Выросший из короткометражки «Пассажир» (сценарий к которой написал Роман Волобуев, ее премьера прошла на «Кинотавре» в 2017 году) дебютный фильм Егора Абраменко, рассказывающий о советском космонавте Владимире Вешнякове (Петр Федоров), который благополучно возвращается с орбиты Земли и случайно привозит в своем теле пришельца. Незваного инопланетного гостя и Вешнякова тщательно скрывает государство в мрачном карантинном бункере, а разобраться в ситуации и, кроме того, установить контакт с инопланетянином поручают нейрофизиологу Татьяне Климовой (Оксана Акиньшина). За сценарий «Спутника», который, очевидно, подмигивает в сторону «Чужого», «Живого» и «Прибытия», отвечают уже Олег Маловичко («Метод», «Троцкий») и Андрей Золотарев («Лед», «Тренер», «Вторжение»). Из-за эпидемии коронавируса премьеру фильма перенесли сразу в онлайн-кинотеатры.
Триллер, Фантастика |
16+ |
Егор Абраменко |
23 апреля 2020 |
Русские «чужих» не бросают
В 1983 году два советских космонавта держат путь на Землю, предвкушая поход на концерт Аллы Пугачевой, когда в люк кто‑то стучит. Один космонавт приземляется уже мертвым, второй, Константин Вешняков (Петр Федоров), попадает на обнесенную колючей проволокой базу в степи, которая называется институтом; там вкрадчивый офицер (Федор Бондарчук) и нервный врач (Антон Васильев) в окружении автоматчиков изучают его состояние. Офицер вдобавок привозит из Москвы психиатра Татьяну (Оксана Акиньшина), которая своими смелыми методами настроила против себя косное медицинское сообщество. Выясняется, что Вешняков подхватил на орбите космического паразита.
Наверное, при Андропове высокопоставленный гэбэшник, которого играет Бондарчук, уже мог бы прикупить видеомагнитофон и достать фильм «Чужой» — и знакомство с ним несколько облегчило бы ему жизнь. Как облегчило оно жизнь настоящему Бондарчуку, одному из продюсеров «Спутника», и его соратникам — режиссеру-дебютанту Егору Абраменко (который, как принято на Западе, развил собственную короткометражку) и дуэту сценаристов, плодовитым Олегу Маловичко и Андрею Золотареву («Вторжение», «Притяжение», «Лед» и т. д.).
Отличия от «Чужого», его многочисленных респектабельных детей и совсем уж бесчисленных бедных родственников категории Б, на первый взгляд, косметические. Даже сам паразит выглядит неуловимо знакомо, как давно не виденный одноклассник. В общих чертах сразу понятно, что откуда вылезет и чем сердце успокоится.
Но фильм не был бы отечественным, а Маловичко с Золотаревым не были бы собой, если бы не добавили в сухой западный концепт русской слезинки. Линия про сына-космонавта, брошенного в ростовском детдоме, и тщательно намотанные на нее метафоры, рифмы и жизненные уроки — может быть, не лучшее решение для киношной аудитории, но для телевизионной — самое то (кто ж знал, что к премьере «Спутника» они сольются в симбионта, сидящего перед ноутбуком).
Действие почти целиком происходит на базе — то ли санаторий, то ли лаборатория, то ли колония, в этих коридорах поди пойми, — из‑за чего еще регулярно вспоминается недавняя «Проксима», где Ева Грин, правда, только собиралась отчалить в космос, и детская линия (тоже сентиментальная, но без мыльнооперного надрыва) шла в направлении не воссоединения, а расставания.
Хочется отметить художника по костюмам, построившего здесь какое‑то советское «Юникло»: лаконичный крой, функциональность, синенький, в тон финчеровской сине-оранжевой гамме фильма, бомбер Федорова, серый лонгслив, китель и ностальгический спортивный костюм Акиньшиной. Бондарчук ходит с волосами, зловеще зачесанными назад, в страшно элегантной гимнастерке с полковничьими погонами.
«Спутник» поставлен мастеровито и ровно — без озарений, но и без явных провалов, — что не отменяет некоторых его изъянов сценарного в основном характера. Диалоги — явно не самое сильное место Маловичко и Золотарева (или кого‑то одного из них). В фильме, который в основном состоит из разговоров, это создает проблемы. Сценаристы наверняка могут начертить (и наверняка чертили) красивые графики о том, кто из персонажей чего хочет в разные моменты истории, но на экране характеры выглядят сырыми, а поступки и решения — зачастую случайными.
В наименьшей степени это касается, впрочем, главной героини. Оксана Акиньшина вот уже почти 20 лет остается уникальной фигурой в российском кино. Есть, может, актрисы и получше, но нет ни одной, кого бы так любила камера. Кто в любых жанрах и декорациях выглядит так естественно, словно там родился, и при этом остается собой. И здесь Акиньшина — единственная, кто честно играет собственную роль, а не кириллическую лайт-версию голливудской. Роль, которую она, как всегда, тихонько сама придумала в обход сценария и в которой поэтому появилось что‑то настоящее вместо абсурдной Татьяны Юрьевны, сотканной из фантазий об Эми Адамс и Джоди Фостер. И именно в этом настоящем, угрожающе поблескивающем в акиньшинских глазах, а вовсе не в «Миллион, миллион алых роз» российский зритель, если повезет, действительно почувствует свое — не чужое.
Несколько дней назад состоялась онлайн премьера нового отечественного фантастического фильма «Спутник» режиссера-дебютанта Егора Абраменко. Из-за разразившейся пандемии коронавируса и быстро набирающих популярность у нас в стране различных стриминговых сервисов, сделанную для кинотеатров картину, решили показать на малых экран, порадовать всех вынужденных домоседов, а не переносить кинотеатральный релиз на светлое будущее.
После выхода трейлера, а теперь и уже после выхода непосредственно фильма, каждый мало-мальски уважающий себя критик для начала сравнивает «Спутник» с легендарным «Чужим» Ридли Скотта, ну а дальше упоминает и другие схожие по тематике фантастические ленты, в зависимости от своей вовлеченности в этот жанр. В данном случая, я считаю подобные сравнения, абсолютно ненужными и неуместными, по причине того, что космическая фантастика вообще похожа друг на друга, и «Спутник» не исключение. Но это не делает его хуже или лучше, а тема паразита, живущего в теле человека, поднималась в кинематографе задолго до «Чужого».
Итак, фильм. СССР. 1983 год. С орбиты возвращается спускаемый аппарат. Один космонавт погибает, второй, его зовут Константин Вешняков (Пётр Фёдоров), — привозит внутри себя пришельца-паразита. Его держат в закрытом военном институте в степях Казахстана, коим руководит полковник Семирадов (Фёдор Бондарчук). На помощь штатному доктору Ригелю (Антон Васильев), приглашают из Москвы талантливого нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина). Она должна выяснить, что же представляет собой этот пришелец и можно ли разделить его и космонавта.
«Спутник» с первых минут вовлекает зрителя в происходящее на экране. Картина сделана по всем законам жанра и выглядит очень ровно и мастеровито. Начиная от работы оператора и постановки кадра, до работы цветокорректора и художника постановщика. Приглушенные серовато-коричневатые цвета идеально вписываются в сюжетное повествование и создают идеальную атмосферу. А интрига и сюжетные повороты поддерживают в зрителе неослабевающий интерес на всем протяжении фильма.
«Спутник» не гигантский блокбастер, но и не совсем камерное кино, хотя тут все и держится лишь на вышеперечисленных четырех актерах (которые, надо сказать, хорошо играют), да на прекрасно нарисованном пришельце. Брутальный и харизматичный Фёдоров. Бондарчук, с зализанными назад белесыми волосами. Уверенная и красивая Акиньшина. И нервный Васильев. Каждый герой вполне реален и правдоподобен. Мотивация и характеры персонажей раскрыты и понятны. А еще в картине есть некая мощь и объем, которые создаются благодаря музыке, и какой-то настоящей, а не бутафорской живой массовке на заднем плане.
Кстати, если кто не знал, то слово «спутник» родом из русского языка, которое в далеком 57-ом году узнал каждый человек на земле, когда СССР вывел на орбиту земли первый космический аппарат Спутник 1. Но, наверное, не стоит искать в «Спутнике» второго дна и всевозможных подтекстов, не потому что их там нет, а потому что и без них фильм смотрится на ура. Картина и развлекает и интригует и честно говоря, поражает тем, как качественно она сделана. Фантастический триллер, ни дать, ни взять.
Это уродство я просмотрел через ощущение тошноты, но жена предложила досмотреть и, пришлось. Порадовало только одно, что был бесплатный просмотр по подписке. Это единственный плюс этого высера. Да, есть ещё один плюс хорошо нарисован организм. В трейлере была надпись "Наш ответ Чужому", это тоже самое что когда выпустили ёбтафон и медведев сказал "Apple напрягся".