Ирландский гангстер, внедренный в полицейское управление Бостона (Деймон), и полицейский агент, уже бог знает сколько лет притворяющийся ирландским гангстером (Ди Каприо), получают каждый от своего начальства наказ найти и обезвредить друг друга. Ремейк великой гонконгской криминальной драмы «Двойная рокировка», снятый человеком, из чьих фильмов, как Тургенев из гоголевской «Шинели», вышли все гонконгские визионеры.
Триллер, Драма, Криминальный |
16+ |
Мартин Скорсезе |
26 сентября 2006 |
2 часа 31 минута |
Когда Колину было лет 13, районный бармалей Фрэнк Костелло (Николсон) купил ему продуктов и комикс и сказал: «Если будут нужны деньги, заходи в гараж». Годы спустя Колин (Дэймон), закончивший полицейскую академию и переведенный за отличную службу в бостонский УБОП, будет сливать Костелло служебную информацию, не зная, что его сокурсник Билли (Ди Каприо), когда-то давно с позором отчисленный за рукоприкладство, отсидевший и прибившийся в итоге к банде Костелло, на самом деле — законспирированный полицейский агент.
То, что американский вариант блистательной гонконгской «Двойной рокировки» позвали делать именно Скорсезе, выглядело самым светлым кадровым решением со времени назначения того же Скорсезе на ремейк «Мыса страха». Не из-за масштабов личности даже, а потому что Мак и Лау, авторы «Рокировки», как, в общем, и все гонконгские кинопоэты, тому, что умеют, учились в том числе и у Скорсезе. В этот их город, где небеса никогда не отвечают страждущим, а адское пламя пробивается сквозь трещины в асфальте, на эту злую улицу имени себя Скорсезе должен был войти как к себе домой. Так, по крайней мере, казалось.
Как любую работу большого мастера, «Отступников» очень хочется смотреть без оглядки на оригинал, но фильм физически не дает такой возможности: он переснят, с одной стороны, так близко к тексту, а с другой — с таким вопиющим пренебрежением к его смыслу, что всякому, кто видел первоисточник, придется делать над собой усилие, чтоб не впасть в ярость. Имея на руках одну из красивейших интриг в истории кино, Скорсезе не наполняет ее своими идеями (как, наверное, мог бы) и не воспроизводит ad verbatim (что тоже, что называется, вариант). Он два с половиной часа занят любимым делом всех бездарей — поддает истории бодрости: вот Николсон показывает крысу и кидается кокаином в камеру, вот между героями, которых в оригинале разделяли лишь принципы, для пущей наглядности ложится еще и женщина. Мотив поиска себя, который в оригинале был зарифмован, но не высказан (прием из поэтического арсенала — кажется, Бунин когда-то хвалил Катаева за стихи про велосипед, где слово «спицы» не звучит, но подразумевается), здесь между делом проговорен и как следствие обесценен — ради копеечного беспонтового каламбура. «Мне нужно найти себя», — говорит Дэймон. «Ничего, с возрастом пройдет», — отвечает Николсон. Вот у Скорсезе явно прошло. Ему 60 с небольшим (золотой режиссерский возраст), а он не снимает, а работает; смотрит в книгу и видит фигу. Американская пресса, устроившая «Отступникам» такую овацию, каких Скорсезе не слышал уже лет 15, в числе прочего дружно превозносит его за, прости господи, «мясистость характеров». Эта психологическая мясистость (в угоду которой ремейк и вышел почти на час длинней элегантного полуторачасового оригинала) лишает историю не только надмирности, но и другого жизненно важного свойства — симметрии. Положительному Ди Каприо придуманы дядя, тетя, брат, закадровый папа и мама при смерти, а про отрицательного Дэймона (который по идее должен быть его зеркальным отражением) известно только, что у него из-за волнений, связанных с двойной жизнью, иногда не стоит. Можно предположить, наверно, что католику Скорсезе оказался неблизок специфически буддистский посыл оригинала, в котором хорошего парня судьба за труды награждала пулей, а плохого манила возможностью искупления, а после приговаривала к благополучию и карьерному росту. Но это, если честно, вряд ли. Понимание того, что «праведник гибнет в праведности своей», а «нечестивый живет долго в нечестии своем» имеется и у католиков. А вот то, что человека с нечистой совестью небеса карают проблемами с эрекцией, — это чисто американский взгляд на проблему.
