Москва

Фильм
Турецкие наслаждения

Turks fruit (1973, Нидерланды), IMDb: 7.1

6.9
оценить
Режиссер:Пол Верхувен
18+
1 час 48 минут
Дата выхода в мире
22 февраля 1973

Один из главных фильмов Пола Верхувена: эротическая мелодрама с трагическим финалом

Главный экспортный голландский фильм, выдвинутый в 1973 году на «Оскар» от Нидерландов и произведший скандальное впечатление. Вспоминает актриса Изабель Юппер: «Я помню, что когда вышел «Турецкие наслаждения», фильм восприняли как полупорнографический, а единственным изданием, которое дало положительный отзыв, было «Шарли Эбдо». Оно написало, что кино — шедевр, а его режиссер станет знаменитым». Так, собственно, и произошло. Этот гимн нонконформизму — история безудержного, страстного, но скоротечного романа скульптора Эрика (Рутгер Хауэр) и девушки из богатой семьи Ольги (Моник ван де Вен). Они знакомятся во время автостопа, женятся вопреки желанию родителей Ольги, а потом расстаются, но на этом ничего не заканчивается. Стоит заметить, что даже из сегодняшнего дня фильм выглядит донельзя откровенным, провокационным и, конечно же, бесконечно витальным (кстати, правильное его название — «Восточные сладости»: это коробка конфет, которую Эрик приносит своей смертельно больной возлюбленной). Отличительное свойство Верхувена: никогда не понятно, когда он серьезен, а когда издевается, кроме, быть может, финала этой душераздирающей, натуралистичной, даже физиологичной (режиссер в этом смысле наследует традицию голландской живописи) картины. Под занавес она выплескивает на зрителей такую боль, что остается только развести руками: если искусство — это переплавленная жизнь, то «Турецкие наслаждения» с невероятным актерским подвигом Моник ван де Вен — ее полноценный и жестокосердный суррогат.

Актеры

Режиссер фильма «Турецкие наслаждения»
Пол Верхувен
82 года
фильмов: 16
Снимал в Голландии эротические мелодрамы с Рутгером Хауэром, но после перебрался в Голливуд, где не изменил себе: там он тоже (и, что важно, успешно) продолжил играть на грани фола. Поставил кровавый экшен «Робокоп», головоломный сайфай «Вспомнить все», порнографический триллер «Основной инстинкт». Однако со временем творческий метод Верхувена («поиметь Голливуд его же методами») вышел ему боком, когда он в «Шоугелз» покусился на самое святое — американскую мечту. Критики не простили этому едкому социальному сатирику издевательского парафраза «Все о Еве», кино собрало крохи (и культовый статус обрело лишь с годами), а Верхувен стал единственным, кажется, режиссером, который пришел на антипремию «Золотая малина», чтобы забрать приз: «Мне дали семь статуэток, а я все равно счастлив: это оказалось гораздо лучше, чем читать сентябрьские рецензии [на мой фильм]». Впрочем, прежде чем вернуться на родину, «летучий голландец» успел снять в Голливуде еще две картины: блистательный и не менее издевательский агитпроп «Звездный десант» (который он называет самым дорогим артхаусом в истории кино) и провального «Невидимку». Несмотря на то, что сейчас Верхувен ставит реже, чем хотелось бы, его критическое жало с годами не затупилось, а чутье никуда не делось: он открыл Карис ван Хаутен в «Черной книге» и с помощью Изабель Юппер показал все европейские фобии в «Она».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Антон Долин
Фото Антон Долин
отзывы: 82
оценки: 81
рейтинг: 932
9

Скульптор Эрик (Хауэр) влюбляется в Ольгу (ван де Вен), девушку из богатой семьи. Они женятся, потом расходятся. Уже после этого Эрик узнает, что у Ольги опухоль мозга, и она скоро умрет.

В 1999 году голландцы голосовали за лучший национальный фильм всех времен и народов. Выбрали «Турецкие наслаждения». Удивляться нечему. Дух независимости и нонконформизма во всем — от социальной и политической сфер до эротики и культуры — главное сокровище родины Тиля Уленшпигеля, а самый талантливый выразитель этих ценностей — Пол Верхувен, необъяснимым чудом протащивший этот нелегальный, более опасный, чем любой наркотик, груз и в Голливуд. Есть ли другие режиссеры (помимо профессиональных порнографов), так легко и свободно делающие кино о сексе? Если в дебюте Верхувена «Дело есть дело» секс приравнен к бизнесу, в «Четвертом мужчине» становится фобией, в «Плоти и крови» отражает суть истории, а в «Основном инстинкте» представлен в качестве орудия убийства, то «Турецкие наслаждения» — единственный фильм о сексе как высшей форме любви и свободы. Свободы настолько тотальной и пьянящей, что не нуждается в отчетливом сюжете, жанре, характерах: это стихия, не иначе. Летящая камера Яна де Бонта, животная энергия молодого Рутгера Хауэра, счастливый беспорядок на улицах Амстердама — все это пытается отважно противостоять смерти, неизбежно прерывающей хаотичное течение фильма. И здесь кинематограф с его иллюзиями — будто кубик рахат-лукума, который подсластит напоследок горькую пилюлю невыносимо легкого бытия.

5
0
...
9 октября 2013

Лучшие отзывы о фильме «Турецкие наслаждения»

Фото KinoWriter Unknown
Фото KinoWriter Unknown
отзывы: 28
оценки: 28
рейтинг: 43
7

Картина "Турецкие наслаждения", ставшая поистине невероятным кассовым хитом и лучшей лентой в истории голландского кинематографа снята Полом Верхувеном - провокационным режиссером, не стесняющимся в активной эксплуатации человеческих пороков. Этот пронзительный, полный внутренней энергии фильм блестяще примыкает к остальным шедеврам 70-ых годов, говорящим о бунтарстве, непрерывной человеческой свободе и нонконформизме.
Беспечно живущий скульптор Эрик в исполнении замечательного Рутгера Хауэра непрерывно занимается поиском женщин для эротических впечатлений. Его сексуальный трип неожиданно останавливается на такой же юной и беззаботной Ольге, которая становится его верным эротическим вдохновением, а затем и женой.
Ещё недостаточно опытный Верхувен проводит откровенный и провокационный анализ молодой сущности, забирается в их суетливые грёзы и достаточно успешно демонстрирует все нюансы и проблемы, вследствие которых возникают семейные ссоры и разводы.

В "Турецких наслаждениях" молодая семейная жизнь подается с самым натуралистичным образом. Эрик и Ольга живут, вдыхая полной грудью, егозливо характеризуя своё динамичное бытие. Они совершенно не готовы к сложностям и жизненным ситуациям, которые неоднократно будут вламываться в их сладкую жизнь. Актуальная, полная забавы и одновременной печали история имеет великолепный контраст с Амстердамом - выразительной и рельефной локацией, отображающей ключевые ценности этой сложной эпохи. А неустанный секс демонстрируется с особой романтичностью и любовью. В "Наслаждениях" Верховена сексуальный контакт носит не только порочный характер, но и довольно символичный. Эти интимные отношения символизируют восторженность, заботливость и нежность, а лучшим мастером запретного слога можно смело называть Пола Верхувена, в дальнейшем получившего настоящую звездную карьеру.

1
0
...
21 января 2014
В духе «Турецкие наслаждения»