Киноафиша Москвы

Фильм «Персона»

Persona (1966, Швеция)

6.4
Кино: «Персона»

Драма Ингмара Бергмана, получившая две национальные кинопремии Швеции в 1967 году.

История успешной актрисы, которая пережив психологический стресс, отказывается общаться с людьми на вербальном уровне и попадает в психиатрическую клинику. Чтобы вывести пациентку из этого состояния, врач отправляет ее в сопровождении молодой медсестры в свой дом у моря. Между женщинами, оставшимися вдвоем, завязывается сложные отношения, балансирующие на грани любви и ненависти. Две национальные кинопремии Швеции в 1967 году: в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая актриса» (Биби Андерссон).

Режиссер фильма «Персона»

Умер в 2007 году в возрасте 89 лет Фильмов: 47

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
236
9

Получив опеку над очередным пациентом, медсестра Альма (Андерссон) верит, что «разбудить» актрису Элизабет Фоглер (Ульман), выбравшую три месяца назад жизнь в молчании, можно — просто раскрыв перед ней свою душу.

В какой-то момент изображение сворачивается, словно испепеленное. Сгорела пленка, как сгорает на телеэкране буддийский монах, или показалось, как кажется Альме, что Элизабет ночью приходит в ее комнату и гладит волосы? По берегу холодного моря гуляют две женщины или и это иллюзия? Где Альма, где Элизабет? Кто врач, кто боль? Кто, как во сне, отдавался на песке молодым незнакомцам? Кто боялся и ненавидел своего ребенка? В пространстве маленького дома исчезают любые границы, включая границы тела. Лица и руки, у Бергмана всегда владевшие экраном, сняты слишком крупно: это уже лица и руки не Элизабет и Альмы, а единственной на земле женщины, какие бы имена она ни носила. Одно за другим отпадают возможные объяснения молчания: ужас перед жестокостью мира, извращенная актерская логика. Царственным жестом Бергман вроде бы признается в невозможности понять другого. Но объяснение есть, оно там, на одной из развилок фильма, в глазах, в женских пальцах, в мелькнувшем кадре из старого мультика, вечно близкое и вечно недосягаемое. Только молчание может объяснить самое себя.

6

Отзывы пользователей о фильме «Персона»

Фото bolshoi-zaitz.livejournal.com
отзывы:
57
оценок:
145
рейтинг:
115
9

Сказать, что меня вставила "Персона" - ничего не сказать.
Можно по-разному показать отчуждение. В данном случае со своим ребенком.
Но разобраться в себе, раскопать первопричину своей потерявшей корни и смысл жизни с помощью воображаемого альтер-эго - придумано и показано невероятно. Здесь образность, которая, как мне думается, есть первоисточник вдохновения Триера для его чутких показов женской сущности . Здесь источник объяснения и разрешения на самом деле часто встречающегося у многих женщин отчуждения к своим детям.
Образы, к которым прибегнул Бергман - как 25-ый кадр психотерапевтического воздействия - проникает и застревает в голове навсегда.
При всей жесткости применяемых изобразительных средств чуствуется любовь, самая искренняя, какая есть любовь и уважение к ЖЕНЩИНЕ. Пусть поплывшей временно по пути отступничества, но нашедшей силы разобраться в себе и вернуть себя и смысл в жизнь.

Я просто счастлив, что дожил до просмотра этого шедевра.

3
Фото Кристина Миллер
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
24
9

Фильм о непреодолимой изоляции между людьми даже самыми близкими. Действие происходит на курортном побережье, куда приезжают две девушки - Элизабет и Альма. Элизабет все время молчит, и Альма принимает ее молчание, и влюбляется в сложный характер подруги. В какой-то момент кажется что между девушками вот-вот возникнет дружба, созвучие душ - но всякий раз это остается только кажимостью - все скатывается мимо, касаясь их только на поверхности слабыми тенями. И Элизабет в своем уединении, и Альма в своей чуткости - только персоны и не более. Фильм снят очень жестко, следствия происходящего на экране часто вытекают за рамки сюжета - вопрос о непроницаемости для другого вырастает до тревожащего вопрошания. Фильм не разрешает этот вопрос, а даже наоборот, возводит его в ранг фундаментальных онтологических условий человеческого существования.

2
Фото Елизавета
отзывы:
751
оценок:
1112
рейтинг:
573
7

Ингмар Бергман - авторский режиссёр. Восприняла фильм "Персона" не как "историю" и не как притчи про искусство, а как философское, повод поговорить о философии, взгляды автора.

