История скромной колхозницы Аси, полюбившей разгильдяя Степана. Документальная мелодрама Андрея Кончаловского.
Драма |
12+ |
Андрей Кончаловский |
1 января 1966 |
1 января 1966 |
1 час 39 минут |
Городской жених (Егорычев) предлагает колхозной поварихе Асе (Саввина) руку и сердце, а она предпочитает разбитного шофера (Сурин), хоть и чувствует, что это роковое увлечение оставит ее матерью-одиночкой.
Кончаловский впоследствии показал себя мастером на все руки — от элегий до голливудского экшена. Код этой универсальности заложен во второй (и лучшей) картине режиссера по сценарию Юрия Клепикова. Ее полное название само по себе шедевр: «История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была». Документальная мелодрама — сочетание почти немыслимое. Впервые в послевоенном советском кино возникают неотлакированные картины деревни, которые в отличие от жизнеподобных фактур 20-х годов не взывают к революционным преобразованиям. Поражает синхроном записанная, почти не отцензурированная речь колхозников, прошедших через фронт и ГУЛАГ. Но все это было бы маленькой радостью «полочного» кинематографа, если бы не бесподобная Ася в исполнении Ии Саввиной. Ничуть не похожая на породистых деревенских красавиц Мордюковой и Чурсиной, она брала не статью, а нежностью, не картинными страданиями, а настоящей жертвенностью. Ася — сестра Дурочки из «Андрея Рублева» (соавтором сценария которого был Кончаловский) и героинь Чуриковой. Спустя почти тридцать лет в сиквеле «Аси Клячиной» Чурикова и заменит Саввину — но чудо не повторится.
иногда большие фильмы лежат на полках по двадцать лет. почему этот фильм большой? потому что современный. до сих пор и всегда. он о том, как в любые времена где-то рядом гудят танки, в газетах пишут про НАТО, и здесь же люди возвращаются с войны, любят друг друга, рожают детей. это фильм о женщине и матери, которую никогда не поймут мужчины. и ещё этот фильм - талантливый. Кончаловский взял только трёх профессиональных актёров, остальные роли отдал обычным сельским жителям. И все справились. Людям не понадобилось профессиональное образование, чтобы рассказать правду. Они - настоящие, искренние, честные, не боятся камеры. Редкий случай, когда художественное кино становится документальным, когда искусство перетекает в жизнь. Ия Саввина не потерялась в этой настоящей среде и ни на секунду не актёрствует - она соль этой земли, её основа. "История..." - тот редкий случай, когда находится ответ на сложный вопрос - как избежать пафоса и ненужной поэзии, как при этом опоэтизировать обычную жизнь, незаметное сделать заметным. Жаль, что сегодня такой фильм никто не снимет.
Сейчас, наверное, этот фильм мало кому будет понятен, а тем более, близок, но на меня "История Аси Клячиной", конечно, произвела огромное впечатление; правда, смотрел ее я тоже далеко не в 66-м году, но хотя бы имея представление, о чем эта картина, и насколько смелой она была для того времени.
В первый раз она потрясла меня как документ эпохи, потому что художественная и документальная составляющая сочетаются в ней, создавая ни с чем не сравнимое ощущение, когда личная история преломляется в общей, и наоборот.
Пересмотрев недавно, я обнаружил, что это гениальный не только по замыслу, но и по исполнению художественный фильм. В первую очередь, по исполнению Ии Саввиной, безусловно, но и сам Кончаловский сделал все, что зависело от него, чтобы получился шедевр. И он получился.
Грустноватое кино о судьбе советской колхозницы, забеременевшей от шофёра, не признающего своё дитя. Параллельно ей делает безответное предложение успешный односельчанин, вернувшийся из города. Проблема выбора решается не головой и не сердцем - по-девически иррационально. Любителям "домашних родов" понравится эпизод в овраге под кустами.
Я думаю, не правильно считать "Историю Аси Клячиной" документом эпохи. Нет там эпохи, там есть люди - хорошие и обычные, со своими драмами и проблемами, с любовью, отказами, желанием, непониманием. И есть трогательный рассказ об Асе - тихой, уютной, мирной, мудрой. И весь фильм с таким же характером. Интересно смотреть на красивых людей, интересно слушать их монологи, переживать за них. Они как будто рядом, как будто не разделены временем длиной в полвека. Есть стра нное и привычное одновременно родство. Мне очень понравилось.
Об этом фильме одновременно просто рассказать, констатировав весомым - гениально! Это не лукавство, не выдуманная оценка. Именно так можно выразить впечатления и эмоции. С другой стороны - сложно. В простеньком, но пафосном "гениально" нет глубины, тонкости чувств, переживания и зрительского, и внутри фильма. Я если честно, вообще не знаю, в каких словах описывать впечатления от этого фильма. Он прекрасен.