Фильм

Фильм Сияние

The Shining (1980, США, Великобритания), IMDb: 8.4

Выбор «Афиши»
8.3
8.4
Сияние – афиша
1/25

Триллер Стэнли Кубрика по роману Стивена Кинга

Экранизация романа Стивена Кинга про незадачливого писателя, который в мертвый сезон поселяется вместе с женой и сыном в опустевшем горном отеле, где злобные призраки сводят его с ума и превращают в кровожадного убийцу.

СтранаСША, Великобритания
Продолжительность2 часа 24 минуты
Дата выхода12 июня 1980
Возрастное ограничение16+
Нью-йоркский еврей, затем перебравшийся в Великобританию — и оставивший глубокий след в мировом кинематографе. Еще в школе увлекся фотографией и, в конце концов, стал штатным фотографом журнала Look. Но настоящей страстью Кубрика было кино. Он начал снимать в 23 года, а на его визуальный стиль особенно повлиял Макс Офюльс. Самобытность Кубрика, пожалуй, заключается в том, что он, как и Бергман, всегда был режиссером-одиночкой: его нельзя отнести ни к классикам авторского кино, ни к нью-йоркским телевизионным режиссерам, пришедшим в кинематограф в 50-е и 60-е годы, ни к режиссерам Нового Голливуда. А гений Кубрика состоит в том, что он отчетливо понимал, что хоть кино делают свет и звук, не стоит забывать и про драматургию — в основе большинства его фильмов лежит какое-то литературное произведение. При этом Кубрик увлекался не только литературой, но и живописью, классической музыкой. Саундтрек «2001 год: Космическая одиссея», например, целиком состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Именно «Одиссея», к слову, стала опус магнумом Кубрика. В этой грандиозной научно-фантастической картине, похожей на духовный опыт, режиссер достиг невиданных высот профессионального мастерства, хоть и был за это прозван холодным формалистом. Действительно, Кубрику претили идеалистичность и сентиментальность (поэтому он отрекся от «Спартака») — и больше были присущи мрачная сатира и социальный пессимизм, смешанные с гротеском и абсурдом. Таковы, например, «Доктор Стрейнджлав», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка». Тем не менее непонятно, как после «Лолиты» и «Барри Линдона» кто-то способен обвинить его в бесчувственности. До сих пор перфекционист Кубрик, попробовавший себя в самых разных жанрах (от нуара «Убийство» до хоррора «Сияние») и привнесший что-то новое в каждый из них, остается одним из влиятельнейших кинематографистов на свете. Многие мечтают, а кому-то даже удается (Кристофер Нолан, Дэвид Финчер) быть похожими на него. В целом это очень понятное и распространенное, но крайне трудновыполнимое желание — быть Стэнли Кубриком.

Рецензия «Афиши» на фильм «Сияние»

9

Писатель Джек Торранс (Николсон) с женой и сыном отправляется зимовать в пустой отель «Оверлук» в заснеженных горах Колорадо. Но вместо того чтобы в уединении писать новый роман, Торранс-старший раз за разом отбивает на машинке фразу «Джек работает, а не играет, он становится скучным и вялым». А потом, подначиваемый незримыми «другими», берется за топор.

Один из нечастых фильмов ужасов, страх от которого не сглаживается от повторных просмотров. Каждый визит в «Оверлук» происходит как в первый и последний раз. И никто еще не выходил живым из этих коридоров. В первую очередь — сам Стивен Кинг, автор книги-первоисточника. Сработав идеальную экранизацию, Кубрик вывернул кинговские идеи наизнанку, нена­вязчиво сместив акценты. В романе «Оверлук» был типичным замком с привидениями. У Кубрика же все безумие идет изнутри, набухает в бездонных блюдцах николсоновских зрачков. Может, не было никаких привидений, Торранс сам выдумал себе их, дорвавшись до бурбона и одурев от невозможности написать нечто осмысленное. Но бенефисный делириум Николсона не смягчил писателя. Кинг говорил: «Фильм получился изумительно красивым, но это чисто внешнее, как роскошный автомобиль без мотора. В нем приятно посидеть, можно включить радио, подержаться за руль, но на нем никуда не приедешь».

А ехать никуда и не надо. Потому что едва ты сел в этот экипаж, дверцы захлопнутся сами собой, а салон медленно, но верно заполнится кроваво-красным.

1 мая 2006
7

Фильм этот многие считают лучшей экранизацией Стивена Кинга, и, пожалуй, я склонен присоединиться к этому мнению. Стенли Кубрик провел огромную работу (некоторые сцены потребовали больше сотни дублей) и добился впечатляющего результата. Залогом успеха стали, конечно, актерские работы.

Николсон и сам по себе внешность имеет довольно специфическую, а в роли Джека Торренса он, похоже, оторвался по полной, кривляясь и гримасничая вовсю. Посмотреть фильм стоит хотя бы ради того, чтобы пронаблюдать, как по ходу действия у главного героя сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее съезжает крыша, пока, наконец, не отправляется в свободный полет - подальше от этого неприятного типа. Шелли Дюваль в роли жены Джека тоже точно попадает в роль. Болезненного вида дамочка, бледная, малохольная, которая оказывается вынуждена выполнять все обязанности сбрендившего мужа. Мальчик Дэнни Ллойд, сыгравший их сына, как пишут на IMDB понятия не имел, что снимается в фильме ужасов, однако и его образ более чем убедителен.

Особых визуальных эффектов в фильме нет, если не считать несколько раз повторяемой сцены с морем крови, заливающим холл гостиницы. Искусный грим и монтаж заслуживают похвалы. Звуковое оформление фильма очень способствует нагнетанию обстановки - когда, судя по музыке должно произойти что-то уж совсем страшное, всего-навсего появляется титр "вторник" или "среда". Это впечатляет.

Фильм был снят в 1980 году, и очень интересно пронаблюдать, как некоторые его идеи активно теперь эксплуатируются другими маститыми (и не очень) режиссерами. Например, маленькие мертвые девочки, которые теперь кочуют из одной ленты в другую. Или вот финальная сцена погони безумного Джека за сыном Дэнни по зимнему лабиринту оч-чень перекликается с финальной сценой погони капитана за Офелией из "Лабиринта фавна". Так что с точки киноманской зрения фильм безусловно заслуживает просмотра.

25 февраля 2008
5

Классику надо смотреть, но что делать, если эта классика уже давно морально износилась? Этот вопрос меня не отпускал до самой середины фильма, после чего я выключила этот "шедевр" и начала смотреть более современный фильм, который вызывал положительные эмоции в отличии от "Сияние".
Плюсов у фильма не много, а точнее он один. Это первоклассное качество съемки. В то время, как в России снимали "Шурик" и "Операция Ы", считая это шедевром. В США уже брали шедевральные планы с воздуха и бесподобные природные картинки с земли. Да, от этого невозможно оторваться. Но все остальное - сплошной провал.
Стивен Кинг крутой парень, но с этим фильмом что-то пошло не так с самого начала. Если говорит к примеру о не менее старом фильме "Мизери", я не просто досмотрела его до конца, я с самого начала и до финала пребывала в полнейшем шоке, восторге и несказанном ожидании развязки. Тут же, мне все время было очень грустно и скучно.
Если перечислить минусы, то это будет неудачный актерский состав. Зачем вы взяли на главную роль Шелли Дюваль? Боже, даже если бы ее двадцать пять маньяков одновременно мочили бы, мне было бы не жаль ее. Каждое ее появление в кадре вызывало во мне смех и ярость. Зачем делать крупные планы столь крупного и выразительного лица? Все ее лицо состояло из огромных глаз и не менее огромных зубов. Я понимаю, что необычность это здорово. Но когда необычность превращается в откровенное уродство, это не есть хорошо.
В общем фильмом мы не довольны, рекомендовать никому не могу.

7 января 2016
1

я, как фанат Стивена Кинга заявляю, что этот фильм,снятый Кубриком -- дерьмо полное!
Мало того, что в фильме есть много несовпадений с книгой, так и концовка фильма полностью не соответствует с книгой! Фильм Кубрика --- жалкое искажение романа великого мастера ужасов и триллеров!
я могу много привести примеров несовпадений, но я этого делать не стану! прочтите книгу "Сияние" и посмотрите фильм "сияние" кубрика!

5 марта 2009
Эпично
Страшно
Стоит увидеть
9

Ставшая классикой вольная экранизация раннего Кинга, ярко иллюстрирующая и первое правило супружества из «Бесов» Достоевского: «Никогда не доводи до последней черты». В списке жути линейка мимических способностей Николсона уделывает девочек кровавых и милые спецэффекты 1980 года.

9 февраля 2021
9

Попугать без крови – вполне. Просто нужен взгляд Джека Николсона. Как он смотрит!! Одни подымающиеся брови чего стоят. А как он идет по коридору и вскидывает руками.. словно тиран в своем средневековом замке. Отель – идеальное место действия.
- Я люблю его, - и высовывает язык, облизывает губы и озирается. Это просто написать. А они смогли сделать это похоже. Мальчик катается и слышно, когда машина едет по ковру. Как-то запомнилось. Девочки эти жуткие, к счастью, мне не приснились.
Печатная машинка – хорошо. Она склоняется над ней. Зрителю дают время подумать. Рукопись с одной и той же фразой – куда лучше «рукописи не горят».
Разбиение на главы оч справедливо. И эта пауза между частями дает мгновение опомниться и вновь погрузиться в ужас и его ожидание. Финал – бал. Музыка на титрах. Качественный фильм от первого кадра (эти пейзажы) до титров включительно.
А вы бы поселились в отеле в 237 номере?

16 ноября 2008
Все отзывы
Материалы о «Сияние»
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
10
возвышенных хорроров, опередивших свое время
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
15 любимых кинозлодеев
15
любимых кинозлодеев
15 любимых кинозлодеев
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Лучшие фильмы про призраков
Лучшие фильмы про призраков
Лучшие фильмы про призраков
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость