Трагикомедия |
16+ |
Марко Феррери |
31 января 1964 |
1 час 32 минуты |
Скажите мне, это у итальянцев при рождении пальцы собраны в щепотку, чтоб удобнее было жестикулировать?..
Режиссер Марко Феррери нынче уже отошел от дел. Он очень высокого мнения о своих прежних работах, а поскольку не уверен, что способен поддерживать планку и дальше, так и занялся временно живописью, рисует вот.
Зато в рамках Московского Кинофестиваля можно было посмотреть его черно-белую "Женщину-обезьяну" 1963 года. Главный герой фильма, предпреимчивый Антонио из Неаполя из любого своего авантюрного начинания пытается выжать максимум прибыли. Ему не дают покоя мечты о красивой жизни, он искренне верит в себя и в свое право быть богатым и счастливым. Однако ему не по душе упорный труд изо дня в день, а потому Антонио придумывает аферу за аферой, желая немедленно озолотить самого себя. Не сумел он и пройти мимо Феномена, женщины, всё тело которой сплошь покрыто обезьяней шерстью. Ему мигом приходит в голову идея о том, как можно навариться на экзотическом атракционе. За счет собственных напора и обаяния Антонио пробивается сквозь её застенчивость и нерешительность и забирает с собой. Без кого-либо промедления он берет робкую уродку в оборот. Смотрите, вот он уже потащил её в зоопарк, гда заставил перенять повадки шимпанзе, а вот уже водит экскурсии к себе домой и за деньги показываает людям Феномен - дикое существо, наполовину женщина, а наполовину обезьяна, которое он привез из Африки. В коммерческом смысле он использует бедняжку на все лады. Доходит до того, что он так обидел её очередной своей меркантильной экспанадой, что она бежала от него в монастырь. Выманить её оттуда ему удается лишь обещанием жениться.
И чем дальше, тем интереснее. Как говорила в свое время Фаина Раневская, глупый мужчина плюс глупая женщина равно мать-героиня, умная женщина плюс глупый мужчина равно нормальная семья, умный мужчина плюс умная женщина - простой флирт. И всё вроде бы складно, но что будет, если вместо одной из переменных оказывается не женщина, а обезьяна?..
Случайно зашедший в одну тратторию Антонио Фокачча (Уго Тоньяцци) встречает там странную девушку Марию (Анни Жирардо), которая работает на кухне и никогда не покидает это здание. Дело в том, что у ней на теле растут волосы и не только на голове, а вообще везде – на руках, ногах, животе, спине и, конечно, на лице. В голову Антонио приходит замечательная идея поставить цирковой номер с ее участием. Пара любезных предложений, и вот она уже согласно на все. Единственным препятствием выходу на сцену является отсутствие денег у Фокачча, но оно компенсируется наличием денег у ее новой партнерши, и вот они уже собирают народ, представляя Марию в качестве пойманной в джунглях Африки женщину-обезьяну. Мария, тем временем, крепко влюбляется в Антонио и ждет от него предложения жениться, а когда не дожидается, берет дело в свои руки. И вот довольно рискованное в моральном отношении мероприятие превращается уже в нечто большее.
Придумать покрыть тело Анни Жирардо (когда она была еще молода и красива) волосами и сделать какой-то дурнушкой – мысль, конечно, довольно свежая и, прямо скажем, неожиданная. А вот использование Уго Тоньяцци в качестве этакого немного уставшего от всего прохиндея, который не так уж плох, как кажется – это уже трюк, в котором Марко Феррери уже набил к тому времени руку. Опять же, на месте и проецирование на все общество одного интересного случая, который в этот раз, что тоже необычно для Феррери, имеет под собой вполне реальный случай, датированный началом 19-го века, который произошел в Мексике и героиня которого умерла при родах своего ребенка, как и героиня Анни Жирардо, а ее муж-продюсер мумифицировал ее тело и показывал дальше, получая за представление деньги.
Фильм довольно показателен в том отношении, что он как, ни одна другая картина из раннего Феррери, насколько тонко использует режиссер какую-то идею для того, чтобы препарировать социальные болячки. И пусть именно в этом фильме какой-то конкретной проблемы не затрагивается, но тема эксплуатации человека человеком подана тут аккуратно, без явного морализаторства и занудных дидактических материалов. Феррери важней оставить фильм на территории развлекательного кино, позволить зрителю скорее смеяться, чем думать над какими-то пусть и важными вопросами. И зритель ему за это должен быть благодарен, ибо Феррери снял фильм очень непредсказуемо и разнообразно. Когда, казалось бы, приготовился к тому, что рассказ пойдет в одном направлении, он делает резкий поворот и устремляется в совсем другую сторону.