Киноафиша Москвы

Фильм «2001 год: Космическая одиссея»

2001: A Space Odyssey (1968, США, Великобритания)

6.9
0:00 / 0:00
0:00

2001 год: Космическая одиссея

Смотреть трейлер

Фильм Стэнли Кубрика по роману Артура Кларка.

На борту межпланетного корабля, летящего к Юпитеру, выходит из подчинения компьютер, искусственный интеллект, управляющий миссией. Он уничтожает весь экипаж кроме командира корабля, которому удается отключить компьютер.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
235
9

На заре истории таинственный черный монолит научил обезьян строить и убивать, превратив их тем самым в людей. В 2001 году другой монолит, найденный на Луне, приказал людям лететь к Юпитеру, навстречу новым превращениям.

Черный монолит — так можно определить и саму «Космическую одиссею», угрожающую, монументальную, бесчеловечную и почти бессловесную вещь в себе, излучающую холодное, таинственное свечение. Здесь все впервые: первый мятеж компьютера, отрубающего космонавтов от систем жизнеобеспечения; первый психоделический трип в туннеле из звуков и красок; первое слияние пространства и времени, в точке которого астронавт встретит себя нерожденного и себя же, испускающего последний вздох. Вселенная Кубрика живет по законам ницшеанской музыки Рихарда Штрауса: корабль Discovery с безмерно одиноким и безмерно сильным астронавтом кружится в галактическом танце помимо своей воли, как кружатся звезды и планеты. И точно так же подчиняется уверенной и холодной режиссерской воле зритель, совершающий космический вояж, из которого он если и вернется, то превращенным — то ли в сверхчеловека, то ли в убитый, но воскресший, как подобает богам, компьютер.

Отзывы пользователей о фильме «2001 год: Космическая одиссея»

Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
656
оценок:
4514
рейтинг:
1165
9

Час «Дискавери»

История человечества оказалась неразрывно связана с чёрным, как смоль, монолитом. Он, по сути, сделал из обезьян homo sapiens, а в 2001 году дал недвусмысленно понять, что ответы на загадки Вселенной лежат рядом с Юпитером. Поэтому туда отправился космический корабль «Дискавери», ведомый капитаном Дэйвом Боуманом (Дулли) и – позже – взбунтовавшемся искусственным интеллектом, суперкомпьютером HAL 9000.

Смерть и рождение – восьмое (и главное) чудо света. Сошедший с ума суперкомпьютер («Хай, Дэйв!») – первое восстание машин. Просмотр «Одиссеи», что сеанс на «Дискавери» (телеканале, а не корабле) – также увлекателен, хоть и менее понятен. Сюрреализм, который Кубрик приберёг к ближе к финалу, настоятельно не рекомендует рассматривать эту картину только как сай-фай ленту. Точнее он вообще не предусматривает того, чтобы кто-то классифицировал её как научную фантастику, так как темы, поднятые в ней также необъятны и широки, как космос, как Вселенная, как человеческий разум. Поэтому их так тяжело называть своими именами. Как подобрать слова к тому, что не имеет определения? Кубрик бросил своего астронавта в пустоту: туда, где нет законов физики, математики и термодинамики. Туда, где всё возможно. А когда всё становится возможным, наверное не так уж страшно переродится, чтобы в космическом пузыре вернуться туда, откуда ты начал свой путь. Домой. На Землю.

Фото Дмитрий Вильмс
отзывы:
10
оценок:
10
рейтинг:
2
1

Жуткая хуйня, но снята она намеренно, чувак одновременно издевался не только над мировой космонавтикой – мастряча «лунные полеты» - но и над кинематографом тоже. Мол, люди - это какашки в целлулоидной обертке, болтающиеся в невесомости и пустоте. Специально выбрал деревянных антиактеров… 68 – это же год очень дерзких революционеров – групповухи, ЛСД…; режиссер явно из этой серии. Просмотреть все не смог – уже после обезьян мое терпение было на исходе, но в целом не думаю, что он там еще какие-то подмигивания и мерзкие притчи запрятал (а только поэтому я его фильмы и смотрю) – так, что-то в духе Станислава Лемма, тогда космические фантазеры пели как соловьи… Тренировался…; может, в соседних павильонах снимал и «реалити», и эту хуйню. Может, даже отходы основного производства…
Ему пришлось пропитаться космической тематикой – которую он, скорее всего, ненавидел – поэтому до кучи снял и фильм. «Не зря же я пропитывался!» Только эту пропитанность и можно заметить. Например, звуки – конечно, в НАСА их тоже отрабатывали…
Есть, понял идею: «в 2001 году я бы снял вам вот такой полет на планеты, чуваки! Все в цвете, не такое говно-картинка, как «на Луне»»
Не специально ли ручка в «невесомости» у него летает идеально, а стюардесса явно имитирует? Мол, невесомость – для кино это простой фокус…
В биографии прочел, что все фильмы этого режиссера являются экранизациями – как и «Луна»!
И еще - оказывается, наш Стэнли тоже жиденок. Причем, с крайне скверным характером…
К обезьянам прилетела мерзкая черная геометрия – «космическая эра»…; даже не скрыто, что это декорация, картонка…
На данный момент меня стала мучить другая загадка: как эта бездарь сняла два шедевра, непохожих и друг на друга, и на остальные поделки Кубрика? Я имею в вижу «Барри Линдон» и «Заводной апельсин»? Да и «Цельмоталлическая оболочка» слишком хороша для того, чтобы он ее сделал в одиночку… И случайно ли его сотрудничество и близкая дружба с другим знаменитым евреем, Спилбергом, которого я давным-давно считаю хозяином кинофабрики, а не режиссером…