А вот лингво настаивает, что the departed - это конкретно «покойники» и ни разу не «отступники». И правильно, потому что - это скорсезе, и это intelligent sarcasm с очень серьезным и грустным выражением лица. Отдаленно подобным страдает иногда разве что тарантино (но он совсем на другой полке лежит). и поэтому смотреть, а главное слушать надо все это без перевода на могучий родной.
Итак, плохой (кажется) был хорошим (наверное) и притворялся плохим, чтобы с огоньком и чувством поработать на хороших (милиционеров).
Хороший (кажется) был плохим (наверное) и притворялся хорошим, чтобы не менее одержимо рвать свои нежные места за плохих (участников организованных бандформирований).
У каждого из двух наемников, безусловно, своя корпоративная мотивация, соц. пакет, бонусы, перспектива опциона и инстинкт самосохранения в самой активной фазе, заставляющий каждого попеременно нервно вздрагивать при любом хлопающем звуке и снимать стресс известным способом посредством одной на двоих докторицы.
При этом микшированная разнополярность героев не идентифицируется никем: ни даже квалифицированным психопатом джокером николсоном, ни мартином шинном с лицом председателя ВЛКСМ и марком уолбергом в помощниках, ни , чего уж говорить, дипломированным психотерапевтом с глазами олененка бэмби (до неприятностей с оленихой).
Все по чуть-чуть что-то недопоняли и все покойники в итоге же. кроме сержанта дигнама (уолберг) - он тоже не понял, но кто-то кроме зрителя должен был услышать это шикарное предсмертное «окей» из уст плохого кажущимся хорошим (очень уж оно получилось хорошее).
От малодозированного болдуина здесь вообще испытан восторг, а точнее от его статично-шкодливой морды, и теперь еще в виде лица капитана отдела расследований с типажом «ну вы тут разбирайтесь, а если что то я в столовке кофеек пью и печенюшки в чашку макаю»).
Если говорить громко, то отступники - это хрестоматия жанра криминальной драмы. Хронометраж (да, 3 часа. это не много), подбор актеров (да, ДиКаприо. он такой), сценарий (да, кто-то все уже придумал в японии, но это не причем), работа с кадром (no com), и даже один из продюсеров (с именем бред питт набившем оскомину больше даже, чем его курносая физиономия) – это все начинающим воятелям подобного кино - выучить наизусть и усердно пытаться повторить.
Думаю, бровястому итальянцу, не понятому в голливуде, надо было категорически прекратить хотеть получать оскары. И вот только он так подумал как, бац - оскар!...кому он теперь нужен?
Пересмотрел «Департед», самый идиотский ремейк на свете. По итогам могу сказать, что фильм также не нравится как раньше. Более того, общий его уровень, на мой частный взгляд, падает с каждым годом. Если в кинотеатре еще могло показаться, что смотришь такую резкую, дерзкую, но в целом, конечно, бестолковую полицейскую драму, то спустя два года при просмотре «Отступников» возникает только одно ощущение, как в обескровленное тело «Двойной рокировки» вкачивают подогретую чужую кровь с гнильцой.
У оригинала был мощный гонконгский каст, а оба главных героя — Тони Люн и Энди Лау — не только внешне, но и очень похожей актерской игрой зеркально отражали друг друга, словно две половинки одной медали. У Скорсезе, к слову, неплохие актеры, но там такая неразбериха, что кто в лес, а кто лампочку прикрутить: Николсон копирует собственные ужимки, Уолберг складно ругается матом, ДиКаприо в каждой сцене дает игру на нервах. Хочется себе сказать, что это просто два разных фильма, мол каждый хорош по-своему. Но, увы, это не так. Скорсезе не просто снял другое кино на чужом материале (это не худшее из преступлений против кино, на самом деле), парадокс здесь в другом — он взял то, что было идеальным и великолепным, и намеренно это обесценил до уровня произведения для школьниц, которым предельно понятно: если у героя в постели не стоит, значит, у него серьезные проблемы. В оригинале Чен и инспектор Лау своей необходимостью жить двойной жизнью напоминали уставших самураев, которые прекрасно знают, что скоро умрут. В Infernal Affairs есть трогательная сцена, где будущие враги тестируют аудио-систему. Также у каждого героя было своя надежда, некое олицетворение новой жизни с чистого листа: у Тони Люна — психолог, красавица Келли Чен; у Энди Лау — домашняя, но по-своему обаятельная Сэмми Чэн. В «Отступниках» это сведено к изменчивой Вере Фармиге, которая отдается сначала одному, а потом и другому.
