В самолетике, наискосок пересекающем Антарктиду, 30-летний английский исследователь льда (О'Брайен) вспоминает свой роман с американкой (Стилли). Сентиментальный порнографический фильм про любовь, перемежаемую концертными номерами Franz Ferdinand, The Dandy Warhols и проч. Концерты сняты ощутимо хуже, чем любовь.
Мелодрама, Музыкальный |
18+ |
Майкл Уинтерботтом |
16 мая 2004 |
1 час 7 минут |
films.tartanfilmsusa.com |
В самолетике, наискосок пересекающем Антарктиду, 30-летний английский исследователь льда (О’Брайен) вспоминает свой роман с американкой (Стилли) — барышней сильно младше его, которую он определяет с помощью простых прилагательных («прекрасная», «черствая», «сумасшедшая») и про которую не помнит, кем она работала, но помнит, как пахла ее кожа, как она злилась, если ей в чай клали сахар, и как она делала минет. Еще он помнит, как ходил с ней на концерты (на Franz Ferdinand, на The Dandy Warhols, потом зачем-то на юбилейный вечер Наймана). Пресловутые 9 песен, ими тогда услышанные, делят на равные примерно отрезки все остальное — несущественные разговоры, одну ссору, одну поездку к морю и полдюжины актов физической любви, поражающих не бесстыдством, а как раз наоборот. То есть люди вроде в самом деле трахаются, вроде привязывают друг друга к кровати, вроде девушка, понюхав кокаин, сует герою в рот каблук-шпильку — но все это как-то на диво трогательно и робко, как будто они и рады выразить свою нежность как-то иначе, но не умеют.
Раньше я, признаться, терпеть не мог Уинтерботтома, и «9 песен» — первая его картина, которую у меня получилось досмотреть до конца. И не только потому, что, в отличие от прочих его фильмов, эта картина — короткая, ладно структурированная и порнографическая. Просто Уинтерботтом, режиссер обычно неглупый, но невыразительный и какой-то беспредметный, на этот раз как-то сразу много всего угадал. Не только насчет того, что из самой невероятной любви по прошествии времени иногда получается вспоминать только сахар в чае и минет. Но и про то, что память, она ведь и правда как лед, и в своей персональной Антарктике каждый сверлит, как умеет, надеясь, что срез ледяных пластов хоть что-нибудь прояснит. И про то, что пенетрация — это что угодно, но не способ сближения живых существ. Как поется на этот счет у группы «Плед», которую вряд ли когда-то слышали герои Уинтерботтома: «А я е…ла и е…у, е…ла и е…у/И никому про свое сердце ничего не говорю».
Что же все-таки послужило основанием для обвинения фильма в порнографичности, я не очень поняла, хотя честно старалась. Живут себе парень и девушка в Лондоне, культурно проводят время, посещая концерты, ну и поскольку они влюблены друг в друга, то вполне логично то, что они занимаются любовью. Стараясь доставить друг другу удовольствие, уважая желания друг друга и руководствуясь исключительно нежными чувствами. Так это ж не порнография, это эротика чистой воды. Ханжам-критиканам стоило бы почитать умные книжки, И.С.Кона, например. Там даже определение порнографии приводится, вполне обоснованное и, подчеркиваю, общепризнанное. Среди основных признаков материалов порнографического содержания называются следующие: механистичность изображаемого полового акта, отсутствие художественно значимого сюжета, безликость действующих лиц, унижение человеческого достоинства.
Ну ничегошеньки из вышеперечисленного в «9 песнях» нет!!! Герои – с характерами, сюжет есть, воспевание телесной близости – далеко не то же самое, что низведение человека до животного уровня, механистичности в помине нет – каждый раз, как последний.
Что впечатлило, так это идея с передачей мыслей главного героя и части сюжета через песни. Это сразу выводит их отношения на общечеловеческий уровень, утверждая, что не только у них одних так было – случайная встреча, ни к чему не обязывающие отношения, построенные на влечении, разлука под давлением обстоятельств, понимание, что больше они друг друга не увидят, и воспоминания, воспоминания, воспоминания – которые не под силу стереть даже ледяной и безмолвной Антарктиде…
И в целом, фильм-то психологический! Лиза не хочет впускать Мэтта в свою жизнь – в частности, отказываясь встречать с ним День Благодарения, Мэтт опасается, что если он станет предъявлять ей какие-либо требования, она его бросит… И оба абсолютно не способны ГОВОРИТЬ о том, что чувствуют.