Фото Сергей Лужнов
отзывы:
37
оценок:
54
рейтинг:
62
9

Как далеко шагнули мы от обезьян? Как далеко шагнули мы от обезьян. До наскучившей туристической базы "Луна". До крайних границ солнечной системы. А обезьяны никуда не шагнули. В эволюции ли дело? Так ли она неизбежна и полагается ли она каждому живому существу? Какой смысл кроется в жизненном цикле? А может смерть - всего лишь дверь?

Человечество ещё не раз столкнётся с чем-то, что нельзя изучить разобрав или просверлив. С чем-то, что является одновременно и вопросом и ответом. Люди создавшие искусственный интеллект ещё не раз прочувствуют, переживут его разницу с настоящим великим разумом. Загнанный в тупик из нескольких директив самый совершенный из компьютеров HAL 9000 принимает решение пренебречь живыми людьми, потому что понимает, как важна эта миссия. Но лишь живой и отважный человек способен постичь её в том виде, в котором она существует с начала времён.

Безупречная реализация концептуальной фантастической картины. Строгие сценарные линии, пропитанные очевидной тайной, в которую веришь только с позволения режиссёра. Музыка двух космических крайностей. Стэнли Кубрик в очередной раз показывает миру, что технологии не имеют значения, если не снимать ничего лишнего.

Фото belomor3k
отзывы:
102
оценок:
113
рейтинг:
101
7

Фильм революционный в кинематографе. Не зря он до сих пор волнует умы и сердца зрителей. Даже в 2009 году он смотрится достаточно достоверно, хотя местами своими спецэфектами вызывая добрую улыбку иронии. Для 1968 года это прорыв. Как в техническом плане киносъёмки, киномонтажа, футуристических декораций, имитации невесомости и фантазий на тему конструктивных особенностей космических кораблей будущего, так и в широте идейно-сюжетного охвата жизненных тем – первый шаг от примата к человеку, контакт с внеземной цивилизацией, бесконтрольность искусственного интеллекта...

По моему мнению Стенли Кубрик этим фильмом и введением про неандертальцев хотел показать нам, что мы, в масштабах истории вселенной, так и находимся на слишком примитивном уровне развития для встречи с внеземным разумом, что мы не готовы, не справимся мы с объёмом и формой этого контакта, визуализировать который режиссёр пытался через психоделический полёт фантазии Фрэнка при приближении к Юпитеру.

Так же в фильме рассматривается идея взаимодействия человека и компьютера, который «никогда не ошибается» и на который возложена ответственность за жизни людей. Не зря этот сосуд искуственного интеллекта назван ХЭЛ-9000, ведь именно так по английски звучит слово «ад»... Именно он стал прародителем небезызвестной матрицы, просто в матрице ему дали развернуться по полной, но основы своего поведеия и мотивации мизантропической машине заложил Стенли Кубрик в «Одиссее».

Медленная, вдумчивая, эпохальная, как и музыкальное сопровождение к ней, созерцательная картина, которая лежит в основе (как идейно, так и хронологически) всей кинематографической научно-космической фантастики.

9 из 10.

Фото Alex
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2
9

Этот шедевр лучше смотреть в одиночку,но на большом экране. Чтобы танец между звезд смотрелся в большом размере...так реалистичнее и точнее. Чтобы не хрустели и не ржали рядом:) Чтобы собственный мозг отключился от действительности и полностью сконцентрировался на картине и звуке. Трех часов вполне достаточно чтобы успеть почувствовать и потом переживать сцену за сценой пока тебя везут куда-то из кино...или дома оторвавшись от экрана побыть в тишине..."волшебный луч, в кромешной тьме - спасибо тебе":))))

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Каравелла DDC»

На борту межпланетного корабля, летящего к Юпитеру, выходит из подчинения компьютер, искусственный интеллект, управляющий миссией. Он уничтожает весь экипаж кроме командира корабля, которому удается отключить компьютер.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить