Киноафиша Москвы

Фильм «С широко закрытыми глазами»

Eyes Wide Shut (1999, США, Великобритания)

7.4
0:00 / 0:00
0:00

С широко закрытыми глазами (англ.)

Смотреть трейлер

Последний фильм Стэнли Кубрика

Супруги по жизни Том Круз и Николь Кидман играют в этом фильме богатую супружескую пару, чья любовь дала трещину. Изучая сексуальное поведение людей, они изменяют друг другу — причем поиск новых ощущений оказывается довольно опасным развлечением.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
951
9

У д-ра Билла Харфорда (Круз), если не считать разладившихся отношений с женой (Кидман), все было в норме, но что-то неумолимо влекло его прочь, во влажные нью-йоркские сумерки. Пройдя через всевозможные соблазны, доктор закончил свои изыскания на маскарадной оргии аристократов-первертов.

Вначале окруженный тайной и слухами, а затем, с неожиданной смертью режиссера, приобретший статус завещания — фильм не снимавшего 12 лет Кубрика представляет собой уникальный казус несовпадения замысла и воплощения. Увлеченный своей генеральной темой губительности любых систем, завлекающих человека в ловушки ложных ответов, Кубрик, вероятно, хотел снять фильм про опасность самопознания — последнего оплота гуманизма как системы. Ради этого он переписал «Новеллу снов» (1926) друга Фрейда — Артура Шницлера — и отстроил в Лондоне гиперэрегированный Нью-Йорк. Но динамика лидирующего дуэта смешала карты и сместила акценты. Воспользовавшись пассивностью мужа, трактовавшего своего героя как уязвленного маленького буржуа, мощная Николь Кидман взяла инициативу в свои руки и превратила фильм о самопознании в фильм об отношениях погрязших в рутине супругов. Градус темы, естественно, снизился, и только режиссерский ритм, который актерам преодолеть не дано, остался напоминанием о старом грандиозном замысле — ритм космической энтропии, сомнамбулический и завораживающий ритм разума, блуждающего в потемках.

15

Отзывы пользователей о фильме «С широко закрытыми глазами»