Долгое время всё это представлялось, настолько диким и безобразным, что хотелось как-то оправдать в собственных глазах режиссера «Таксиста» и «Злых улиц» — мол, старость и потеря хватки, с кем не бывает? Но есть в фильме и кадр, который вопреки всему доказывает, что перед нами настоящий Скорсезе, а не какой-то самозванец. Этот кадр — небо на фоне золотого купола бостонского здания конгресса. В нем режиссер отождествляет себя с персонажем Колином — весь фильм тот смотрит вдаль из окна пентхауса с видом на конгресс, с грустью в глазах о том, что натворил. Надо думать, таким образом, Скорсезе извиняется за испорченную рокировку: «да, я чудовище, сплясал на костях и стал героем, пустите за это мне пулю в лоб». Но вместо пули под оглушительные овации ему вручили Оскар. Живо представляю себе — приходит старик Мартин после церемонии домой, снимает ботинки, открывает шкаф, протирает пыль с полочки, которую он освободил еще 25 лет назад, ставит туда золотого болванчика, а потом садится одуревший от всего этого в угол и тихо-тихо плачет. Ему стыдно.
Иные снобы стонут, что фильм в подметки не годится гонконгскому оригиналу. Однако большая часть жителей планеты не смотрит (наверх) азиатское кино, а смотрит голливудское. По факту Скорсезе снял драйвовый боевик, но переборщил с морализаторством: скажем, крыса в конце это слишком.
Не ожидал я такого от фильма года. В целом, сюжет довольно круто закручен, но снято всё как-то слабо. Как будто фильм сырой, как будто его ещё не закончили снимать. Не хватает нормального с аундтрека, где-то хромает монтаж. Работу оператора я особо интересной не нахожу. Вот диалоги и подколы было интересно слушать. Сюжет очень затянули, а концовка так вообще, я считаю, ни о чём. Несмотря на сильный актёрский состав, своим друзьям я этот фильм посмотреть советовать не буду.
Криминал давно и прочно вошёл в жизнь. Сейчас уже никого не удивляет количество всевозможных группировок и банд, борющихся за своё место под солнцем. И подчас это уже не грабители с большой дороги с кистенями в руках, а мощные и организованные группировки, оснащённые по последнему слову техники и имеющие самое мощное оружие. Криминал проникает во все сферы жизни, во все слои общества. В том числе и туда, где с этим криминалом должны бороться.
Фрэнк Кастелло, крупнейший криминальный авторитет города, подмял под себя весь бизнес, торговлю оружием и наркотиками. За ним охотятся все: полиция, ФБР. Но каждый раз Кастелло уходит от расправы. Действуя наверняка, полиция внедряет в группировку авторитета своего агента. Который вскоре узнаёт, что у Кастелло есть свой человек в полиции - и теперь уже самому агенту грозит опасность, на него открыта охота. Здесь игра идёт по-крупному, никаких сантиментов. Вы готовы к настоящему триллеру?
Ведь прекрасный актёрский состав выдаёт на экране истинный триллер – игру нервов и эмоций, напряжение высочайшего уровня. Первая скрипка, конечно же, Ди Каприо. Шикарная роль! Эмоции, сомнения, мысли, страхи – всё показано настолько правдоподобно, что просто вздрагиваешь и замираешь при каждом появлении актёра на экране. Остальные (подумать только, «остальными» стали Мартин Шин, Марк Уолберг, Мэтт Дэймон, Алек Болдуин, Рэй Винстон, Джек Николсон) играют также прекрасно. Очень понравился Уолберг, сыгравший бескомпромиссного и честного полицейского, не боящегося ничего – крайне редкое сочетание в жизни.
Поставлены «Отступники» мастерски – чувствуется рука Скорсезе. Сценарий и режиссура выше всяких похвал. Линейный сюжет, в котором всё известно с самого начала, ни в коем случае не портит картины. Наоборот, зная завязку, сложно оторваться от экрана, пока не узнаешь - чем всё в итоге кончится. Под прекрасные ирландские мотивы, в чем-то схожие с предыдущими «Бандами Нью-Йорка», на экране разворачивается настоящая драма. Всё это снято и оформлено чрезвычайно вкусно – любой киногурман будет доволен качеством блюда.
«Отступники» не отпускают в течение всего времени – захватывают внимание и эмоции сразу и полностью. Это фильм, от которого кровь бежит быстрее и сердце стучит чаще. Переживая все перипетии с главными героями, только на титрах ловишь себя на мысли, что это был всего лишь фильм. К счастью или к сожалению.
А вообще, приятно, что порой Оскара дают за действительно хорошие картины без псевдоморали и лишнего арт-хаусного налёта.