Киноафиша Москвы

Фильм «Хеллоуин»

Halloween (1978, США)
6.5
оценить
Кино: «Хеллоуин»
Кино: «Хеллоуин»

Классический ужастик Джона Карпентера про маньяка на воле

В ночь перед Хеллоуином из сумасшедшего дома сбегает Майкл Майерс, 15 лет назад убивший собственную сестру и признанный невменяемым. Оказавшись на свободе, он начинает убивать жителей небольшого городка.

Актеры

Режиссер фильма «Хеллоуин»

70 лет Фильмов: 20

Карпентер всегда любил вестерны, но дебютировал с научно-фантастической комедией «Темная звезда», сценарий к которой написал автор «Чужого» Дэн О’Бэннон. Через пару лет режиссер снял свой первый шедевр — триллер «Нападение на 13-й участок», вдохновленный вестерном «Рио-Браво» Говарда Хокса. В нем режиссер продемонстрировал свое, пожалуй, главное умение: при минимальном наборе художественных средств добиваться грандиозного эффекта. Того же эффекта он добился в слешере «Хеллоуин», в котором саспенс создавался только за счет напряженной музыки (фирменный карпентер-кор) и геометрии пространства. Впрочем, режиссер преуспел не только в хоррорах («Туман», «Нечто», «Кристина», самый страшный фильм на свете — «В пасти безумия»), но и в сердитой и постапокалиптической фантастике: «Побег из Нью-Йорка», «Чужие среди нас», «Побег из Лос-Анджелеса». Не все картины Карпентара были удачными, как в финансовом, так и в художественном плане («Элвис», «Проклятие деревни Мидвич», «Вампиры»), но Карпентер не боялся экспериментировать и мог снять как крайне лиричное («Человек со звезды», «Воспоминания человека-невидимки»), так и гомерически смешное кино («Большой переполох в маленьком Китае»). В нулевые он практически оставил режиссуру и сделал разве что «Призраков Марса» да две по-хорошему сумасшедшие серии для хоррор-альманаха «Мастера ужасов» («Сигаретный ожог» и «Дитя тьмы»), а в десятые — скромную по художественным амбициям, но виртуозную по исполнению «Палату». Зато Карпентер не оставил сочинение музыки — и с разницей в год выпустил две пластинки: «Lost Themes» и «Lost Themes II».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1177
оценок:
808
рейтинг:
18263
9

В канун Дня Всех Святых 1963 года в городке Хэддонфилд шестилетний Майкл Майерс зарезал сестру кухонным ножом. 15 лет спустя, и опять же на Хеллоуин, Майкл (Моран) сбегает из психушки и возвращается на малую родину — где дети обходят стороной заколоченный дом Майерсов, а отец старшеклассницы Лори (Ли Кертис) пытается его продать. За беглецом устремляется психиатр Лумис (Плезенс), не без оснований называющий своего пациента «оно».

Равно обязанный итальянскому жанру джалло и Хичкоку, Карпентер у первого позаимствовал тематику и приемы (скажем, любовь к субъективной камере), а у второго — отточенность формы и главное правило: чем меньше показываешь, тем лучше. Если не считать пролога, Майкл как следует возьмется за нож, лишь когда фильм сильно перевалит за экватор, а его лицо мы мельком разглядим и вовсе за пару минут до финальных титров.

Саспенс образуется не из поступков, а из их ожидания: злодею достаточно иногда появляться где-то в глубине кадра, а остальное сделают пульсирующая тревогой музыка, настойчиво опадающая листва и непреходящий ужас в глазах старого доктора — единственного, кто понимает, что происходит. Характерно и то, что девушка с самой красивой фигурой (собственно Джейми Ли Кертис, за старт карьеры которой Карпентеру полагается отдельный памятник) одна среди своих подружек так и не снимет блузку, дразня исключительно очертаниями. Даже крови в «Хеллоуине» почти что нет. Ну да ничего: полдюжины продолжений, полсотни подражаний и бесчисленные слэшер-франшизы 80-х, выросшие из этой картины, с лихвой компенсируют ее ледяную сдержанность.

4

Отзывы пользователей о фильме «Хеллоуин»

Фото Андрей Александрович
отзывы:
213
оценок:
653
рейтинг:
511
5

Фильм стал уже классикой - наивной и, наверное, с точки зрения современных хорроров, милой и доброй.

Проказник из психушки, бродящий по ночному городу, неуклюже, в сравнении с прыткими монстрами и маньяками двухтысячных вламывающийся в дома
.
Непонятно, как он находит жертвы - с его скоростями и координированностью движений он вряд ли мог в реале справится даже с паралитиком.

Подростки - которые как всегда развлекаются на кровати, не подозревая, что где-нибудь рядом тихо посапывает их кирдык.

Кертис - которая бегает от маньяка по темным комнатам, а там где горит свет - специально гасит его - для пущего веселья, наверное.

Которая постоянно гасит чем-нибудь этого психа и, уверенная что дело сделано, оставляет у его тела нож или другой острый предмет.
Псих, что характерно, всякий раз очухивается и начинает снова гонять за Кертис с очередной заточкой по дому.

В семидесятые все это смотрелось ново, остро, а теперь кино можно смотреть чисто из социокультурного интереса - типа чем пугались родители.

Ну и оценить прогресс, за тридцать лет измеряемый в геометрически выросшем в современных фильмах количестве трупов, декалитров крови, в новых способах умервщления (старичок из Хелоуина не может придумать ничего оригинальнее, чем зарезать или придушить), ну и в тупости главных персонажей, которая даже в сравнении с кретинической героиней Кертис покорила новые высоты.

Карпентер - один из первопроходцев жанра, а сам фильм можно рассматривать теперь, как пожелтевшую классическую книжку, многим правда неинтересную.

1
Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
646
оценок:
4683
рейтинг:
1160
9

«Хэллоуин» у истоков

История про маньяка в спецовке и лютой маске с лицом Уильяма Шатнера. С Майком Майерсом, как и с терминатором, нельзя договориться, он не испытывает боли, сострадания, страха и ни за что остановится, пока его младшая сестра Лори Строуд не будет мертва. «У этого маньяка совершенно нет никаких чувств, и это пугает больше всего», — говорит Джош Хартнетт, сыгравший в «Хэллоуине: 20 лет спустя» сына Лори Строуд. А режиссеры франшизы — ее создатель Джон Карпентер и последователь Стив Майнер — идут дальше и называют Майка просто «чистым Злом».

Да, Майк Майерс — чистое Зло. Но что же сделало его таким? Первый вариант биографии маньяка, показанный в фильмах «Хэллоуин» (1978), «Хэллоуин-2» (1981), «Хэллоуин: 20 лет спустя» (1998) и «Хэллоуин: Воскрешение» (2002), не предполагает точного ответа на этот вопрос. Очевидно, что мальчик, который в детстве заколол старшую сестру кухонным ножом, просто сошел с ума. В ремейке «Хэллоуина» 2007 года Роб Зомби честно попытался понять причину его психологического расстройства, поэтому, в отличие от Карпентера, растянул экспозицию фильма с 5 до 40 минут. По версии Зомби в проблемах Майерса оказались виноваты мать-стриптезерша, отчим и старшая сестра, которые не очень хорошо с ним обращались в детстве.

Другое дело — «Проклятие Самайна». Намеки на то, что оно одолевает Майка содержатся в телеверсии первого «Хэллоуина». Ну а в «Хэллоиуне-6: Проклятие Майка Майерса» все проговаривается прямым текстом. Согласно легенде, в канун Дня Всех Святых духи Самайна выбирают первенца, который должен истребить свою семью и насытить обитателей Царства Морриган. Этим ребенком, отмеченным знаком в виде руны Торна, оказывается Майк. Данная версия разрабатывается с четвертой по шестую часть «Хэллоуина», а также в многочисленных книгах и комиксах по его мотивам. Плюс в нее вписывается «Хэллоуин-3: Время ведьм» (1983), никак не связанный с историей Майерса. Напомним, что по его сюжету ирландский производитель игрушек по имени Конэл Кохран (Дэн О’Херлихи) помещает в хэллоуинские тыквоголовые маски специальные чипы, которые заполняют головы детей жуками, змеями, тараканами и прочей мерзостью. В такой изощренной форме злодей приносит свою жертву алчущим духам Самайна.

0
Фото Сергей Павлов
отзывы:
206
оценок:
206
рейтинг:
86
9

Уникальный, исключительный во всех смыслах фильм ужасов, в котором режиссер овладел техникой саспенса в абсолютном, недостижимом совершенстве.Атмосфера страха идет извне-она не от отдельного персонажа, а как бы разлита в воздухе, поскольку Майкл Майерс-это даже не живое существо, это просто метафора зла, которое совершенно непобедимо и неубиваемо.

0
Фото Иван Васильевич
отзывы:
410
оценок:
490
рейтинг:
179
3

Считается родоначальником жанра слешеров, но по мне очень уж затянутый и скучный фильм. В середине уже ждёшь, когда же маньяк начнёт убивать героев, потому что они своей унылостью наводят тоску. Ну и конечно же банальные ошибки жертв ужастиков про маньяков - убегать, загоняя себя в угол; ударить противника, и не проверить, умер он или нет; спуститься ночью в тёмный подвал, где не горит свет и т. д.

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
9

Настоящий отец и мать всех слэшеров, что в конце 80-х наводнили киноэкраны и до сих пор никак не могут успокоиться. При всем этом, это лучший слэшер, что был снят вообще. Увы, судьба жанра не так радужна, как то казалось по началу, когда в конце 70-х на свет появился смелый и неожиданный независимый «ужастик» малоизвестного андерграундного и «эксплуатационного» режиссера, о сбежавшем из психиатрической больнице пациенте Майке Майерсе, который в возрасте шести лет в канун Дня всех святых вырезал собственную семейку и теперь намерен вернуться в родной город, где его целью становится местная девчонка по имени Лори (Джейми Ли Кертис), совершенно обычная девушка, подрабатывающая, как и все ее сверстницы, тем, что сидит нянькой с чужими детьми. Во время одного из таких вечеров она видит, как на ее подругу нападает странный человек в маске и уносит труп в дом напротив. Как оказывается, это первая из череды убитых подруг девушки. Тем временем, в город приезжает доктор Лумис (Дональд Плезенс), пытающийся поймать опасного пациента.

В конце 1977 года Джон Карпентер познакомился с продюсером Ирвином Ябленсом из небольшой студии Compass International, что удачно занималась прокатом его предыдущего фильма «Нападение на участок 13» в Европе, где фильм оказался гораздо популярней, чем у себя на родине. Ябленс предложил Карпентеру снять эксплуатационный фильм про маньяка, который терроризирует группу подростков-бейбиситтеров (первая идея была назвать фильм «Убийца бейбиситтеров»), тому идея понравилась не очень, но, так как предложениями его никто не заваливал, он решил за проект взяться при двух условиях – продюсеры абсолютно не вмешиваются в съемочный процесс и для фильма он пишет музыку сам. На ультиматум согласились и выделили бюджет в 300 тысяч долларов.

На роль доктора Лумиса сначала хотели Кристофера Ли, но когда тот отказался, за нее взялся Дональд Плезанс, которого уговорила дочка, которой очень нравился фильм «Нападение на участок 13». Кстати, в этом имени «Лумис» скрывается практически все то, что пытался сделать Карпентер с фильмом – а именно поставить фильм в лучших традициях Альфреда Хичкока и его «Психоза», ведь именно так звали героя Джона Гэвина. Весьма примечательно, что много лет спустя в большом оммаже Сэма Рэйми всем культовым слэшерам тоже появится Лумис, то есть этакий привет привету. Другой отсылкой к «Психозу» является тот факт, что на главную роль взяли Дженнифер Джейсон Ли - дочь Джаннет Ли - актрисы, которая сыграла там Мэрион Крейн. Как показывает история, с этого начался ее путь в жанр ужастиков, а потом и в большое кино.

Не менее важным участником съемочного процесса был оператор Дин Канди, который впоследствии стал постоянным оператором Карпентера, а для «Хэллоуина» оказался очень важным членом группы, так как именно визуальный ряд, построенный на тенях, игре со светом и тьмой, тонком ощущении времени суток, нагнетал больше саспенса и тревоги, чем сцены насилия, которых режиссер настолько умело избегал, что фильм стал новым словом в жанре и до сих пор мало кто может похвастаться таким мастерством. Причем снимали довольно быстро – время Плезанса было ограничено, и дневные натурные съемки делались в Пасадене, вопреки тому, что события фильма проходят в Иллинойсе и Канди пришлось повозиться, чтобы постараться не зацепить камерой пальмы. Кстати, снимали все дорогущими «панаглайдами» (предтечи «стедикамов»).

Калифорнийские пальмы, впрочем, были не единственной проблемой. Дело в том, что снимали фильм по весне и ни о каких тыквах речи идти не могло, поэтому пришлось делать искусственные. Большой проблемой стал и поиск маски для Майка Майерса. Первоначально хотели одеть ему клоунскую, но потом купили за пару баксов маску капитана Кирка из «Стар трека», вырезали в ней глаза пошире и раскрасили в ярко-белый свет так, чтобы она вызывала должный ужас, когда медленно появлялась из тьмы. То, что Уильям Шатнер страшней любого клоуна – в этом что-то есть, правда. Кстати, с вопросом испуга тоже было не все так просто. Первый показ, еще без саундтрека, выявил, что фильм получился интересный, но совсем не страшный. Тогда Карпентер засел со всей серьезностью и написал саундтрек, ставший на одну доску с музыкой для «Психоза», «Суспирии» и «Изгоняющего дьявола», а те люди, которые возмущались тому, что фильм совсем не страшный, на этот раз от ужаса выбегали из зала, кляня на чем свет, режиссера.

Примерно такая же реакция протекала и в кинотеатрах всей страны, куда фильм попал довольно быстро, вопреки не очень дорогой рекламной кампании. Критики изначально воспринимали фильм довольно прохладно, пока не подтянулись такие зубры, как Том Аллен, Роджер Эберт и Джин Сискел, которые не сговариваясь, объявили фильм шедевром, революцией и пиршеством вкуса. Довольно быстро «Хэллоуин» стал культовым фильмом и принес прокатчикам почти 60 миллионов долларов по всему миру, то есть по 200 долларов на вложенный. Такого успеха не было ни у «Психоза», ни у «Изгоняющего дьявола» (пусть и за счет маленького бюджета). А учитывая, что фильм еще и был сделан в срок – все вокруг поняли, что с Карпентером не только можно, но и нужно иметь дело. Так режиссер стал лакомым кусочком для больших студий, о чем он так долго мечтал.

Сам же фильм, как это всегда бывает с инди-хитами, моментально стал образцом для подражания и породил целый жанр, который меткие журналисты назвали «слэшером». На протяжении долгих десятилетий позже в прокате каждый год появлялись фильмы, эксплуатирующие идеи, заложенные в «Хэллоуине». И пусть сам «Хэллоуин» до некоторой степени сюжетно напоминает «Черное рождество», что было за несколько лет до этого, однако уровень фильмов и огромные отличия как в тематических, так и в стилистических моментах, делают спор о том, является ли «Хэллоуин» плагиатом – софистикой.

Почти сразу по выходу, Дебра Хилл и Джон Карпентер заявили, что никаких продолжений не будет, однако финансовая сторона вопроса настолько решала, что довольно быстро «Хэллоуин» превратился в одну из самых длинных и успешных франшиз в жанре ужасов, которая с переменным успехом и частичным участием оригинальных авторов, тянется до сих пор. Сам же Карпентер принимал участие в ее жизни лишь только в качестве продюсера или, в лучшем случае, сценариста. Однако такого же уровня мастерства, свежести и напряжения не могло достичь ни одно продолжение. Хотя это можно сказать ровно о любом «слэшере», что вышел после.

0

Галерея