В спектакле Алексея Аграновича артисты разных поколений — от Константина Райкина до Никиты Кукушкина — ищут и находят точки соприкосновения настоящего и прошлого, выявляют схожие черты современности и мира второй половины XX века. В центре постановки — книга стихов «Кинематограф», вышедшая в 1970 году и принесшая поэту Юрию Левитанскому широкую популярность. Место действия — некий видеоархив, в котором бобины с кинопленкой хранят яркие воспоминания.
В экзистенциальной повести Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных» писатель подходит к теме смерти с документальной точностью и дает детальное описание тех психологических процессов, которые происходят в душе человека, для которого приоткрылась завеса смерти. Как это, когда смерть перестает быть тайной, и между тобой и ею не остается ничего, кроме времени, неумолимо ведущего обратный отсчет? Внутренний мир человека, соприкоснувшегося со смертью, режиссер Иван Комаров вместе с молодыми артистами «Современника» рассматривают будто под микроскопом.
Визуальный поэт Дмитрий Крымов вдохновился «Анной Карениной» и сочинил «по отдаленным мотивам» великого романа спектакль. В постановке нет ни Левина, ни Кити, ни Стивы Облонского, а названа она именем сына Анны Аркадьевны Карениной, восьмилетнего мальчика Сережи. Помимо хрестоматийного романа Толстого в основу спектакля также легли «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана и специально для этой постановки написанны й Львом Рубинштейном текст «Вопросы».
Дмитрий Глуховский, автор бестселлера «Метро 2033», в 2017 году закончил роман «Текст». Это история про молодого человека, отсидевшего за подкинутые наркотики семь лет в тюрьме и после возвращения в Москву увидевшего совсем другой мир, в котором у каждого по смартфону. Найдя в соцсети негодяя из ФСКН, испортившего ему жизнь, герой начинает мстить. Максим Диденко вкладывает в руки артистов смартфоны со вклю ченными камерами, видео с которых тут же проецируется на разные плоскости на сцене. «Весь мир этого спектакля — это мир внутри телефона», — говорит режиссер.
Спектакль мастера экзистенциальных абсурдистских зрелищ Юрия Бутусова — по пьесе «Барабаны в ночи», циничному и прямолинейному высказыванию немецкого театрального реформатора о лицемерной природе гражданского пафоса и незыблемости закона «своя рубашка ближе к телу». Главные роли исполняют Александр Матросов, Александра Урсуляк и приглашенный из «Сатирикона» Тимофей Трибунцев.
Начало 1980-х. Семнадцатилетний Павел Непомилуев из закрытого города, пройдя череду испытаний, становится студентом знаменитого филфака МГУ. Путь в аудиторию лежит через колхозное поле, где во время традиционного выезда на картошку Павлу предстоит отстоять свои убеждения или навсегда распрощаться с мечтами об идеальном устройстве жизни вообще и советской действительности в частности. Но перемены ждут не только Павла. Их неумолимое, столь же пугающее, сколь и волнующее приближение чувствуют все: его однокурсники, преподаватели, вся огромная страна, внезапно сжавшаяся до размеров картофельного пол я.
В сказочной шекспировской комедии про античных афинян, одураченных лесными эльфами, блистает новое поколение «Мастерской Петра Фоменко» — и в этом суть. В спектакле, поставленном именитым учеником Фоменко Иваном Поповски (большим любителем всего воздушного и маньеристского), недавние выпускники впервые, кажется, поймали неповторимую интонацию ранних вещей поэтичного театра вроде легендарной «Двенадцатой ночи». Два акта феерического дурачества высшей пробы.