Трагикомедия |
Марко Феррери |
24 октября 1979 |
1 час 50 минут |
Главную роль играет Роберто Бениньи, известный итальянский комический актер. Вы, быть может, видели видели его в нескольких фильмах у Джима Джамруша, а ещё он здорово исполнил роль коварного прислужника Цезаря в "Астериксе и Обеликсе". Кстати, его героя в "Прошу убежища" тоже зовут Роберто, так что может этот лысеющий паяц играл самого себя, - что ж, не исключено, вышло то все очень бодро и убедительно.
Он воспитатель в детском садике. Дети и женщины его обажают. Он, впрочем, как-то не особенно чешется по этому вопросу, так что складывается впечатление, что его жизненное кредо: эмоциональная власть над всеми, сексуальная независимость ото всех. Ко всему на свете он имеет свой подход, отличающийся особенной простотой и оптимизмом. А как Роберто занимается воспитанием ввереных ему детей, это вовсе отдельная песня. Он больше естествоиспытатель, нежели педагог. Он то приведет в садик живого осла, чтобы маленькие спиногрызы поиграли с ним, то возьмёт да и вывезет их всех на завод, отправив без присмотра гулять в производственную зону.
Фильм вдовль смешной и трезвый. Юмор ненавязчивый, всепроникающий. Он и в отдельных кадрах, и в диалогах, и в гримассах. Всё к месту. Радужное кино, после просмотра которого обязательно задумываешься о том, как мы должны быть благодарны таким вот чудикам, как Роберто, которые не только сами мыслят смело и нешаблонно, но также и вдохновляют на это остальных. Без них наш мир был бы сродни лютеранскому приходу.
В то ли детский сад, то ли совсем младшие классы приходит новый воспитатель по имени Роберто (Роберто Бениньи), довольно странноватый тип, больше похожий на клоуна, чем на привычный образ педагога, однако именно такой персонаж как раз и влюбляет в себя всех детишек. Однако, его педагогические методы далеки от Макаренок и иже с ними, что несколько пугает его начальство. То он приведет своего друга начинающего клоуна, еще более странного и причудливого типа, то настоящего осла, то и вовсе отправится со всей оравой галдящей ребятни на завод, чтобы они посмотрели, как работают их родители, или на остров, чтобы не просто вернуться к истокам человеческой цивилизации, но и стать свидетелем зарождения новой жизни. Естественно, таким подходом могут быть довольны только дети, но не их родители и не те, кому они доверили своих чад, пока им самим некогда, и даже не представители власти, которые всегда были против странных особ в обществе, а уж когда они, даже пытаясь спасти больных детей, устраивают буффонаду прямо на улицах города - это и вовсе ни в какие, как говорится, ворота.
Фильм рассказывает примерно о том же, о чем и большинство картин Феррери этого периода, а именно о кризисе половой идентификации представителей мужского поколения. И, если герои Депардье в "Прощай самец" и "Последняя женщина" испытывают эмоциональный дискомфорт по поводу того, что не могут вырастить ребенка и находятся в плену собственных физиологических стремлений, то герой комика Бенинньи, который тут, к слову, со своим абсурдизмом вписался вполне органично, переживает комплекс невозможности родить ребенка, причем не только лично, о чем он заявляется своим воспитанникам буквально в начале фильма, но и чем-то помочь своей возлюбленной. И лишь только вернувшись в колыбель цивилизации, он находит тот покой и равновесие, к которому стремился.
Название фильма обыгрывает не только название того заведения, в котором работает герой Бенинньи, но и приводит к довольно парадоксальным выводам - Феррери в этот раз не стремится причесать весь мужской или женский пол под одну гребенку, даже наоборот - Роберто старается убежать, спрятаться от этих проблем, укрыться как можно дальше от осознания того, сколь мала роль мужчины в природе жизни как таковой. Мизогиния, страх перед браком, отвращение перед бытовыми обязательствами - все это неожиданно даже не уходит, а отступает в сторону для того, чтобы открыть довольно новые мотивы в творчестве режиссера, который в этот раз не просто обвиняет, мечтает и убивает, как он это делал на рубеже прошлого десятилетия, но и пытается найти выход, пусть и наивно и скорее теоретически - вернитесь в лоно природы, что нас всегда ждет, войдите в воду. И пусть дважды этого сделать нельзя, но некоторых спасет и единственное в нее погружение.