Москва

Фильм Ирландец

The Irishman (2019, США), IMDb: 8

7.0
оценить
3 часа 29 минут
Дата выхода в мире
27 сентября 2019

Мартин Скорсезе возвращается к криминальной драме

Новый фильм великого американского режиссера Мартина Скорсезе расскажет о Фрэнке Ширане по кличке Ирландец, на счету которого была гибель двадцати пяти гангстеров — в том числе знаменитого профсоюзного лидера Джимми Хоффы. Картина снята по сценарию Стивена Зейллиана («Однажды ночью») на основе романа «Я слышал, ты красишь дома» Чарлза Брандта. Главные роли исполнили Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши, Бобби Каннавале, Харви Кейтель и Рей Романо. Фильм выйдет на Netlix, но, говорят, у него будет и кинотеатральный прокат.

В ролях
Режиссер фильма «Ирландец»
Мартин Скорсезе
77 лет
фильмов: 44
Американский режиссер итальянского происхождения, один из столпов Нового Голливуда и один из самых влиятельных кинематографистов на сегодняшний день (по результатам некоторых опросов, сумел обойти даже Годара и Спилберга). Фамилия Скорсезе — синоним словосочетания «авторское кино»: режиссер всегда стремился перенести на экран свое видение и понимание жизни, но помимо знаний имел нечто большее — художественный вкус. Несмотря на то что Скорсезе в первую очередь известен как постановщик гангстерских драм («Злые улицы», «Славные парни», «Казино», «Отступники»), он перепробовал себя в самых разных жанрах — от мюзикла («Нью-Йорк, Нью-Йорк») до комедии («Король комедии»). А когда местом силы стало телевидение, запустил на канале HBO сериалы «Подпольная империя» и «Винил». У Мартина было много лирических героев, но два самых главных альтер эго — Роберт Де Ниро («Таксист», «Бешеный бык») и Леонардо Ди Каприо («Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-стрит»). Снимает в основном про Америку, но в двух своих исторических полотнах — «Кундун» и «Молчание» — совершил вылазку на Восток.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1286
оценки: 917
рейтинг: 12156
10

Ок, умер

Затяжной проезд камеры по коридору под хит из 50-х — в данном случае это прилипчивая песенка «In the Still of the Night», которая вопреки своему изначально лирическому посылу станет печальной и тревожной музыкальной темой «Ирландца» — заменяет фильму начальные титры. К чему они? Это почерк, по которому Мартин Скорсезе (а также его ученики и эпигоны) узнается мгновенно — в особенности после «Славных парней», с которыми «Ирландца» сравнивать будут больше всего. Начинать можно с красноречивой детали: коридор в открывающем кадре принадлежит не ночному клубу, а дому престарелых.

Как «Парни» (и «Казино» по тому же Николасу Пиледжи), «Ирландец» основан на документальной книжке про мафию. Она называется «Я слышал, ты красишь дома»: в 2004 году Чарльз Брандт, юрист с литературными амбициями, опубликовал под таким названием громкие признания своего недавно скончавшегося клиента по имени Фрэнк Ширан (как знают все зрители криминальных сериалов, маляр — это киллер на американском мафиозном сленге). Ширан выходил важнейшей теневой фигурой в филадельфийской оргпреступности — вдобавок он брал на себя персональную ответственность за некоторые знаменитые «глухари». Сейчас, когда благодаря Скорсезе вокруг этой истории поднялась шумиха, некоторые специалисты поспешили заявить, что нет особых оснований верить ни Брандту, ни Ширану. Но применительно к фильму это, разумеется, совершенно не важно: «Ирландец» — художественное произведение, которое, как и прочие многочисленные исторические проекты Скорсезе, не просто документирует события, а извлекает из них универсальный драматический опыт.

Фильм охватывает несколько десятилетий из жизни Ширана, которого играет Роберт Де Ниро; основное действие приходится на 1960-е и 1970-е годы. Ширан был из рабочей семьи (если верить «Википедии», его отец-ирландец был настоящим маляром!), значительную часть Второй мировой провел на фронтах в Европе, а после войны устроился водителем грузовика. Он идет по кривой дорожке, делает мафиозную карьеру — насколько это возможно для неитальянца — по протекции местного босса Расселла Буфалино (Джо Пеши), а заодно и карьеру легальную — благодаря еще одному новому другу, крупнейшему профсоюзному лидеру Джимми Хоффе (Аль Пачино).

На случай если вы впервые слышите про Хоффу (человека между тем сперва сыграл Джек Николсон, а потом — Пачино), мы не станем ничего говорить, но фильм скорее исходит из зрительской осведомленности о его судьбе и, как бы там ни было, не про сюрпризы. Других исторических персонажей — в силу профессиональных особенностей больше известных под кличками — играют Харви Кейтель (его мало), Стивен Грэм, Бобби Каннавале (оба — выпускники «Подпольной империи», не чужого для Скорсезе проекта) и другие. Джек Хьюстон (тоже оттуда) мелькает в камео Бобби Кеннеди. Еще из известных артистов — Анна Пэкуин в небольшой, но чрезвычайно важной роли дочери Ширана. Феминистская критика отмечает, что у нее очень мало реплик, но, в общем-то, суть этого персонажа в том, что она с папой не разговаривает.

Так получилось, что преувеличенное внимание досталось техническому, в принципе, моменту: цифровому омолаживанию, которому подверглись главные герои. Насколько оно эффективно? Ну умеренно, конечно: никто из центрального трио, которому, как и режиссеру, под 80, по-хорошему не выглядит на 40–50 лет, несмотря ни на сглаженные морщины, ни на «тренеров по походке», о которых писали в прессе. Всех выдают глаза и язык тела — даже живчика Пачино. Мешает ли это фильму? Практически нет — разве что поначалу, пока привыкаешь. По эффекту это мало отличается от традиционного возрастного грима, который мы (кажется) видим в концовке фильма на главных актерах, а на играющем Толстого Тони Доменике Ломбардоцци — вообще все время.

И все это в любом случае второстепенно рядом с подлинным достижением Скорсезе, который сумел, с одной стороны, убедительно откатиться по собственной карьере на четверть века назад, а с другой — сделать фильм именно стариковским в наиблагороднейшем смысле слова. «Ирландец» — элегия гангстерскому эпосу, в которой жанр на прощанье словно выпотрошен изнутри. Фирменные приемы Скорсезе — стоп-кадры, закадровые монологи и так далее — вроде на месте, и есть гениальные комические моменты, но чем дальше, тем больше в фильме воцаряется похоронная строгость. Действие подменяют диалоги, состоящие из многоэтажных эвфемизмов, скрывающих — не столько от прослушки, сколько от собственной совести — подлинные интересы собеседников. Де Ниро прекрасен, Пачино великолепен, но лучше всех двадцать лет фактически просидевший на пенсии и играющий, в отличие от коллег, против стереотипа Джо Пеши, который ни разу не повышает голос, но оказывается самым зловещим из героев.

Это трезвый, холодный, бесконечно грустный взгляд на проигранную жизнь, которая рифмуется с американской историей второй половины XX века — от Второй мировой до Югославии через «залив Свиней», убийство Кеннеди, Уотергейт и все остальное. 200 минут с участием самых ярких лицедеев мира в постановке живого классика выглядят огромным тортом, но приготовьтесь: он горький, и Скорсезе заставит доесть каждую крошку.

9
0
...
3 декабря 2019

Лучшие отзывы о фильме «Ирландец»

Фото Vladimir Sevrinovsky
Фото Vladimir Sevrinovsky
отзывы: 39
оценки: 51
рейтинг: 67
9
Подарок для любителей кино

Скорсезе, конечно, великий. Решил полчасика посмотреть "Ирландца", в итоге не смог оторваться все три с половиной часа. Вроде, кино никуда не торопится, ни ярких спецэффектов, ни особого экшна, но - магия работает. Впечатление портит разве что компьютерное омоложение актеров, которое выглядит на редкость фальшиво. Надеюсь, лет через десять, когда технологии шагнут вперед, фильм доработают.
Приятно убедиться, что Де Ниро после стольких посредственных киношек еще не разучился играть. Аль Пачино живее всех живых (даже омолодился куда более натурально), а Пеши не зря вернулся с пенсии. На мой взгляд, гораздо круче канонических "Славных парней". И мрачнее. Да, и режиссер прав - надо смотреть на большом экране.

1
0
...
19 декабря 2019
Фото Дмитрий Шляков
Фото Дмитрий Шляков
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 16
1

Это самое никчемное кино, полностью абсурдное, нелепое и тупое.

2
1
...
9 декабря 2019
Фото vv m
Фото vv m
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 0
10

Сидишь, значит, смотришь, и проходит 3 с лишним часа. Браво, Скорсезе. Без экшна, все тонко и со вкусом. Есть как-будто недосказанность. Но ведь почти вся наша жизнь состоит из недосказанностей. А основан-то фильм на событиях реальных. То, что там омолодили почтенных старичков, так это тема для разговоров, которая, в принципе, дополнительно раскручивает фильм, всем же интересно посмотреть, каково это. Визуально привыкаешь к этим условиям и просто наслаждаешься великолепным полотном. Приятного просмотра, товарищи!

0
0
...
22 января 2020
Фото Le_Tallec
Фото Le_Tallec
отзывы: 94
оценки: 94
рейтинг: 618
7

Посмотрел вчера «Ирландца». Впечатления, надо сказать, странные. Это достаточно медленное, неспешное кино, идущее три с половиной часа, в котором не так уж и много разных событий, но в тоже время, картина обладает каким-то магнетизмом, не позволяющим тебе заскучать. О фильмах Скорсезе, как и любого великого мастера, невозможно говорить в отрыве от всего творчества режиссера, рассматривая «Ирландца», как просто некий абстрактный фильм, абстрактного режиссера. Возможно, именно в этом и кроется некая предвзятость и чересчур восторженные отзывы критиков и первых зрителей. Я ни в коем случае не собираюсь ругать эту киноленту, но вопрос, как бы мы ее восприняли, не знай, кто за ней стоит, остается открытым.

Сюжет фильма строится вокруг жизни известного профсоюзного деятеля Фрэнка Ширана, по прозвищу Ирландец, тесно связанного с мафиозными структурами. Его играет Бобби Де Ниро и сидя в инвалидном кресле в доме престарелых рассказывает нам с вами историю своей жизни. Как и бывает в подобных гангстерских фильмах, «Ирландец» изобилует множеством реальных имен и событий, сдобренных художественным вымыслом для большей драматичности, убедительности и определённой режиссерской задумки. Главными же персонажами фильма, помимо Фрэнка станут легендарный профсоюзный лидер Джимми Хоффа (Аль Пачино) и американский мафиози сицилийского происхождения, босс семьи Буфалино Рассел Буфалино (Джо Пеши).

Скорсезе с легкостью переносит зрителя то в 50-е, то в другие эпохи, о которых повествует нам Фрэнк. С присущим себе мастерством вырисовывает различные коллизии и погружает нас в настоящий гангстерский мир, со своими правилами и законами. Наряду с прекрасными диалогами, выписывающими характеры героев, а порой просто рассказывающими какие-то житейские истории, в «Ирландце», разумеется, будут и убийства, руку к которым постепенно начнет прикладывать Фрэнк Ширан. Насколько все эти истории правдоподобны, судить сложно, и уже даже до выхода фильма в прокат разгорелся небольшой скандал, дескать, все было не так, а книга-основа картины «Я слышал, ты красишь дома», написанная Чарльзом Брандтом со слов Ширана и вовсе вымысел чистой воды. Кстати, тем, кого заинтересует судьба Джимми Хоффы, могу порекомендовать любопытный фильм Дэнни ДеВито «Хоффа» 1992 года, с Джеком Николсоном в главной роли, о котором я недавно писал.

Кстати, омоложенные лица главных героев с помощью компьютерных программ, лично у меня, никаких вопросов не вызвали. То ли мой телевизор настроен по всем заветам Фабиана Вагнера и Мигеля Сапочника, то ли наоборот, острота зрения уже не та, что раньше и пора отправляться к окулисту. В любом случае, это гораздо качественнее, чем пресловутые deepfake ролики на Youtube, хотя, безусловно, во всем этом, так или иначе, ощущается какой-то подвох. Тем не менее игра Джо Пеши, Роберта Де Ниро и Аль Пачино радует глаз и совершенно не важно, сколько им лет, да и увидеть эту троицу вместе многого стоит. 105 миллионов долларов для Netflix, если быть точным.

В заключение все-таки хочется поблагодарить всех причастных к созданию «Ирландца», но вместе с тем у меня так и не вырисовывалось целостного мнения, касательно фильма. Ничего принципиально нового здесь не увидеть, а печально-философский тон второй половины картины то же не становится откровением. На данный момент «Ирландец» предстает для меня этакой ностальгической гангстерской ретро-драмой, подводящий некий итог давно ушедшим, как временам, так и подобным фильмам, где омоложенные славные парни, доказывают, что во всяком случае на экранах, старикам здесь еще место.

2
2
...
29 ноября 2019
Фото Максим Крупин
Фото Максим Крупин
отзывы: 4
оценки: 7
рейтинг: 4
9

Классика жанра - от мастера жанра. Думаю это лучшая роль Д. Пеши.
Три с половиной часа на одном дыхании. Концовку пересмотрел раз пять.
Музыка зашла сильно.

0
1
...
11 декабря 2019
В духе «Ирландец»
Афиша Daily о фильме Ирландец