Свен Вильхем Нюквист - оператор!!! Совершенно бесподобен, вах)) Огромные, красивые, глубокие, живые... "глубокие как подмосковное озеро Круглое, с зоной Ледникового периода)) Лица Биби Андерссон и Лив Ульман..

)) Актриса - Лив Ульман... Мда.... Конфликт? с сыном... Не любит его, а притом хорошая актриса. Хочет решить данный вопрос, и судя по всему, не решает, и живёт далее. Вновь на сцене, супер.

Алма, героиня Биби Андерссон - умная, умнее своих запросов и своей должности, как бы сущности медсестры. Тесно в красивой молодой шкурке, лезет ум, оттого и злость, злость, сухая ясность анализа.. Медсестре ни к лица, ахах))

Сын актрисы? Как написано в титрах. Вижу иначе - либо сам Бергман и его восприятие? личности)) либо мальчик, мужчина, что бесконечно познаёт женщин.. Мужчине, настоящему мужчине, интереснее всего в мире про женщин. В себе, в них. Счастье мира, радость мира, нежность мира. Красота, любовь, вкус.

Про "Искусство" и "Жизнь" - думаю.. Если есть "Жизнь", может быть Искусство, лучше без крови. Боль, кровь, резаные раны от стекла, возможно, лучше лаской избежать.

)) Про остров интересно. Везде люди живут по-своему. В деревне так, в столице иначе, в городке речном и морском и горном ауле всяко-всяко как один не как другой там далече не близко. Мир Ингмара Бергмана, остров. Когда видишь, необычно, если я живу НЕ на острове. Понимаю, что не понимаю, пытаюсь освоиться, как щеночек, обнюхиваюсь и хожу за оператором, Думаю не про кино и события, про атмосферу, оч интересно. Одного фильма мало. Будет ещё, надеюсь. Е.Б.Ж. Да!))

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Невероятно выразительный эмоционально и визуально фильм о внутреннем оцепенении. Знаменитая актриса Элизабет Фоглер (Лив Ульман) прямо посреди спектакля замолкает и не может выдавить из себя ни слова. Испуганная, она обращается к психиатру. Тот объясняет ей, что она психически здорова, за исключением некоего необъяснимого внутреннего онемения, которое поразило ее в тот момент по неизвестным причинам. То ли накопилась какая-то обида на весь мир, то ли что-то из прошлого, задавленные переживания, ударили в ответ. Чтобы как-то расслабить внутренний мир есть одно действительно работающее средство – отдых. Актриса отправляется отдохнуть на море. В качестве ее помощницы и сиделки с ней едет женщина Альма (Биби Андерсон). Кроме обязанностей прямого характера в виде помощи и медицинских услуг, Альма пытается разговорить свою попутчицу, рассказывая ей истории из собственной жизни, жалуясь на недостатки и обиды прошлого, делясь самыми сокровенными и интимными подробностями. Наивная и добрая женщина даже не представляет, куда ведет ее терапия рассказами. Великий, хотя и непростой, фильм.

Работу над «Персоной» Бергман начал практически сразу, как только завершил свой предыдущий шедевр «Молчание», поэтому сходство стилистического и эмоционального, а также местами даже тематического, плана тут не просто так. Между фильмами была быстренька работа над проходной картиной «Обо всех этих женщинах», заказная комедия, которую режиссер был вынужден снять для студии «Свенск», и о которой автор предпочитает не вспоминать. В очередной раз истощив себя работой, Бергман оказался в больнице, а затем в санатории, чтобы восстановить здоровье. Там, страдая от скуки, автор начал писать «симфонию для двух инструментов», которая превратилась в сценарий «Персоны». Картина, к которой готовился Бергман до этого – «Каннибалы» - была остановлена, студия понимала, что не осилит такой амбициозный проект, поэтому в планах выпуска фильмов появилось свободное место, которое Бергман предложил заполнить этой своей новой лентой.

Картина стала, наверное, самой сложной и запутанной в фильмографии режиссера. Но при этом и самой популярной. Так получилось, что наиболее простые и доступные его фильмы в прокате периодически проваливались, тогда как самые сложные для восприятия – становились кассовыми хитами и возглавляли различные списки его картин. Сложность сценария объясняется не в последнюю очередь и тем, что написан он был в тот момент, когда внутренний мир автора болтался при малейшем повороте головы. Бергман признался, что он смотрел на точку на стене и видел раздваивающееся лицо, что превратилось в основную идею, которая стала ядром сценария для нового фильма. Сначала он хотел назвать фильм «Кинематография», однако киностудия подобное название не одобрила бы, поэтому работа получила название «Персона», что с латыни переводится как «маска».

Фильм состоит из огромного количества молчаливых сцен, в которых есть только две актрисы – Лив Ульман и Биби Андерсон. Да, это первое появление Лив Ульман в жизни и творчестве Бергмана. Она была долгое время подругой Биби Андерсон, и это именно Биби познакомила Бергмана (с которым на тот момент уже не встречалась) с Лив, сказав, что она из того типа женщин и актрис, которые ему нравятся. Бергман знакомству был рад и, несколько месяцев спустя, позвонил ей, чтобы пригласить в свою новую картину. Вскоре это знакомство превратилось в роман, один из самых известных в истории мирового кино (сродни Ингрид Бергман и Роберто Росселлини). Лив была невероятно талантлива и одарена физически. Она могла бы стать звездой мировой величины и без знакомства с Бергманом. Но так сложилось, что именно ее роли у Бергмана стали ее прорывом к известности мирового масштаба. Правда, по началу, режиссер несколько переживал относительно того, справится ли новая актриса с его требованиями, но, когда съемки переместились на остров Фаро, понял, что работает с талантом высочайшего уровня. Кроме того, именно на острове их отношения начали набирать несколько иной, более интимный, уровень. Это было несколько сложно в силу того, что оба были ограничены семейными узами.

Говорить о самом фильме очень непросто. События и сюжет фильма предлагают огромное количество для трактовки и для различных идей и мыслей. И то, что может быть сказано в одном ключе, с другой точки зрения может быть разъяснено совершенно наоборот. И в этом, наверное, одна из интересных и ключевых особенностей картины, замысел которой – показать образ человека в раздвоенном, зеркальном виде. Название фильма отсылает к Юнгу, который использовал термин «персона» для того, чтобы объяснить ту интеллектуальную маску, которую человек показывает обществу. Именно Юнг объяснял ту самую психологическую травму, которая возникает от того, что «персона» конфликтует с «анимой» - тем, кем человек является для самого себя, его душа, его подсознание. Весь фильм Бергмана – это постоянное раздвоение, постоянное отражение, постоянное смещение в одну точки двух лиц, двух масок. Бергман ради этого даже в некоторых моментах использует повторение одной и той же фразы, рассказа, чтобы запечатлеть второе лицо. Пронзительная симфония для двух инструментов. Симфонию, накал страсти которой, не выдерживает целлулоид.

1
Фото Екатерина Мартынова
отзывы:
8
оценок:
13
рейтинг:
8
9

Бергмановскую Персону можно рассматривать с разных точек зрения. С первых же кадров энергичнейшим ритмом перед нами проносятся символы всего, что волнует режиссера – и чужой успех, и собственное творчество, и секс, и несчастное детство, и старость с болезнями, и религия – ладонь, в которую вбивают гвоздь.
Но на экране режиссер не ставит задачи охватить их все. Бергман рассказывает историю эскапизма молодой женщины Элизабет, которая после эмоционального потрясения отказывается вербально общаться с миром. Особенно противоречивая ситуация, ведь героиня – признанная актриса. Действительно ли она от страха перед миром закрывается или это очередная маска? Весь фильм придется сомневаться.
Вторая героиня - Альма, медсестра клиники, куда попадает на лечение актриса. Желая помочь Элизабет, доктор отправляет ее под присмотром Альмы в свой домик у моря. Именно в этом излюбленном пейзаже романтизма Бергман и разыгравает свою драму. Героини балансируют на грани любви и ненависти, точнее балансирует именно казавшаяся изначально вторичной Альма. Вынужденная проводить время практически наедине с собой, Альма сама играет роль великой актрисы, пройдя путь от восхищения творческим гением Элизабет до презрения. В какой-то момент фильм переходит грань абсурда – приехавший муж Элизабет не узнает ее, зато именно Альме признается в любви. Альма и Элизабет суть есть одно и то же – две стороны одной медали, если хотите. Избегающая лжи и потому замкнувшаяся в молчании актриса на самом деле создает вокруг себя ореол притягательности, однако единственное слово, которое она скажет в конце – «ничего» - вот чем она является и, что странно, хочет являться. В своем молчании она бежит от самой себя, потому презирает себя за одну неудавшуюся роль – роль матери. Альма же, пафосно упрекающая актрису во внутренней пустоте, сама в этот момент – одиозная фигура у театральной рампы. Рокировка. Пешка и королева поменялись местами. Занавес. Самому режиссеру, который все это время негласно присутствовал внутри картины остается только погасить свет и пойти проявить пленку.

1

Галерея