Фото aerocat
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
27
7

Вы любите играть? Скорее да, чем нет…
Вы любите, когда с вами играют? Скорее нет, чем да…
Может быть, это не по правилам, но я люблю розыгрыши. Люблю то самое, без чего жизнь была бы всего лишь скучной предопределенностью – ощущение, что есть кто-то хитрее тебя. Это потрясающе – вдруг понять, что хотя бы один момент в твоей жизни, твоя реакция, взгляд и мысли были заранее продуманы, запланированы и предрешены чьей-то неутомимой фантазией! Будто где-то за невидимыми кулисами стоит невидимый мудрый режиссер, который, конечно же, желает тебе добра, и вот однажды, тщательно подготовив декорации, он приглашает тебя на сцену…
После просмотра «С широко закрытыми глазами» я рассмеялась – у меня возникло стойкое ощущение розыгрыша, а с первой строкой титров почему-то представился покойный ныне Стэнли Кубрик в белых одеждах: он улыбался своей потусторонней улыбкой, сидя на облаках в компании серьезного Мингеллы и задумчивого Антониони. Наверное, если о чем-то и говорят на его небесах, то не о море (как у Томаса Яна), а о том, как ловко старый Кубрик напоследок подшутил на всем человечеством…
А чего вы хотели от человека, рискнувшего в 1962 г. экранизировать скандальную «Лолиту» под чутким наставничеством самого Набокова? А от смельчака, сумевшего десятилетием позже воплотить в кино сюрреалистический мир «Заводного апельсина» - книги о странном ракурсе вечно меняющегося, но, по сути, неизменного мира? Можно ли было ожидать от киноавантюриста Кубрика старческих откровений, рассуждений о смысле жизни и исканий человека? Возможно, стоило просто открыть глаза перед просмотром последнего творения мэтра...
А теперь поясню свои нахальные выводы. Уже известно, что не один из фильмов Кубрика не имел такого скандального послелога – от смерти самого режиссера и развода главных героев до растерянности кинокритиков. Однако вряд ли можно утверждать, что Стэнли Кубрик всерьез собирался умереть сразу же по окончании монтажа, или что Том Круз и Николь Кидман вынесли нечто жизненно важное из этого фильма и именно поэтому предпочли расстаться. Скорее, умудренному годами мастеру понадобилась в меру талантливая семейная пара для участия в очередном творческом эксперименте. Кстати, когда Кубрику в 1980-х пришла идея этого фильма, он подумывал пригласить на роль доктора Билла известного комедианта Стива Мартина, что само по себе наводит на размышления…
Итак, перед нами история внешне благополучных супругов, где все традиционно и узнаваемо, такая предрождественская идиллия. Женщина, как обычно, первая подает сигнал тревоги. Оно и понятно – Ева тоже не сидела в райском саду сложа руки… Скука, однообразие, а может быть обстоятельства физиологического характера побуждает уважаемую мать семейства выдать мужу сердечную тайну, мол, намедни возжелала она постороннего мужчину. И вообще, это муж виноват: наивный дурачок, не понимает, что женщине нужна ревность, страсти, чтобы он над ней - как коршун над голубицей (Бедный Адам! Ну не к дереву же ему было ревновать…) А муж, доктор Билл, обиделся не на шутку. Еще бы – он такой умница, все в дом, в семью, а она, неверная… И тут пускается наш герой, как настоящий Одиссей, на поиски ответов, мир посмотреть и себя показать. И поначалу все неплохо: дочь (весьма кстати) умершего клиента признается в любви, милая проститутка приглашает к себе на огонек, потом удается пройти фэйс-контроль и дресс-код на замечательную такую оргию… Рай! Женщин – бери не хочу… Но не тут-то было! Уличив доктора Билла в греховных помыслах, строгие администраторы закрытого клуба отправили его восвояси, и наш герой давно бы уже раскаялся и забыл свои метания, если бы не досадная смерть одной милой барышни из увеселительного заведения, как раз той, что избавила незадачливого Казанову от гипотетической жестокой расправы… А дома еще жена со своими сновидениями по Фрейду…
Я нарочно так рассказываю, будто это не психологический триллер, а французская эротическая комедия.
На самом деле и операторская работа, и цепкий саундтрек, и сомнамбулическая игра актеров вовсе не располагают к веселью. Скорее наоборот, иногда жутковато – таинственная мистерия, странное исчезновение приятеля, смерть девушки… Приключения продолжаются, только на следующий день, как в старинных сказках, все переворачивается с ног на голову, и на месте цветущего королевства мы обнаруживаем сонное царство, пугающее и непостижимое.
В доме умершего пациента Билла встречает не страстно влюбленная в него женщина, а ее будущий муж. Проститутка Домино из хищницы и «госпожи в постели» на следующее утро превращается в несчастную жертву СПИДа. Юная нимфоманка, устраивающая по ночам сексуальные игры с переодеваниями в тайне от отца, в дневном свете предстает всего лишь жалкой умалишенной игрушкой в руках папочки-сутенера. Даже рай из прошлой ночи – тот, где женщины доступны, а маски и секс делают всех равными, - очень быстро становится адом. Примечательно, кстати, что жертвой его пала именно женщина. О Ева, Ева…
Открываются ли глаза у Билла? Вероятно да, если после объяснения с одним из членов запредельной тусовки, он все-таки рассказывает о своих злоключениях жене. Понимает ли Эллис, что не стоило дуть на угли семейного очага, если итак ветренно? А может, наоборот, именно это и нужно было сделать? Или, может, надо было не морочить друг другу голову, не выдумывать проблем, не искать того-не-знаю-чего, не курить марихуану на ночь глядя, а просто заняться любовью? Что правильно? Что правдиво – прошлое или настоящее?
Отвечает Кубрик на свой манер - и то, и другое. И еще будущее. Ведь одна ночь – это всего лишь одна ночь, а сон, даже если он дает пищу для размышлений, останется только сном. Именно финальный диалог пристыженных и немного растерянных супругов дает мне право смеяться в конце. Ведь я всего лишь продолжаю наставление самого Стэнли Кубрика, касающегося, ни много ни мало, а всей нашей жизни! Не нужно усложнять и без того непростое. Стоит ли раздувать такие трагедии вокруг собственных душевных и сексуальных исканий, стоит ли мучиться самим и мучить близких, если порой все, что нужно сделать – это «трахнуться»?
Ну как после этого финала не расхохотаться в голос и не снять шляпу перед мудрым мастером, который был так добр и терпелив по отношению к нам, его зрителям, и преподал нам, пожалуй, один из самых ценных жизненных уроков. Будто несмышленых учеников, он вел нас на протяжении почти трех часов через дебри смыслов, где светлое так быстро становится темным, и наоборот. Мы ждали, что вот-вот, еще немного и на нас снизойдет оно, Откровение от Кубрика, великий мизантроп откроет нам глаза... Ага, ему больше делать нечего! В конце фильма, показав все, что запланировал, Кубрик с грустной улыбкой пожимает плечами: ну да, ребята, так бывает, но разве это так уж важно?
И мы, наивные, понимаем, что, глядя одновременно на экран и в собственную душу, мы высмотрели все глаза, но забыли их открыть… Браво, маэстро, отличный розыгрыш!

6
Фото Anastasia_Stavrogina
отзывы:
162
оценок:
166
рейтинг:
265
1

Жанр--психологические испражнения. Цветной и черно-белый. Я не досмотрела. Может там и стало получше, не знаю. Это, конечно, может казаться и новым, и интересным (для кого-то), и эпатирующим (тоже для кого-то), но мне было скучно. И есть еще главное. Бывают такие люди, у которых страстная и вязкая тяга к тому, чего они понять не в силах, и, само собой, чем дольше у них не получается, тем настойчивее они к этому тянутся. Здесь мне нужно постараться как можно тактичнее объяснить, что именно я хочу сказать. Для человека естественно тянутся к тому, что ему непонятно и интересно. Но, честное слово, люди разные и одни могут не понять других не потому, что они глупы и недалеки, но потому, что они существуют несколько в иных средах, разным воздухом дышат. Сами посудите: ведь не станет же всякий сокрушаться о том, что не пишет картины или стихи. И не каждый может стать актером, не потому, что бездарен, а потому что тут надобно иметь совершенно определенное и особенное мироощущение и темперамент. Может, каждый человек и вправду талантлив, но в целом люди талантливы в разных областях, и это естественно. Так вот, правда, стоит ли рваться и силиться стать актером или художником, если твоя голова мыслит дифференциальными уравнениями? Я хочу сказать, что Кубрик, это как раз тот режиссер, который делает вылазки в области, ему недоступные. Много, кто так поступает, но мало кто делает это так настойчиво и упрямо. В одной аннотации было сказано, что в этом фильме Кубрик »препарирует любовь, страсть, секс, жизнь и смерть». У меня было чувство, что он, скорее, их насилует. И вот это-то дотошное и насильственное проникновение в чужеродные и закрытые территории меня и расстраивает и раздражает. Гармонично с фильмом и из рук вон плохо (может так и было задумано?) играли Том Круз и Николь Кидман. Может, автор и над ними самими глумился, не знаю.

3
Фото angecastor.livejournal.com
отзывы:
291
оценок:
291
рейтинг:
291
7

Запретный плод сладок - это известно давно. Но до тех пор, пока не столкнешься с этим сам, эта мысль так и останется набором слов. И лишь почувствовав на себе всю притягательность запретного, можно осознать - что это значит.
Билл и Элис - счастливые люди. У них есть свой дом, хорошая работа, они любят друг друга и производят впечатление вполне благополучной семьи. Но за этим внешним спокойствием таятся ураганы страстей, которые в один прекрасный миг вырываются наружу благодаря неосторожному слову - как часто такое бывает в жизни.
И вот, жить по-прежнему уже нельзя - хочется что-то изменить, поменять себя, стать кем-то иным. Кем-то, кем ты всегда мечтал стать, но боялся признаться даже себе.
Как часто подобное происходит со всеми нами. Мы живем обычной жизнью, втайне мечтая о чем-то другом. И лишь единицы способны разорвать текущий ритм и вырваться в другие просторы. Вот только стоит ли оно того?
Последний фильм Стэнли Кубрика мастерски показывает всю надуманность и шаблонность понятия "счастливая семья". У каждого из нас есть свои скелеты в шкафу, свои сокровенные мысли и тайны, которые мы не откроем никогда и никому. "С широко закрытыми глазами" приоткрывает завесу и показывает, что может случиться, если эти тайные покровы сорвать. Показывает преувеличенно, гротескно, даже фантастически, но лишь так можно увидеть всю полноту вопроса и признать необходимость частной интимной жизни, которая всегда будет у каждого человека.
Этот фильм не назовешь шедевром - он слишком неоднозначен для этого. Но то, что эту картину стоит посмотреть каждому человеку, пытающемуся понять себя и свои желания, - это однозначно

2
Фото Corvin
отзывы:
54
оценок:
54
рейтинг:
75
9

Абсолютно эстетично, словно роллер-коустер, Кубрик возвращается из далеких глубин неизведанного, чтобы показать: главная драма Вселенной - в нас самих. Так же неспешно, как и раньше, словно не веря в способности прикормленного зрителя следить за частой сменой ракурсов, нанизывает скриптовые бусы на веретено незыблемой идеи, что поначалу скрыта, словно за пеленой век непроснувшегося ребенка.

Насмешка ваятеля - семейная пара в роли семейной пары. Видимо, актерского мастерства для естественного изображения бытовухи было недостаточно. У Кубрика всегда так - идеализируя каждый кадр, заигрываешься с общим хронометражом. Кому-то оказалось скучно, кому-то - ни о чем. Однако весь фильм по сути - стеб над яппи в бравурном мистическом антураже, где что ни чих - шедевр.

Не все из досмотревших поняли смысл, нагромождая несусветную гиперреальную чушь a-la откровения разодетой иносказательницы в салоне качающихся свечей. Меж тем она - проста, как колокол: довольствуйтесь малым (почти по Писанию!) и не выеживайтесь - раз. В каждом пирожном есть следы плесени - два. Осталось разобраться, кто учится на чужих ошибках. Это нетрудно, режиссер старательно разместил под каждой золотой монетой гнездо копошащихся червей. В некоторых сценах их присутствие ощущаешь просто физически.

Если у тебя есть деньги, положение в обществе, прекрасная любящая жена (и наоборот!) - не ищите на задницу приключений. Все остальное - от лукавого.

Первый раз я посмотрел это кино нежным юношей, сполна распробовав горький вкус (как мне ошибочно пригрезилось) "совдеповской" пропаганды отрицания плотских утех. Не стоит повторять моей ошибки, сделайте это в зрелом возрасте, тогда вы не слишком удивитесь, что запретный плод таки гниловат, добродетель еще в строю, а курить - по настоящему вредно.

И глаза не придется открывать - это уже сделали за вас.

1
Фото 17x17
отзывы:
258
оценок:
257
рейтинг:
171
7

"Как все могло бы быть, если бы...".
Первая информация к размышлению появляется в разговоре симпатяги доктора Билла (Tom Cruise) с обкуренной женой Элис (Nicole Kidman). Наркотики (в данном случае это трава), как правило расслабляют, но я не могу представить, что обкурившись можно разговаривать на серьезные темы взаимоотношений в семье. После алкоголя можно, а после травы - нет. Не укладывается это у меня в голове. После этого Элис рассказывает ему о своем сне и сексуальных переживаниях. И Билл начинает искать приключения. Точнее даже приключения его ищут сами, словно у него разорвался колпак, защищавший его до этого от внешнего мира. А такой колпак, в виду неоднозначности профессии (женский хирург) у него точно был.
Венцом этих приключений является совершенно потрясающая, одновременно страшная и прекрасная, сцена с оргией.
Но на самом деле ничего ведь и не произошло. У Элис это всего лишь сон, а у Билла - неудачный в сексуальном, и удачный в житейском, плане, контакт с проституткой и оргия в загородном доме, о которой он хочет поскорее забыть. Именно поэтому все и воспринимается как сон, дурманящий и манящий, но всё же остающийся при этом сном.

В дополнительных материалах к диску есть интервью Спилберга, в котором тот утверждает, что для понимания любого фильма Кубрика, его надо посмотреть несколько раз.
Проанализировав виденные мной до этого "Цельно-металлическую оболочку", "Космическую Одиссею: 2001" и "Заводной апельсин", я понял, что в чем то он прав. Их как раз я бы пожалуй по возможности пересмотрел. А вот "Широко закрытые глаза" почему-то пересматривать не хочется. Ведь это сон, а кому хочется видеть одни и те же сны???

1

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить