Трагикомедия |
Марко Феррери |
3 ноября 1960 |
1 час 25 минут |
Последний фильм непродолжительного испанского периода творчества Феррери, в течении которого самое главное, что он сделал, это подружился и стал работать (со своего самого первого фильма) с писателем и сценаристом Рафаэлем Аскона. Дон Ансельмо (Жозе Исберт) встречает на улице своего ровесника, который горделиво рассекает по городу на моторизированной инвалидной коляске, которую ему прописал доктор. Восхитившись удобством и крутостью техники, дон Ансельмо загорается идеей приобрести подобный аппарат и в собственное пользование, но тут же попадает под пресс сына и его жены, с которыми он вынужден жить, несмотря на то, что в прошлом работал в правительстве. Сын категорически против подобной недешевой блажи своего родителя и, как адвокат, имеет большое давление на тех, кто может подобную машину дону Ансельмо купить. Начинается настоящая война с криками, обвинениями и обидами, невероятно смешная и трогательная.
По выходу в прокат фильм провалился с оглушительным треском, но когда имя Марко Феррери начало греметь на международных фестивалях, пытливая публика, интересующаяся европейским авторским кино, фильм этот раскопала и к нашему времени он уже превратился в статус культового. В нем достаточно много той едкой сатиры и черного юмора, что сделает Феррери знаменитым режиссером. Есть тут и элементы абсурда, если вспомнить рассуждения доктора о том, как в 21-м веке ни у кого, кроме футболистов, не будет ног, так как пользоваться ими неудобно, или сцену с поеданием мальчиком лобстера. То есть по общему настроению это все напоминает смесь раннего колкого и острого Бунюэля и сильно разбавленного Феллини, с его молниеносными диалогами и искрами, что высекают друг из друга главные герои.
Дело в том, что дон Ансельмо действительно не нуждается в инвалидном кресле и с его ногами все в порядке, к его недовольству, а назначения, которые он получает от доктора, именно что получает, сделаны посредством знакомства с нужными людьми и взяток. Для дона Ансельмо инвалидная коляска – это символ, это фетиш, это одержимость, за которой скрывается множество мотивационных импульсов. Это и попытка быть как все, и противостояние своему сыну и всех, кто того поддерживает, и даже социальная критика – в то время, как богатый и обеспеченный старик пытается добиться коляски, которая ему вообще не нужна, те, кто в ней действительно нуждаются, вынуждены прозябать на костылях или вовсе валяясь на земле. Впрочем, пока Феррери не ставит акценты таким образом и в общих чертах – это вполне качественная, но мейнстримовая комедия того времени, которая нашла своего зрителя лишь десятилетия спустя.
Получилась именно трагикомедия, ибо темперамента испанцам занимать не надо, и соответственно люди нордического склада характера могут неоднократно улыбнуться, наблюдая за героями картины. Трагическая же составляющая, это тема одиночества и старости. Старикам как правило немного надо, и герой картины Дон Ансельмо со своей мечтой скорее исключение из правил. По большому счёту, как и вообще всем старым людям, недоставало ему прежде всего внимания. Фильм же не вышел каким-то особенным, и смотрится скорее ретро-картинкой о мадридцах.