Фильм

Фильм Зильс-Мария

Clouds of Sils Maria (2014, Франция, Швейцария, Германия), IMDb: 6.8

Выбор «Афиши»
6.8
6.8
1/15

Театральные страсти с Кристен Стюарт и Жюльетт Бинош

Убежавший в Альпийские горы театральный режиссер-отшельник решает реанимировать старую пьесу, где речь идет о коварной девице, которая сводит с ума известную артистку. Во время работы над ремейком спектакля сюжет пьесы неожиданным образом претворяется в жизнь для театральной дивы. Засветившийся на Каннском кинофестивале англоязычный дебют француза Оливье Ассайяса — бывшего кинокритика и автора фильма «Что-то в воздухе» и популярного сериала «Карлос». Разговорную драму о закулисных интригах блестяще разыгрывают три видные актрисы разных поколений: Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт и Хлоя Морец.

СтранаФранция, Швейцария, Германия
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 4 минуты
Дата выхода23 мая 2014
Дата выхода в России23 октября 2014
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Зильс-Мария»

7Сатирическая драма про актрису и ее помощницу

Две женщины едут по Швейцарии на поезде. Одна, Мария Эндерс (Бинош), — французская актриса, сумевшая стать голливудской звездой. Вторая, Вэл (Стюарт), — ее персональный ассистент, юная американка в кедах, увешанная гаджетами. В Цюрихе Мария должна появиться на торжественном приеме в честь драматурга Мельхиора, чья пьеса «Змея Малойи» прославила ее в 18 лет. Сам Мельхиор отказался присутствовать, хотя его дом неподалеку. Более того, в поезде выясняется, что он только что умер.

Церемония все-таки проходит — в тональности, вероятно, близкой к запланированной, — и Марию потихоньку начинают окружать призраки прошлого, некоторые еще вполне во плоти. Заслуженный актер, который когда-то пытался за ней приударить, вдова Мельхиора, сам Мельхиор — природа их отношений не вполне понятна. В конце концов к Марии подходит страшно модный режиссер и просит — скорее, умоляет — участвовать в его спектакле по «Змее Малойи». В этой психодраме о секретарше, которая доводит до самоубийства влюбленную в нее начальницу, Мария когда-то играла секретаршу. Теперь, разумеется, ей предлагают роль начальницы — а партнершей готова стать голливудская старлетка Джо-Энн Эллис (Морец), не сходящая с первых полос таблоидов.

Если бы речь шла о мужчинах, можно было бы сказать, что одна из многих тем этого замечательного фильма — кризис среднего возраста. В женском случае принято выражаться более поэтично, поэтому скажем, что героиня Бинош пытается примириться с неумолимым ходом времени. Если бы речь шла о какой-то другой профессии, «Зильс-Марию» смело можно было бы записывать в сатиру. Но поскольку речь об актерстве, это не совсем так: Оливье Ассайяс слишком нежно относится к актерам, чтобы смеяться над ними — даже иронизируя, в первую очередь он пытается их понять. Если бы режиссер был поглупее, он, вероятно, двинулся бы в сторону уцененного «Все о Еве» и столкнул героинь Бинош и Морец — актрисы разных поколений и разного культурного бэкграунда в одной пьесе, пиши — не хочу. Но Ассайяс поступает намного остроумнее.

Морец остается, в общем, на обочине сюжета, хотя у нее очень смешная и выигрышная роль — актрисы, которая вылезает из рехаба, только чтобы сняться в комиксе и соблазнить женатого писателя (а при личной встрече оказаться скромной, вежливой и явно неглупой девицей). В центре же — дуэт Бинош и Стюарт, на который хочется смотреть вечно. Они живут почти что в браке (настоящим браком Марии за кадром занимаются адвокаты): Вэл без видимого напряжения тащит на себе всю практическую часть жизни дивы, которой остается только думать о высоком. Умная, язвительная Мария презирает Голливуд и поп-культуру — хотя, очевидно, и не настолько, чтобы отказаться от всех дурацких ролей и рекламных съемок. Вэл — нормальная девушка чуть за 20: она торчит в интернете, смотрит блокбастеры и, более того, имеет по этому поводу артикулированное мнение.

Любимые Ассайясом метаигры слишком долго расшифровывать: Бинош играет кого-то вроде самой себя, но с иронической дистанцией (и самую малость, может быть, моложе и популярнее), Морец играет скорее гипертрофированную Кристен Стюарт, чем себя, а Стюарт — идеальную версию себя за вычетом карьеры. Так или иначе, если Бинош доказывать нечего, то Стюарт напоминает, что «Сумерки» «Сумерками», а она по-прежнему прекрасная молодая актриса: ее расслабленная, естественная поза идеально контрастирует с взвинченностью и рефлексией партнерши, ее тщетными попытками все контролировать; страшно сказать, иногда она выглядит интереснее француженки.

Природу их отношений Ассайяс, как недавно Поланский в «Венере в мехах», раскрывает через текст пьесы, которую Мария репетирует с помощью Вэл: в их словесных пикировках реплики из «Змеи Малойи» почти бесшовно переходят в обычный разговор. Рифмуется не только сюжет, но и распределение ролей, и темпераменты собеседниц — хотя свести фильм к лесбийской драме можно лишь в очень вульгарной трактовке (при том что некоторый сексуальный подтекст там неизбежно присутствует).

Ассайяс работает на той же территории, что Фассбиндер в «Горьких слезах Петры фон Кант», Бергман в «Персоне», Линч в «Малхолланд-драйв», но его фильм намного светлее и безопаснее — вероятно, к досаде некоторых и облегчению многих. Клаустрофобия психологической дуэли нивелируется живописными альпийскими пейзажами, а центральная метафора картины и вовсе воздушна: «змея Малойи» — природный феномен, движение облаков через перевал неподалеку от местечка Зильс-Мария. Что-то в жизни главной героини рассеется, как тамошний туман, но это, в концов концов, не трагедия — только плата за то, что из этого тумана впоследствии образуется.

24 октября 2014
5Сознание в тумане

Подобно облакам, красиво проплывающим между хребтов швейцарских гор в некотором отдалении от указанного в названии фильма населенного пункта, сознание главной героини то выныривает, то, напротив, тонет в облаках макрокосма окружающих ее событий. В этом супрематическом исследовании субъективного и подсознательного наиболее совершенной и прекрасной окажется актерская игра Жюльет Бинош – смотрящая безучастно и отстраненно в одной сцене, она подобна эмоциональному вихрю вырывающихся изнутри страстей в другой. Общее ощущение от фильма при этом крайне неоднозначно – тонкое, пожалуй, чрезмерно скрупулезное исследование души человека (не лишним будет отметить, что мужским персонажам в фильме отводятся крайне второстепенные роли) как в разговоре с собственным я, так и с балансирующими на гране легкого эротизма диалогами с наиболее близким ей человеком – такой молодой, сексуальной и быстро схватывающей все и всех – утомительно и усыпляюще растягивает хронометраж фильма. Сорок. Шестьдесят. Девяносто минут. Так бесконечность превращается в облака, которые красиво проплывают между хребтов швейцарских гор.

27 октября 2014
7

Слегка невнятная история о возрасте и страсти.
Мария, когда-то начавшая свою карьеру с роли Сигрид в драме о страсти двух женщин, по прошествии многих лет получает предложение сыграть в постановке модного режиссера уже Елену, вторую героиню той самой пьесы. Надо ли упомянуть, что Мария не в восторге от предложения, поскольку считает себя свободной жестокой Сигрид, хотя возраст уже не тот, а Елену презирает и воспринимает, как бесхребетную сломленную женщину и принять себя в этом виде ну никак не выходит без отвращения. тем более, что на заднем плане маячит скандальная голливудская звездочка, которая должна сыграть Сигрид. Но основной болевой точкой выступает даже не возраст, а отношения с молоденькой помощницей Вэл, которые внезапно (ага, конечно) оказывается весьма схожи с сюжетом пьесы, хоть актриса и ассистентка не в каких сексуальных отношениях не состоят. И пока Мария ломает внутреннее сопротивление по отношению к роли Елены, все больше осознавая, что не все так однозначно в трактовке образа, вокруг что-то происходит, но медленно и неотвратимо, как наползающая на горы непогода.
Вещь, конечно, выигрышная и для Мориц, и для Стюарт, которые демонстрируют, что не одним Голливудом жив кинематограф, а они не марионетки, а актрисы (Бинош тут особенно стараться не надо). Однако нет какой-то химии, превращающей разговорную драму на пленке в нечто живое. Думать о фильме интересно, а вот смотреть не всегда. Хотя пейзажи красивейшие.
Любителям медленных авторских фильмов без сомнения драма придется по сердцу.

