Нескромное обаяние порока
- 3Эксцентрическая комедия о престранном монастырском укладе
Певичка Иоланда (Паскуаль) обнаруживает на полу в квартире своего ретивого любовника, отравившегося героином. Осознавая всю неловкость положения, девушка скрывается от возможных подозрений в запустелом монастыре. Тамошние нравы своеобразны: настоятельница (Серрано) периодически обращается к тяжёлым наркотикам, остальные стараются не отставать; в клетке рычит здоровенный тигр; рацион в основном из сладостей; иногда служащие подрабатывают спекуляциями на рынке и шантажом. Но столь невинны на вид монахини, столь много любви к новоприбывшей, что Иоланда на всякие детали внимания не обратит.
Китч на то и китч, что увлекает скорее курьёзностью - и даже может ею ограничиться. В любом случае, правда, нужна режиссёрская рука - а в 1983 году Альмодовар ограничивался голым энтузиазмом. Бесспорно, фильм курьёзен, безгранично насмешлив, провокация верхом на провокации. Строгий взгляд усмотрит в "Нескромном обаянии порока" последовательный антиклерикализм и кризис морали - которые на самом деле побочные эффекты авторского молодецкого запала и любви к остротам на недозволительные темы. Однако - кроме эпатажной идеологии - фильм ничего не предлагает. Композиция монотонно хромает, сюжет используется как леска для нанизывания казусов из девиантного быта монахинь.
Расплывчатый образ Иоланды, претендующий на загадочность, оборачивается пустотой. У девушки большие глаза, ближе к финалу она споёт - примерно такая глубина, если разобраться. Иногда некое оправдание происходящего сквозит в словах других героинь, но они больше заняты дегустированием тортов и поездками на рынок.
Альмодовар развлекается изо всех сил и внезапно подводит к лирической развязке (из солидарности скажем, она отвечает градусу безумия), тем не менее материал угнетает. На протяжении всей истории настоятельница принимает что-нибудь психотропное: один раз, и второй, и третий. Здоровье, говорит, позволяет. Это ли повод, спрашивается, наблюдать за этим полтора часа.
2 февраля 2012