Визионерский эпос от титулованного режиссера, который первым в Голливуде догадался, что космос — синоним одиночества. Открывающие двадцать минут «Одиссеи» играет Штраус, а на экране копошатся обезьяны. Затем сюжет уносит зрителей в космос, где говорить без дела как-то не принято. А заканчивается фильм психоделическим трипом, который уносит происходящее «за бесконечность» и показывает рождение ницшеанского сверхчеловека. Говорить про «Одиссею», не употребив слова «гениальный», «великий», «жанрообразующий», довольно сложно. Действительно, за 50 лет о фильме Кубрика было сказано и написано примерно все, поэтому даже в 2021-м не знаешь, с какой стороны к нему подступиться. Остается только одно — смотреть. И для любой картины это лучшая рекомендация.
Необходимый дисклеймер: После событий в Казани будьте осторожны с просмотром этого фильма — может триггернуть.
Остросоциальный кинематографический эксперимент автора «Умницы Уилла Хантинга», посвященный массовому убийству в школе «Колумбайн». В погожий весенний день Алекс и Эрик (Алекс Фрост и Эрик Дьюлен) — два старшеклассника, которые оказались в центре травли сверстников, — приходят на уроки с двумя большими сумками. Дальше действо будет разворачиваться нелинейно. Камера безразлично выхватывает разные аспекты школьных будней: занятия, спортивная тренировка, обед. Но закончится все кровью, криками, смертельной считалочкой.
В 2003 году «Слон» получил две пальмовые ветви в Каннах: за режиссуру Гаса Ван Сэнта и лучший фильм. Победа во второй номинации до сих пор кажется спорной — все же тогда в каннском конкурсе участвовал «Догвиль» Ларса фон Триера. Но личный триумф постановщика был вполне заслуженным. Ведь не всякий автор способен перестроить свой киноязык и удариться из конкретики в абстракцию. Поэтому вместо именитых артистов в кадре копошатся настоящие старшеклассники, а действие преимущественно состоит из их импровизаций. Даже странное на первый взгляд название отсылает к древнеиндийской притче о слепых и слоне, толковать которую можно как историю о невозможности познания истины. Поэтому Ван Сэнт лишь документирует реальность (насколько это возможно в игровом кино), показывая один и тот же день с кардинально разных точек зрения, но не пытается разрешить проблемы буллинга и подросткового насилия, ибо они рудиментарны и вряд ли искоренимы.
В середине 1920-х профессор психиатрии расследует деятельность культа Ктулху — исполинского морского чудовища, владыки миров, которое спит на дне Тихого океана. Пробуждение монстра станет началом апокалипсиса. За свою жизнь мужчина так и не добьется успеха, поэтому завещает все исследования внуку. В свою очередь тот решит поделиться трудами дедушки с миром. Если не знать, что фильм снят в 2005 году, можно подумать, будто этот винтажный хоррор — ровесник «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. Но режиссер Эндрю Леман, который, к слову, является членом Лавкрафтовского исторического общества, снял фильм на цифровую камеру, а затем стилизовал под немецкий экспрессионизм все тех же 1920-х годов. Леман даже придумал название этому методу — «мифоскоп». И это не просто красивый привет эпохе, а точный аудиовизуальный эквивалент хтони, которая творится в книгах Лавкрафта. Может показаться, что «Зов Ктулху» интересен лишь с точки зрения концепта, но в довесок это очень эффектное кино с формой повествования в духе раннего Нолана. Воспоминания, сны, записи в дневниках, пересказ чужого рассказа — каждая мелочь складывается в большое шизофреническое полотно. Но можно ли сохранить рассудок, рассуждая о безумии? Вопрос остается открытым.
Анимационный шедевр студии Pixar. Робот-мусорщик ВАЛЛ•И безуспешно пытается очистить Землю будущего от мусора. Люди давно улетели в космос, но без них планете куда лучше. Из пересохшей земли даже пробивается первое за сотни лет растение. По удивительному стечению обстоятельств вскоре за ростком из космоса прибывает белоснежный робот-девочка ЕВА, в которую ВАЛЛ•И моментально влюбляется.
Бесспорная гениальность Pixar в том, что непонятные даже для многих взрослых темы и высказывания аниматоры превращают в универсальные истории для всех возрастов. Например, о чувствах у роботов написаны сотни научных и художественных трудов, сняты «Бегущий по лезвию» и забытый, но гениальный «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга (который изначально планировал ставить Кубрик). Но никто никогда не думал, что на этот вопрос можно ответить и не впасть в метафизический дискурс, — а у «ВАЛЛ•И» получилось. Здесь отношения пикселей, которые, в свою очередь, претворяются механизмами, показаны настолько чувственно, что неоднократно оммажируемый Вуди Аллен с Дайаной Китон нервно курят на своем родном Манхэттене. Слоган мультфильма гласит: «Любовь — дело техники». И если вспомнить, что Марвин Минский — один из пионеров в области искусственного интеллекта — утверждал, будто любовь — это сбой, который влечет отказ аналитических систем, то отношение к «ВАЛЛ•И» можно описать лаконично: сбой системы.
Сверхэстетский триллер, который переоткрыл миру режиссерский талант Николаса Виндинга Рефна и сделал из Райана Гослинга настоящую суперзвезду. По сюжету безымянный главный герой, который работает каскадером в кино (и наемным водителем у грабителей), влипает в бандитскую разборку и пытается выпутаться из нее, попутно помогая начать новую жизнь очаровательной соседке (Кэри Маллиган) и ее малолетнему сыну. Главная прелесть «Драйва» в его ритме. Большую часть картины ни о каких гонках речи не идет. Это, к слову, послужило причиной смехотворного судебного иска. Жительница Мичигана думала, что будет смотреть вариацию «Форсажа», а получила полтора часа переглядок, молчания и разбитых молотком голов под диско-ритмы 1980-х. При этом «Драйв», очевидно, самый зрительский фильм Рефна, который или влюбит в его творческий метод, или отобьет к нему интерес навсегда.
Триумфатор «Оскара-2012», который обошел Стивена Спилберга, Терренса Малика и Вуди Аллена, оказался ностальгическим ретрофильмом о конце эпохи немого кино. Его звезда — белозубый плейбой с аккуратными усиками Джордж Валентин (Жан Дюжарден) влюбляется в улыбчивую статистку (Беренис Бежо). Но вскоре мужчина оказывается никому не нужен, а девушка становится звездой. Валентин пытается найти себе новое место в мире.
В начале прошлого десятилетия никто и не мог подумать, что режиссер бестолковых и позабытых комедий про агента 117 снимет фильм, который максимально точно передаст фактуру классического Голливуда. Дело даже не в стилизации. Мишель Хазанавичус использует подзабытые художественные приемы: например, важная информация подается через меняющиеся газетные заголовки, как в «Гражданине Кейне», да и основной посыл о том, что погоня за техническим совершенством убивает душу искусства, кажется без иронии пенсионерским. Но в остальном «Артист» настолько обаятельное кино, что сопротивляться его магии совершенно невозможно. В роли волшебника здесь невероятно пластичный Дюжарден, который без устали выбивает чечетку и играет бровями. Смотришь на него и понимаешь — слова тут действительно не нужны.