25 октября 2014
9

Лучшие фильмы - те, которые нельзя пересказать. Содержание "Зильс Марии" отнюдь не исчерпывается изложением: это кино про актрису, которая в молодости прославилась в драме про двух женщин, юную и постарше, и по прошествии лет получила предложение сыграть в той же пьесе, но теперь уже возрастную роль. В партнерши заслуженная актриса получила голливудскую старлетку со скандальным портфолио в интернете. А еще у актрисы есть ассистенка, исполнительная и собранная на вид, но внутри - переживающая, как окажется, значительный раздрай. Общение героинь попарно и вместе, их отношения с мужчинами, с внезапно умершим автором пьесы, с постановщиком, с тараканами в голове, - все это дает публике массу поводов поразмышлять о природе вдохновения, об издержках творчества и актерской профессии, когда уже не можешь сказать наверняка, кто ты в данную минуту - реальный человек, сценическая героиня, или чья-то чужая фантазия. Кажется, с уверенностью судить о личности теперь можно, только набрав ее имя в поисковике и получив список ссылок. Хотя героиням "Зильс Марии" хочется думать, что они существуют здесь и сейчас - в доме автора пьесы, на фоне живописных альпийских пейзажей, в швейцарской горной деревушке, чье название совпадает с титром фильма. Жюльетт Бинош как всегда на высоте, Хлоэ Грейс Морец успешно справляется с ролью начинающей голливудской дивы, но главное открытие - Кристен Стюарт, сыгравшая едва ли не лучшую на сегодня роль - и забудьте уже "Сумерки".

23 октября 2014
7

Змея Малойи

Я доведу ее до самоубийства (с)

Много лет назад Мария Эндерс дебютировала в постановке «Змея Малойи», которая принесла ей славу и известность. Смерть драматурга, сочинившего пьесу, возрождает интерес к его работам. Молодой, амбициозный режиссер решается на современную постановку «Змеи Малойи» и приглашает на одну из главных ролей Марию Эндерс. Готовиться к роли она решает в доме драматурга, который находится в местечке под названием Зильс-Мария.

Оливье Ассайас поставил нестандартную, истинно фестивальную, медлительную и безумно красивую картину. Он безмерно любит своих героев. Его работа, как режиссера, так и сценариста, в основном служит для того, чтобы ярче и глубже раскрыть героев и их поступки зрителям, при помощи разговоров и за редким исключением действий. Сценарий состоит из огромного числа диалогов, которые рушат границы между реальностью и вымыслом, подготовкой к спектаклю и реальной жизнью.

Жульет Бинош блистательно играет, ей невозможно не увлечься и не сопереживать.

Кристен Стюарт очень идут роли в небольших, не коммерческих фильмах, в них она растворяется и играет, в отличие от проектов, на которых, она чаще всего просто зарабатывает.

Хлоя Грейс Морец хорошо отыгрывает видео ролики с youtube, которые помогают героине Бинош, понять свою будущую партнершу. В остальных сценах она пытается удержать взятую высоту, но выходит не всегда.

Йорик Ле Со снял незабываемую картину, оператор обожает те места, где снимался фильм и это же чувство передается публике в зрительном зале.

Музыка, написанная для фильма, вобрала в себя основные эмоции и атмосферу проекта.

«Зильс-Мария» единичный продукт, который может показаться, как скукой смертной, так и большим проектом, на который стоит потратить свое время. Ассайас играет с публикой, он говорит с ней обо всем и ни о чем конкретно, но то, что после картины, остается множество вопросов и желания поразмыслить, уже говорит о многом.

23 октября 2014
7

помимо того, что это фильм о том, как тяжело в наше время быть публичным человеком, он еще и о переосмыслении себя с возрастом. по сути, о тотальном изменении личности с годами. как говорит героиня Стюарт "не стоит пытаться вернуть молодость". надо жить в сейчас. хотя для актерской профессии данный вопрос звучит более жестко, согласна. сюжет фильма, кажется, ведет к тому, что произойдет на сцене, где схлестнутся отчаяние возраста и жестокость молодости, но на самом деле все самое главное происходит между актрисой и ее помощницей. последняя всячески пытается быть самой собой и говорить то, что думает, а героиня Бинош высмеивает эти мнения, чтобы защититься от описываемой помощницей реальности. но в итоге молодость и возраст все-таки не уживаются. даже в пределах одной и той же театральной постановки, в которой героиня Бинош никак не может понять мотивы молодой секретарши, которую сама сыграла 20 лет назад.

29 января 2015
Все отзывы
Читайте также
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
Самые ожидаемые фильмы на стримингах в 2022 году
Самые ожидаемые фильмы на стримингах в 2022 году
Самые ожидаемые фильмы на стримингах в 2022 году