Психологический триллер про скромного парижского клерка с польским акцентом и приступами легкого аутизма, которого непонятно за что травят и сводят с ума соседи.
Триллер |
18+ |
Роман Полански |
26 мая 1976 |
2 часа 5 минут |
Известно, что лучший способ найти квартиру — по некрологам в газете. Но героям Поланского не везет — Розмари досталась проклятая жилплощадь, а поляк Трелковский (Поланский) поторопился: хозяйка его новой парижской квартиры, выпрыгнув из окна, не совсем умерла и теперь необъяснимо вынуждает жильца повторить свою траекторию.
Еврейский мальчик, скитавшийся в войну по католической польской глубинке, а потом — выходец с Востока, приехавший на Запад его покорять, Поланский наконец снял фильм о чем-то необычайно для себя важном — об ужасе быть другим. Конечно, это должен был быть смешной фильм: если не смеяться, можно сойти с ума. И конечно, Поланский никому не мог доверить роль ни в чем не повинного чужака, чье падение в пропасть вызывает гомерический хохот (до него то же можно было сказать лишь о Бастере Китоне). Чтобы это сыграть, ему пришлось потерять беременную жену, бежать от суда из Америки и оказаться в Париже, всегда напоминающем тебе, что ты иностранец. После таких приключений источником кошмара становится все: консьержка (Уинтерс), хозяин (Дуглас), соседи, кошки, дети, все, что движется, все, что есть. «Жилец» — фильм ужасов о том, что жить вредно. Утомленные культурой французы и так это знали, но потребовался нахальный чужак, беглец из Нового Света и свидетель Освенцима, чтобы показать им, что все эти их Сартры — никакая не драма, а смешная (чем безысходнее, тем смешнее) комедия.