Фильм

Фильм Ирландец

The Irishman (2019, США), IMDb: 7.8

Выбор «Афиши»
7
7.8
1/6

Мартин Скорсезе возвращается к криминальной драме

Новый фильм великого американского режиссера Мартина Скорсезе расскажет о Фрэнке Ширане по кличке Ирландец, на счету которого была гибель двадцати пяти гангстеров — в том числе знаменитого профсоюзного лидера Джимми Хоффы. Картина снята по сценарию Стивена Зейллиана («Однажды ночью») на основе романа «Я слышал, ты красишь дома» Чарлза Брандта. Главные роли исполнили Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши, Бобби Каннавале, Харви Кейтель и Рей Романо. Фильм вышел на Netflix и в ограниченном формате прокатывался в кинотеатрах для соблюдения правил участия в главных кинопремиях. «Ирландец» получил 10 номинаций на «Оскар», но не выиграл ни одной статуэтки.

СтранаСША
Продолжительность3 часа 29 минут
Дата выхода27 сентября 2019
Официальный сайтИрландец
Возрастное ограничение16+
Американский режиссер итальянского происхождения, один из столпов Нового Голливуда и один из самых влиятельных кинематографистов на сегодняшний день (по результатам некоторых опросов, сумел обойти даже Годара и Спилберга). Фамилия Скорсезе — синоним словосочетания «авторское кино»: режиссер всегда стремился перенести на экран свое видение и понимание жизни, но помимо знаний имел нечто большее — художественный вкус. Несмотря на то что Скорсезе в первую очередь известен как постановщик гангстерских драм («Злые улицы», «Славные парни», «Казино», «Отступники»), он перепробовал себя в самых разных жанрах — от мюзикла («Нью-Йорк, Нью-Йорк») до комедии («Король комедии»). А когда местом силы стало телевидение, запустил на канале HBO сериалы «Подпольная империя» и «Винил». У Мартина было много лирических героев, но два самых главных альтер эго — Роберт Де Ниро («Таксист», «Бешеный бык») и Леонардо Ди Каприо («Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-стрит»). Снимает в основном про Америку, но в двух своих исторических полотнах — «Кундун» и «Молчание» — совершил вылазку на Восток.

Рецензия «Афиши» на фильм «Ирландец»

10

Ок, умер

Затяжной проезд камеры по коридору под хит из 50-х — в данном случае это прилипчивая песенка «In the Still of the Night», которая вопреки своему изначально лирическому посылу станет печальной и тревожной музыкальной темой «Ирландца» — заменяет фильму начальные титры. К чему они? Это почерк, по которому Мартин Скорсезе (а также его ученики и эпигоны) узнается мгновенно — в особенности после «Славных парней», с которыми «Ирландца» сравнивать будут больше всего. Начинать можно с красноречивой детали: коридор в открывающем кадре принадлежит не ночному клубу, а дому престарелых.

Как «Парни» (и «Казино» по тому же Николасу Пиледжи), «Ирландец» основан на документальной книжке про мафию. Она называется «Я слышал, ты красишь дома»: в 2004 году Чарльз Брандт, юрист с литературными амбициями, опубликовал под таким названием громкие признания своего недавно скончавшегося клиента по имени Фрэнк Ширан (как знают все зрители криминальных сериалов, маляр — это киллер на американском мафиозном сленге). Ширан выходил важнейшей теневой фигурой в филадельфийской оргпреступности — вдобавок он брал на себя персональную ответственность за некоторые знаменитые «глухари». Сейчас, когда благодаря Скорсезе вокруг этой истории поднялась шумиха, некоторые специалисты поспешили заявить, что нет особых оснований верить ни Брандту, ни Ширану. Но применительно к фильму это, разумеется, совершенно не важно: «Ирландец» — художественное произведение, которое, как и прочие многочисленные исторические проекты Скорсезе, не просто документирует события, а извлекает из них универсальный драматический опыт.

Фильм охватывает несколько десятилетий из жизни Ширана, которого играет Роберт Де Ниро; основное действие приходится на 1960-е и 1970-е годы. Ширан был из рабочей семьи (если верить «Википедии», его отец-ирландец был настоящим маляром!), значительную часть Второй мировой провел на фронтах в Европе, а после войны устроился водителем грузовика. Он идет по кривой дорожке, делает мафиозную карьеру — насколько это возможно для неитальянца — по протекции местного босса Расселла Буфалино (Джо Пеши), а заодно и карьеру легальную — благодаря еще одному новому другу, крупнейшему профсоюзному лидеру Джимми Хоффе (Аль Пачино).

На случай если вы впервые слышите про Хоффу (человека между тем сперва сыграл Джек Николсон, а потом — Пачино), мы не станем ничего говорить, но фильм скорее исходит из зрительской осведомленности о его судьбе и, как бы там ни было, не про сюрпризы. Других исторических персонажей — в силу профессиональных особенностей больше известных под кличками — играют Харви Кейтель (его мало), Стивен Грэм, Бобби Каннавале (оба — выпускники «Подпольной империи», не чужого для Скорсезе проекта) и другие. Джек Хьюстон (тоже оттуда) мелькает в камео Бобби Кеннеди. Еще из известных артистов — Анна Пэкуин в небольшой, но чрезвычайно важной роли дочери Ширана. Феминистская критика отмечает, что у нее очень мало реплик, но, в общем-то, суть этого персонажа в том, что она с папой не разговаривает.

Так получилось, что преувеличенное внимание досталось техническому, в принципе, моменту: цифровому омолаживанию, которому подверглись главные герои. Насколько оно эффективно? Ну умеренно, конечно: никто из центрального трио, которому, как и режиссеру, под 80, по-хорошему не выглядит на 40–50 лет, несмотря ни на сглаженные морщины, ни на «тренеров по походке», о которых писали в прессе. Всех выдают глаза и язык тела — даже живчика Пачино. Мешает ли это фильму? Практически нет — разве что поначалу, пока привыкаешь. По эффекту это мало отличается от традиционного возрастного грима, который мы (кажется) видим в концовке фильма на главных актерах, а на играющем Толстого Тони Доменике Ломбардоцци — вообще все время.

И все это в любом случае второстепенно рядом с подлинным достижением Скорсезе, который сумел, с одной стороны, убедительно откатиться по собственной карьере на четверть века назад, а с другой — сделать фильм именно стариковским в наиблагороднейшем смысле слова. «Ирландец» — элегия гангстерскому эпосу, в которой жанр на прощанье словно выпотрошен изнутри. Фирменные приемы Скорсезе — стоп-кадры, закадровые монологи и так далее — вроде на месте, и есть гениальные комические моменты, но чем дальше, тем больше в фильме воцаряется похоронная строгость. Действие подменяют диалоги, состоящие из многоэтажных эвфемизмов, скрывающих — не столько от прослушки, сколько от собственной совести — подлинные интересы собеседников. Де Ниро прекрасен, Пачино великолепен, но лучше всех двадцать лет фактически просидевший на пенсии и играющий, в отличие от коллег, против стереотипа Джо Пеши, который ни разу не повышает голос, но оказывается самым зловещим из героев.

Это трезвый, холодный, бесконечно грустный взгляд на проигранную жизнь, которая рифмуется с американской историей второй половины XX века — от Второй мировой до Югославии через «залив Свиней», убийство Кеннеди, Уотергейт и все остальное. 200 минут с участием самых ярких лицедеев мира в постановке живого классика выглядят огромным тортом, но приготовьтесь: он горький, и Скорсезе заставит доесть каждую крошку.

3 декабря 2019
7

Многочасовой (а-ля мини-сериал) «матч звезд» 30-летней давности от Скорсезе. Впечатления ровно как от подобных матчей: великие шевелятся по мере оставшихся сил (в основном ползком, как и сценарий); пара живчиков даже позволяют себе резкие движения, ну а главное это ностальгия.

12 марта 2021
9Подарок для любителей кино

Скорсезе, конечно, великий. Решил полчасика посмотреть "Ирландца", в итоге не смог оторваться все три с половиной часа. Вроде, кино никуда не торопится, ни ярких спецэффектов, ни особого экшна, но - магия работает. Впечатление портит разве что компьютерное омоложение актеров, которое выглядит на редкость фальшиво. Надеюсь, лет через десять, когда технологии шагнут вперед, фильм доработают.
Приятно убедиться, что Де Ниро после стольких посредственных киношек еще не разучился играть. Аль Пачино живее всех живых (даже омолодился куда более натурально), а Пеши не зря вернулся с пенсии. На мой взгляд, гораздо круче канонических "Славных парней". И мрачнее. Да, и режиссер прав - надо смотреть на большом экране.

19 декабря 2019
1

Это самое никчемное кино, полностью абсурдное, нелепое и тупое.

9 декабря 2019
Испанский стыд
5Пенсионерский капустник от Скорсезе

Уважаемого мастера подвел каст. Сознание должно обладать специальными внутренними настройками, чтобы добавлять дополнительные "омолаживающие" фильтры на уже недостаточно убедительно помолодевших от графики мастодонтов современного кино, натужно выдающих себя за энергичных мужчин в расцвете сил. Такая графика хуже ботокса. При прочих достоинствах на такой вопиющий прокол можно закрыть глаза, но про удовольствие от просмотра не может быть и речи. Сцену, когда Де Ниро ломает руку продавцу в овощной лавке, вспоминаю с недоумением и стыдом.

27 апреля 2020
10

Сидишь, значит, смотришь, и проходит 3 с лишним часа. Браво, Скорсезе. Без экшна, все тонко и со вкусом. Есть как-будто недосказанность. Но ведь почти вся наша жизнь состоит из недосказанностей. А основан-то фильм на событиях реальных. То, что там омолодили почтенных старичков, так это тема для разговоров, которая, в принципе, дополнительно раскручивает фильм, всем же интересно посмотреть, каково это. Визуально привыкаешь к этим условиям и просто наслаждаешься великолепным полотном. Приятного просмотра, товарищи!

22 января 2020
Все отзывы
Материалы о «Ирландец»
Крестные отцы мирового кинематографа: что сейчас снимают классики Нового Голливуда
Крестные отцы мирового кинематографа: что сейчас снимают классики Нового Голливуда
Крестные отцы мирового кинематографа: что сейчас снимают классики Нового Голливуда
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
«Оскар-2020»: главные номинанты на премию
«Оскар-2020»: главные номинанты на премию
«Оскар-2020»: главные номинанты на премию
33 отличных фильма, которые не выходили в российский прокат
33
отличных фильма, которые не выходили в российский прокат
33 отличных фильма, которые не выходили в российский прокат
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость