Билл Денни и Чарли Уотерс — патологические игроки и неудачники. Случайно познакомившись в баре, они понимают, что должны действовать вместе, и отправляются в одно из самых шикарных казино Америки.
Трагикомедия |
Роберт Олтман |
7 августа 1974 |
1 час 48 минут |
Билл (Сигал) остался без жены, вот-вот останется без журналистской работы, а если не отдаст долги, то и с переломанными ногами. Чарли (Гулд) делит жилье с двумя ласковыми девицами по вызову (Прентисс и Уэллс), на работу не ходит, а к переломанным конечностям давно привык. Они окажутся за одним столом в покерном клубе и начнут дружить с таким же озорным азартом, с каким ставят деньги на все, на что только можно поставить.
В многочисленных фильмах про покер и другие национальные американские забавы с привкусом порока традиционно действует один главный герой — считается, что страсть к игре присуща хроническим одиночкам. Олтман, разделив эту страсть пополам между беспечным Гулдом и озабоченным Сигалом, не то чтобы развенчивает миф, а скорее вглядывается в него, как годом спустя, скажем, будет вглядываться в мир и миф кантри в «Нэшвилле». Там где увлечение, там и чувства, и отношения Билла и Чарли — почти что роман, а третьей в этом любовном треугольнике является удача. Которая, покорившись, тут же окажется не нужна и все испортит: split — это не только равный дележ выигрыша в покерной раздаче, но и «разрыв». Пока этого не произошло, два самых обаятельных актера своего поколения словно рыбы плавают в фирменной олтмановской многоплановости и многоголосье, от ипподрома к боксерскому рингу, от пенсионерских турниров с грошовыми ставками к игорному раю Рино, от бара к бару. Избегая ставить только на женщин — которые прелестно хохочут и умильно хнычут, но достанутся все равно, как бы карта ни легла, не азартным, а богатым. Всплывая лишь для того, чтобы убедиться — на поверхности по-прежнему уныло.
Крайне невнятная и скучная работа интересного режиссёра не понравилась многими моментами. Например, она вне жанра. Ни трагедии, ни комедии. Ни остросюжетности или убедительного криминала или интриги, которая всегда свойственна фильмам на тему игры или мошенничества. И это не артхаус, и не авторский фильм, а реально вымученная история. Потом герои. Ну какие-то сексменьшинства, честное слово! Ведь женщин в ролях вообще не наблюдается. А то что герой Сигала главнее, а его трагедия важнее, показано совсем неубедительно. "Мне нужно вернутся домой" - эта финальная фраза наверное должна была подчеркнуть. как устал главный герой, как далеко он зашёл и уехал. Но тьфу на него, ни тени сопереживания!
Первый фильм из трех знаменитых картин, над которым вместе с Олтманом работал оператор Пол Ломан. Олтману вообще везло на отличных операторов – вспомнить хотя бы Вильмоша Зигмонда. А эту картину снимали прямо в сердце азарта – Лас-Вегасе. И именно азарт и стал мишенью для нового выпада смелого и бесстрашного американского режиссера.
История картины построена на основе материала Джозефа Уолша, рассказывающей о всепоглощающей страсти двух в чем-то похожих, в чем-то нет, игроков – Билла Дэнни (Джордж Сигал) и Чарли Уотерса (Эллиот Гулд). На самом деле расхождения характеров у них кот наплакал. Да, Чарли живет весьма фривольно, посвящает свою жизнь игре во всех видах ее проявления – карты, рулетка, бега. Билл пытается работать, жить если не общественно полезно, то хотя бы с оглядкой на социум, но игра тянет его к себе непреодолимой силой. Именно игра, страсть, азарт, а не факт выигрыша. Конечно, деньги немаловажны, особенно для Билла, попавшего в крупные неприятности из-за долгов, но когда приходит торжественный момент крупного выигрыша, один из них не знает что с этим делать, так как цель его интересовала лишь поверхностно, а второй предпочитает даже не задумываться об этом.
Фильм стал одним из самых кассовых олтманских картин его золотого периода творчества. Собрал что-то в районе восьми миллионов, попал в десятку фильмов по итогам года в Нью-Йорк Таймс. Кроме того, при работе над картиной студия Lion’s Gate использовала новейшую звуковую систему.
Что касается режиссерского почерка, то он тут самый что ни на есть узнаваемый – бесконечные путанные диалоги, зачастую построенные на импровизации актеров, довольно тонкая, рискующая потеряться нить повествования, избыточные на первый взгляд для кадра элементы декора, работающие в качестве дополнительного источника информации, вроде ролика в начале фильма и, самое главное – жертва истории на алтаре внимания к внутреннему миру героев. Опять же, Гулд и Сигал красавцы.