И еще мне лично очень понравилось то, что финал абсолютно открытый. Как хочешь, так и понимай: то ли встретятся герои потом, то ли нет. Кстати, даже не ясно, спустя какое время после расставания с Лизой Мэтта заносит в Антарктиду и когда он оттуда собирается возвращаться. И собирается ли он вернуться в цивилизацию вообще. Мне кажется, Лиза в Англии больше не появится. В Антарктиде – тем более.
Как-то че-то не покатило вообще.
Во-первых, девушка не в моем вкусе.
Во-вторых, не понял я сюжета. Типа двое трахались и ходили на концерты самых скучных в истории британских групп. Подано это как мемуар. Дак ведь как они трахались и что слушали - это забыть бы побыстрее.
Ну в смысле когда двое встречаются в течение года они же еще че-то успевают кроме как привязать один другого к постели, неоднократно доставить друг другу oral pleasure и тупо полаяться с похмелья.
В смысле чтобы было что вспомнить.
В общем, санудтрек соответствует содержанию, причем с теми же изгибами - единственная ниче так песня была после ниче так минета.
Но, к слову, с чисто прикладной точки зрения кино - неа. Не возбуждает.
Зачем идти на этот фильм, чтобы уходить посреди сеанса?! Непонятно! Люди уходили с сеанса… Фильм-то хороший.
Фильм интересен хотя бы тем, что, как мне помнится, это единственный фильм, который выходит на большой экран в Москве, в котором с равной откровенностью показаны мужские и женские гениталии. И это должно понравиться прекрасной половине человечества – равноправие идет и к нам. Всё очень так анатомично… Вспоминается песня известной украинской группы – «Мм, биология, анатомия, изучи ее… до конца!»
О чем фильм? О моменте, который и называется жизнь, о моменте, который надо ловить, в котором жить и которым дорожить. Разве герои (по сюжету) копят на стиральную машину или новый холодильник? Нет – потому что это жизнь в пользу завтра… Разве герои фильма вспоминают тяжелое (или легкое) детство, что-нибудь забытое или недосказанное? Нет – потому что это жизнь в пользу прошлого… А живем и мы, и они в настоящем! Поэтому и надо наслаждаться той женщиной или тем мужчиной, который(ая) у тебя сейчас есть! Фильм говорит – делай, что хочется: секс, дорожка, концерт, завтрак собственного приготовления, вибратор, работа, компьютер… Судя по вздохам и ненасытности героев, такая жизнь действительно захватывает! Жизнь настоящим, сегодняшним днем.
Фильм очень жизненный, физически жизненный даже. Возникает ассоциация с вечным двигателем – его нет и не может существовать, он только в мечте сегодняшней и настоящей (мечта другой не бывает – ни завтрашней, ни вчерашней…) И под отношениями М и Ж в фильме тоже всё не вечно – черту подводит отъезд Ж на год поучиться в Америку. Но и это лишь подтверждение всей идеи фильма о настоящем моменте – он НЕ постоянен, он вечно меняется. Не надо бояться отпускать любимых… отпускать любимых… отпускать. Физика – всё меняется – придут другие.
Винтерботтом - пожалуй, самый талантливый экспериментатор из современных британских режиссеров - снял вполне бергмановскую семейную драму. Только если Бергман - например, в "Сценах из супружеской жизни" - подает эту драму через болезненную рефлексию и тонкие эмоциональные переживания, то Винтерботтом в "9 песнях" работает исключительно с материалом грубых эмоций: секс - оглушающий рок-концерт - секс. Однако смысл - бесконечное одиночество человека в близких человеческих отношениях - от этого не меняется.
Примерно то же самое попытался сделать Озон в "5x2", но ему это удалось хуже. Винтерботтом не испугался радикальности подхода и раскрыл эту тему, кажется, почти исчерпывающе.