Киноафиша Москвы

Фильм «Отвращение»

Repulsion (1965, Великобритания)

6.8
Кино: «Отвращение»
Кино: «Отвращение»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Андрей Плахов
отзывы:
69
оценок:
59
рейтинг:
201
9

Кароль (Денев), бельгийка, живущая с сестрой в Лондоне и работающая маникюршей, испытывает отвращение к еде и вообще ко всему плотскому. Когда сестра уезжает в отпуск и Кароль остается одна, квартира начинает наполняться звуковыми и оптическими галлюцинациями, а также вполне реальными мужскими трупами.

Первый кадр фильма вырастает из темного зрачка Кароль, увеличенного во весь экран, и так на все оставшееся время мы погружаемся внутрь героини, в обволакивающий мрак ее подсознания. Поляк Поланский сделал из своего первого западного фильма пособие по кинорежиссуре: применив систему ­подвижных разнокалиберных декораций и широкоугольных объективов, он блестяще расправился с экранным временем и пространством. Но выстроенный по всем правилам жанра психотриллер не стал бы ничем большим, если бы на главную роль режиссер не нашел идеальную исполнительницу — девушку с лицом ангела, способную зарезать мужчину бритвой. Денев в этой роли навсегда рассталась с имиджем хрупкой мечтательной добродетели. Хрупкость превратилась в болезненную худобу добровольной жертвы Освенцима, а романтическая мечта оказалась вытеснена в шизофрению и паранойю. Поланский, чья мать погибла в Освенциме, снял одну из самых пронзительных картин об отчуждении и страхе перед жизнью.

5

Отзывы пользователей о фильме «Отвращение»

Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
7

Девушка со странными глазами и своеобразным взглядом на внешний мир

Для середины прошлого века фильм, безусловно, ценен с точки зрения постановки сцен, подобранных декораций, размещенных в кадре предметов и пугающей эмоционально давящей тишины. Но вся эта попытка разобраться в собственных гештальтах и затянутость развития сюжета действуют как-то невероятно усыпляюще. Тогда все-таки снимали совсем другое кино... смотреть это кино сейчас - не просто.
Оценивая образ Кэрол так и хочется воскликнуть: "Дура! Идиотка!" Но Катрин при этом все равно невероятно хороша.

4
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Карол (Катрин Денев), вместе со своей сестрой, снимает квартиру в одном британском городке. Она – бельгийка, но приехала жить в Англию и работать в косметическом салоне. У ее сестры Хелены (Ивон Фурно) есть любовник, который иногда у них ночует, но вообще он – женатый человек, что, впрочем, не мешает ему отправиться с Хеленой загород на выходные. Сестра готовит Карол кролика, дает наставления заплатить за квартиру, да отчаливает, вопреки уговорам сестры не уезжать. Дело в том, что Карол уже чувствует себя очень странно – она видит отражение мужчин в зеркалах, странные тени, а разлом в асфальте на улице вводит ее в ступор. Но самое страшное происходит, когда она остается дома одна. Квартира буквально разваливается на части, стены покрываются трещинами, а из-за подпертой шкафом двери выбирается мужчина, который анально ее насилует. Ее случайный друг беспокоится о ней, как и ее начальница на работе. Но здравый рассудок красивой девушки, кажется, окончательно с ней распрощался.

Первый фильм Полански за пределами своей родины он снял в Британии, а не во Франции, как того хотел. Дело в том, что в это время он познакомился с бывшим поляком Джином Гутовски, который взялся продюсировать работы своего земляка, и ради этого они создали независимую студию Carde Films и первым ее фильмом должен был стать «Тупик», сценарий к которому Полански написал вместе с французским писателем Жераром Брахом, который негласно работал над сценарием и предыдущего фильма Полански – «Нож в воде». Однако денег на проект у них не было, поэтому было решено обратиться на британскую студию Compton Films, занимавшуюся производством сексплуатационных картин. Там сценарий Полански никому не понравился, но, так как его предыдущий фильм оказался номинирован на BAFTA, предложили ему снять что-то для их студии – какой-нибудь ужастик. Так режиссер начал работать исключительно ради денег на финансирование «Тупика» над фильмом, который в последствии станет одним из самых его знаменитых и интересных. Вот бы каждый коммерческий проект так начинался и заканчивался.

Как и многие знаковые фильмы из категории, близкой к ужасам середины прошлого века, «Отвращение» опирается в своей природе пугающего не на каком-то сверхъестественном начале, но на безумной игре подсознания и постфрейдистских прикладных идеях психоанализа, отталкивающихся, понятное дело, от эмоциональных переживаний на почве сексуальных проблем, в которых старшая сестра играет роль матери, а ее любовник – роль отца. Секс для Карол – это источник страха и отвращение, это заменитель тех самых сил зла, которые являются другой стороной конфликтов в более мистических фильмах. Она боится близости, и сама строит вокруг себя эмоционально-психическую ловушку, в которую попадает не только она, но и те, кто в этот момент находятся неподалеку.

В визуализации внутреннего мира безумия Карол, ее кошмаров, ее видений, Полански явно стилистически обращается к наследию экспрессионистов – декорация эстетики потока сознания Роберта Винне, урбанистическая социальная тревога Георга Гросса, визуальный и насыщенный деталями трагизм Макса Бекманна. Источник болезни Полански ищет именно в «здравом обществе», поэтому за подобные моменты визуального экспрессионизма некоторыми журналистами был поруган – слишком большое внимание визуальному воплощению кошмаров не способствует достижению тех целей, о которых сами критики помышляли.

На самом же деле «Отвращение» - это шедевр не только жанрового характера. Социально мрачный и безысходный, визуально находчивый и смелый, клаустрофобный по настроению и замечательно снятый со всех позиций искусства режиссуры, он дал еще и Катрин Денев одну из лучших, если не лучшую роль в ее жизни. Такой вы больше ее нигде не увидите. К сожалению.

2
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Увы, это скушный фильм. Он из тех, о которых много слышишь (в данном случае: ужаснайа-исторея-бландинки и всё такое), но которые при непосредственном знакомстве разочаровывают. Да и что можно выжать из этакой незатейливой историйки? Полански выжимает всё, что может, да только зачем он ваще взялся за эту историйку? Она разве что наглядно показывает, что в по-настоящему сумасшедших нет ничего человеческого, а значит – интересного. Денёв в который раз играет симпотную мышку-недотрогу, но теперь еще и конкретную ненормалку, неадекватку (до этого, оказывается, было всего-то полшага). И да, этот фильм очень простой, и мозг здесь не надо напрягать вот прямо ни разу, да можно и вообще смотреть, витая мыслями совсем в иных облаках. Причем трудно не повитать, ибо проникаться здесь чем-либо особо и нечем. То бишь это один из самых невыносимо медлительных и занудных объективно-хороших фильмов, как по мне.

2
Фото Kirill Zakharov
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
3
7

Пожалуй, самый простой и «линейный» фильм из т. н. «комнатной трилогии» Полански. Оговоримся: он в этой трилогии первый. Героиня Денев по имени Кэрол (при взгляде на нее в сознании иного обывателя сразу же вспыхнет диагноз – «дура» и «блондинка») работает в салоне красоты и постепенно просто-напросто сходит с ума (разумеется, на сексуальной почве), начиная уничтожать все, что движется, а точнее, приближается к ней. Кстати, она девственница (бежим читать розановских «Людей лунного света»). Вот и все, ничего более, но в этой простоте сила: именно такой нехитрый набор позволил Полански создать картину, которая спустя полвека не утратила ни красоты, ни пресловутой «актуальности», чего автор этих строк не может сказать о «Жильце», но это мнение спорно и требует отдельного большого и заумного разговора. Десять тысяч спасибо Катрин Денев, которая вытаскивает на себе весь фильм (как, например, малосимпатичный тяжеловоз Лора Дерн спустя годы и годы вытянул всю «ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ»), и которая, к слову, в будущем свой «блондиночный» опыт уж не рискнула повторять. Все псевдо-фрейдо-сюрреалистические образы, которыми Полански начинил картину, – трещины, руки, торчащие из стен (слизано у Жана Кокто, впоследствии взято на вооружение Марком Захаровым), – устарели, но «простецкая» игра Денев, без конца почесывающей носик – ни на йоту. Под занавес у зрителя возникает предсказуемый «куплет»: кто же более безумен – Кэрол, или мир, что породил ее безумие? Чарльз Мэнсон сотоварищи на этот вопрос постарался ответить своим. Возвращаясь к сказанному: все-таки бедный сюрреалистический мертвый кролик, которого Кэрол держит в своем доме, не устарел, но удостоился жизни после жизни. Спустя двенадцать лет он превратится в отвратительное и несчастное дитя Головоластика. Очевидно, что именно «Отвращение» послужило Дэвиду Линчу образцом для создания упомянутого шедевра.

1
Фото Ося Заставская
отзывы:
4
оценок:
7
рейтинг:
6
7

Об "Отвращении" с восхищением!

Вопреки своему названию картина тов. Полански вызывает у меня сплошные восторги. Аплодисменты режиссёру за сильный , магнетический фильм.
Брависсимо мадам Денёв за бесподобное воплощение образа Кароль, бельгийской эмигрантки приехавшей с сестрой в Лондон , скрывающей за ангельским ликом дьявольское безумие.
Красавица Кароль работает в салоне красоты, трудится на поддержание в порядке чужих ногтей. Работа её не радует. Жизнь её может показаться пресной, ведь этой барышне не интересны ни молодые люди, ни девичьи сплетни, ни танцы. Она стремиться домой, где её окутывают давно знакомые ей страхи и страсти, в которых она находит и наслаждение, и страдание.
Присутствие сестры помогает Кароль сдерживать чудищ, населяющих её подсознание, но как только сестра, прихватив любовника, отправляется в Италию, "плотину " прорывает и Кароль оказывается целиком во власти своих же собственных кошмаров. Гойя был абсолютно прав: "Сон разума рождает чудовищ"- и Кароль яркое тому подтверждение. Дни напролёт она ,не выходя из дома, лелеет свой бестиарий , взращивает своих демонов и уничтожает каждого, кто может нарушить эту её безумную герметичность.

Вот чем оборачивается красота и вот какая за красоту плата. Нужна ли такая красота? Спасёт ли она мир?

1

Галерея