне во плоти. Заслуженный актер, который когда-то пытался за ней приударить, вдова Мельхиора, сам Мельхиор — природа их отношений не вполне понятна. В конце концов к Марии подходит страшно модный режиссер и просит — скорее, умоляет — участвовать в его спектакле по «Змее Малойи». В этой психодраме о секретарше, которая доводит до самоубийства влюбленную в нее начальницу, Мария когда-то играла секретаршу. Теперь, разумеется, ей предлагают роль начальницы — а партнершей готова стать голливудская старлетка Джо-Энн Эллис (Морец), не сходящая с первых полос таблоидов.

Если бы речь шла о мужчинах, можно было бы сказать, что одна из многих тем этого замечательного фильма — кризис среднего возраста. В женском случае принято выражаться более поэтично, поэтому скажем, что героиня Бинош пытается примириться с неумолимым ходом времени. Если бы речь шла о какой-то другой профессии, «Зильс-Марию» смело можно было бы записывать в сатиру. Но поскольку речь об актерстве, это не совсем так: Оливье Ассайяс слишком нежно относится к актерам, чтобы смеяться над ними — даже иронизируя, в первую очередь он пытается их понять. Если бы режиссер был поглупее, он, вероятно, двинулся бы в сторону уцененного «Все о Еве» и столкнул героинь Бинош и Морец — актрисы разных поколений и разного культурного бэкграунда в одной пьесе, пиши — не хочу. Но Ассайяс поступает намного остроумнее.

Морец остается, в общем, на обочине сюжета, хотя у нее очень смешная и выигрышная роль — актрисы, которая вылезает из рехаба, только чтобы сняться в комиксе и соблазнить женатого писателя (а при личной встрече оказаться скромной, вежливой и явно неглупой девицей). В центре же — дуэт Бинош и Стюарт, на который хочется смотреть вечно. Они живут почти что в браке (настоящим браком Марии за кадром занимаются адвокаты): Вэл без видимого напряжения тащит на себе всю практическую часть жизни дивы, которой остается только думать о высоком. Умная, язвительная Мария презирает Голливуд и поп-культуру — хотя, очевидно, и не настолько, чтобы отказаться от всех дурацких ролей и рекламных съемок. Вэл — нормальная девушка чуть за 20: она торчит в интернете, смотрит блокбастеры и, более того, имеет по этому поводу артикулированное мнение.

Любимые Ассайясом метаигры слишком долго расшифровывать: Бинош играет кого-то вроде самой себя, но с иронической дистанцией (и самую малость, может быть, моложе и популярнее), Морец играет скорее гипертрофированную Кристен Стюарт, чем себя, а Стюарт — идеальную версию себя за вычетом карьеры. Так или иначе, если Бинош доказывать нечего, то Стюарт напоминает, что «Сумерки» «Сумерками», а она по-прежнему прекрасная молодая актриса: ее расслабленная, естественная поза идеально контрастирует с взвинченностью и рефлексией партнерши, ее тщетными попытками все контролировать; страшно сказать, иногда она выглядит интереснее француженки.

Природу их отношений Ассайяс, как недавно Поланский в «Венере в мехах», раскрывает через текст пьесы, которую Мария репетирует с помощью Вэл: в их словесных пикировках реплики из «Змеи Малойи» почти бесшовно переходят в обычный разговор. Рифмуется не только сюжет, но и распределение ролей, и темпераменты собеседниц — хотя свести фильм к лесбийской драме можно лишь в очень вульгарной трактовке (при том что некоторый сексуальный подтекст там неизбежно присутствует).

Ассайяс работает на той же территории, что Фассбиндер в «Горьких слезах Петры фон Кант», Бергман в «Персоне», Линч в «Малхолланд-драйв», но его фильм намного светлее и безопаснее — вероятно, к досаде некоторых и облегчению многих. Клаустрофобия психологической дуэли нивелируется живописными альпийскими пейзажами, а центральная метафора картины и вовсе воздушна: «змея Малойи» — природный феномен, движение облаков через перевал неподалеку от местечка Зильс-Мария. Что-то в жизни главной героини рассеется, как тамошний туман, но это, в концов концов, не трагедия — только плата за то, что из этого тумана впоследствии образуется.

12

Отзывы пользователей о фильме «Зильс-Мария»

Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
5

Сознание в тумане

Подобно облакам, красиво проплывающим между хребтов швейцарских гор в некотором отдалении от указанного в названии фильма населенного пункта, сознание главной героини то выныривает, то, напротив, тонет в облаках макрокосма окружающих ее событий. В этом супрематическом исследовании субъективного и подсознательного наиболее совершенной и прекрасной окажется актерская игра Жюльет Бинош – смотрящая безучастно и отстраненно в одной сцене, она подобна эмоциональному вихрю вырывающихся изнутри страстей в другой. Общее ощущение от фильма при этом крайне неоднозначно – тонкое, пожалуй, чрезмерно скрупулезное исследование души человека (не лишним будет отметить, что мужским персонажам в фильме отводятся крайне второстепенные роли) как в разговоре с собственным я, так и с балансирующими на гране легкого эротизма диалогами с наиболее близким ей человеком – такой молодой, сексуальной и быстро схватывающей все и всех – утомительно и усыпляюще растягивает хронометраж фильма. Сорок. Шестьдесят. Девяносто минут. Так бесконечность превращается в облака, которые красиво проплывают между хребтов швейцарских гор.

5
Фото Juniper
отзывы:
248
оценок:
248
рейтинг:
586
7

Слегка невнятная история о возрасте и страсти.
Мария, когда-то начавшая свою карьеру с роли Сигрид в драме о страсти двух женщин, по прошествии многих лет получает предложение сыграть в постановке модного режиссера уже Елену, вторую героиню той самой пьесы. Надо ли упомянуть, что Мария не в восторге от предложения, поскольку считает себя свободной жестокой Сигрид, хотя возраст уже не тот, а Елену презирает и воспринимает, как бесхребетную сломленную женщину и принять себя в этом виде ну никак не выходит без отвращения. тем более, что на заднем плане маячит скандальная голливудская звездочка, которая должна сыграть Сигрид. Но основной болевой точкой выступает даже не возраст, а отношения с молоденькой помощницей Вэл, которые внезапно (ага, конечно) оказывается весьма схожи с сюжетом пьесы, хоть актриса и ассистентка не в каких сексуальных отношениях не состоят. И пока Мария ломает внутреннее сопротивление по отношению к роли Елены, все больше осознавая, что не все так однозначно в трактовке образа, вокруг что-то происходит, но медленно и неотвратимо, как наползающая на горы непогода.
Вещь, конечно, выигрышная и для Мориц, и для Стюарт, которые демонстрируют, что не одним Голливудом жив кинематограф, а они не марионетки, а актрисы (Бинош тут особенно стараться не надо). Однако нет какой-то химии, превращающей разговорную драму на пленке в нечто живое. Думать о фильме интересно, а вот смотреть не всегда. Хотя пейзажи красивейшие.
Любителям медленных авторских фильмов без сомнения драма придется по сердцу.

3
Фото Федор Чесноков
отзывы:
43
оценок:
45
рейтинг:
101
9

Лучшие фильмы - те, которые нельзя пересказать. Содержание "Зильс Марии" отнюдь не исчерпывается изложением: это кино про актрису, которая в молодости прославилась в драме про двух женщин, юную и постарше, и по прошествии лет получила предложение сыграть в той же пьесе, но теперь уже возрастную роль. В партнерши заслуженная актриса получила голливудскую старлетку со скандальным портфолио в интернете. А еще у актрисы есть ассистенка, исполнительная и собранная на вид, но внутри - переживающая, как окажется, значительный раздрай. Общение героинь попарно и вместе, их отношения с мужчинами, с внезапно умершим автором пьесы, с постановщиком, с тараканами в голове, - все это дает публике массу поводов поразмышлять о природе вдохновения, об издержках творчества и актерской профессии, когда уже не можешь сказать наверняка, кто ты в данную минуту - реальный человек, сценическая героиня, или чья-то чужая фантазия. Кажется, с уверенностью судить о личности теперь можно, только набрав ее имя в поисковике и получив список ссылок. Хотя героиням "Зильс Марии" хочется думать, что они существуют здесь и сейчас - в доме автора пьесы, на фоне живописных альпийских пейзажей, в швейцарской горной деревушке, чье название совпадает с титром фильма. Жюльетт Бинош как всегда на высоте, Хлоэ Грейс Морец успешно справляется с ролью начинающей голливудской дивы, но главное открытие - Кристен Стюарт, сыгравшая едва ли не лучшую на сегодня роль - и забудьте уже "Сумерки".

2
Фото enlightened
отзывы:
446
оценок:
541
рейтинг:
77
7

помимо того, что это фильм о том, как тяжело в наше время быть публичным человеком, он еще и о переосмыслении себя с возрастом. по сути, о тотальном изменении личности с годами. как говорит героиня Стюарт "не стоит пытаться вернуть молодость". надо жить в сейчас. хотя для актерской профессии данный вопрос звучит более жестко, согласна. сюжет фильма, кажется, ведет к тому, что произойдет на сцене, где схлестнутся отчаяние возраста и жестокость молодости, но на самом деле все самое главное происходит между актрисой и ее помощницей. последняя всячески пытается быть самой собой и говорить то, что думает, а героиня Бинош высмеивает эти мнения, чтобы защититься от описываемой помощницей реальности. но в итоге молодость и возраст все-таки не уживаются. даже в пределах одной и той же театральной постановки, в которой героиня Бинош никак не может понять мотивы молодой секретарши, которую сама сыграла 20 лет назад.

1
Фото Иван Монахов
отзывы:
132
оценок:
133
рейтинг:
377
5

Слишком много облаков или никто не соглашался казаться слабой.

Когда идешь смотреть очень европейское кино с претензией на высокую интеллектуальность и приглашенными американскими звездами, то всегда нужно быть готовым или "случайно" попасть на шедевр кинематографа или на очень пафосный, но совершенно бессмысленный выстрел в пустоту.
В данном случае, получился классический второй случай. При всём моем уважении к таланту Жульет Бинош, серьезного философского выхлопа из подкинутой ей Оливье Ассайасу идеи о том, в Мире современных успешных женщин гораздо проще и почетнее быть сильной и жесткой, чем слабой и ранимой, и что даже ради искусства переделать себя не получается, не вышло. Робкие попытки Кристен Стюарт привнести некие эмоции, в это по своей сути безэмоциональное действие, на волне подражания "Венера в мехах", Романа Полански, даже на так сегодня модной гомосексуальной тематике успеха не имели. Вероятно, художественный прием Полански по погружению актеров в жизнь своих персонажей, в процессе репетиции, работает только для талантливых исполнителей, к которым звезда эпопеи "Сумерки", вероятно не относится. Хлоя Грейс Мориц была хороша, разве что копирую пьяные выходки Линдсей Лохан не в киношной, а в реальной жизни. Игра же самой Бинош, как и остальной группы полностью соответствовала оригинальному названию фильма (Clouds of Sils Maria) - пафосно, поверхностно и совершенно бессмысленно. Добавить к вышесказанному можно весьма странное использование прекрасной музыки Генделя, создавалось впечатление, что звукорежиссер просто не видел картинку и не знал как правильно распорядиться гениальным материалом.
Из положительных моментов можно отметить рекламу mount haking по горам и озерам Швейцарии.
Рекомендовать к просмотру можно экзальтированным московским интеллигентам, не знающим на что потратить вечер и о чем потом поговорить.
Вообще-то нужно (**), но за виды добавил (*).

1

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Синема Престиж»

В восемнадцать лет Мария Эндерс (Бинош) дебютировала на сцене в пьесе «Змея Малойи». Она исполнила роль Сигрид — молодой, амбициозной, обаятельной актрисы, которая сперва очаровывает, а потом доводит до самоубийства приму театра Елену, желая занять ее место в спектакле. Эта роль сделала Марию звездой. Двадцать лет спустя, на пике славы, она получает от модного молодого режиссера предложение вновь выйти на сцену в «Змее Малойи», но на сей раз в роли Елены. На роль Сигрид планируется Джо-Энн Эллис (Морец), юная голливудская старлетка со скандальной репутацией. Мария воспринимает эту ситуацию как некий знак судьбы, а в Джо-Энн видит соперницу и воплощение собственных грехов и бурной молодости. Чтобы примириться со временем, с возрастом, с пониманием того, что каждый этап жизни заканчивается, Мария вместе со своей ассистенткой Валентиной (Стюарт), единственным собеседником и другом, отправляется в альпийскую деревушку Зильс-Мария, где начинает репетировать пьесу. Сложные отношения между женщинами, разговоры о смысле жизни и театральном закулисье, о пути наверх, ведущем вниз, — все это заставляет вспомнить о шедевре 50-х, великой картине Джозефа Манкевича «Все о Еве».