Фильм

Фильм Вдали от рая

Far from Heaven, США, 2002
Вдали от рая – афиша
Предоставлено пользователем: Maria Buyanova
1/14

Мелодрама про среднестатистическую американскую семью

Картина режиссера Тодда Хэйнса о только на вид идеальной американской семье основана на мелодрамах Дугласа Сирка (любимого режиссера Фассбиндера и Альмодовара), снятых в конце 50-х годов. Не стилизация (хотя стиль выдержан идеально), а натуральная мелодрама 50-х, снятая не только о 50-х, но и из 50-х, как будто ничего после еще не было, с абсолютной открытостью, без всякой оценки или иронии.

Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Вдали от рая»

Осенью 1957 года листва в Хартфорде выдалась особенно желтой, а автомобили — особенно большими и обтекаемыми. Кэти (Мур) и Фрэнк (Куэйд) Уитакеры украсили свою жизнь новеньким телевизором и стали еще более идеальной американской семьей. Мистер и миссис «Магнатех». Лицо фирмы, лицо нации. Чтобы им быть, нужны платиновые кудри у миссис, атлетический торс у мистера, толстые обручальные кольца, дом с иголочки в пригороде, надежно отгороженном от внешнего мира, розовый «шевроле» под цвет шарфа, горы душевного здоровья и способность не уставать при произнесении слова «Fine». Конечно, этот глянцевый фасад слишком идеален, чтобы не оказаться фальшивкой. В реальности (которую мы благодаря мастерству режиссера редко видим, но часто чувствуем) любимое времяпрепровождение Фрэнка — зайти после работы в гей-бар, а Кэти так несчастлива, что позволяет себе влюбиться в чернокожего садовника. Удастся ли реальности разъесть глянец?

Следящие за карьерой режиссера Тодда Хэйнса знают, что в этом — центральный вопрос всего его творчества. В его фильмах, похожих на красивые пластмассовые цветы, всегда есть что-то искусственное, в его людях — что-то кукольное. Он и сам это чувствует, неслучайно его первый фильм «Суперстар» (1987) был разыгран актерским ансамблем куколок «Барби». Но та искусственность, что в «Спасенной» (1995) и «Бархатных приисках» (1997), отзывалась натянутостью, неестественностью и эмоциональной пустотой, в этом, пятом (и лучшем), фильме Хэйнса попадает в самую точку. В свою среду. Кукольный американский рай, пригород, кукольная красота Джулианны Мур, живущей в кукольном доме. Кукольный дом — это и есть 50-е, жестокая и невинная эпоха, загнавшая свой страх всего инородного глубоко в подсознание, за вылизанный фасад. Хэйнс (при помощи фантастически сработавших композитора Элмера Бернстайна, художницы по костюмам Сэнди Пауэлл, художника Марка Фридберга и оператора Эда Лахмана) досконально воспроизводит всю игрушечную красоту 50-х, все их невыносимо мягкие колористические гаммы персикового с кремовым, все футуристические извивы пригодной для космических путешествий мебели, все звуковые разливы с уходами в скрипичную тоску, все ритуалы, из которых скроена повседневность 50-х.

Известно (можно сказать, широко разрекламировано), что Хэйнс основывал свое произведение на конкретных источниках — мелодрамах Дугласа Сирка (любимого режиссера Фассбиндера и Альмодовара) «Имитация жизни» и «Все, что позволяют небеса». Все признаки классической американской мелодрамы конца 50-х, от названия и словарного запаса до движений камеры и эмоциональных акцентов, соблюдены идеально. Но «Вдали от рая» — не стилизация. Это И ЕСТЬ американская мелодрама 50-х. Она там снята. Потому что снята оттуда. Как будто ничего после еще не было, с полной уверенностью, что на дворе — листопад 1957-го, с абсолютной открытостью, без всякой оценки или иронии. Мы и в случае удачной стилизации сказали бы Хэйнсу спасибо. Но ему посчастливилось снять фильм не о кино, а о чувствах. И таким образом повернуть время вспять.

20 января 2003
7

Если не знать, в каком году снят фильм, можно подумать, что ему очень и очень много лет. И на самом деле, сюжет разворачивается в далеком 58 году...
Знаете что интересно, фильм можно описать как стандартный - мол, дискредитация чернокожих белыми. Но как-то язык не поворачивается.
Для меня, это фильм о том, какие порой забавные уроки нам преподносит жизнь. Вроде бы идеальная семья, много денег, репутация....но...но муж гомосексуалист, а соседи криво смотрят на тебя, потому что ты не считаешь чернокожих людьми второго сорта...

Не похоже ли это на нас - современных? Все кто не с нами - тот против? Узколобость, зашоренность, стереотипы - как в них тепло и уютно....

Фильм просто отличный, стилистика выдержана на 5, актерский состав - безупречен...

Очень рекомендую!

7 августа 2012
7

Кэти (Джулианна Мур), жена немолодого успешного бизнесмена Фрэнка Уитакера (Денис Куэйд) начинает понимать, что в их семейных отношениях что-то идет не так. Муж часто бывает раздражительным, да еще и к бутылки прикладываться стал, что приводит иногда к не самым приятным инцидентам. Оказывается все просто, ее муж – гомосексуалист. Она случайно застукала его в кабинете целующимся с каким-то мужчиной, да тот после это случая ничего скрывать и не старался. Параллельно с этим в их доме появляется чернокожий крепкий парень Рэймонд (Деннис Хесберт) с дочерью, сын их прежнего садовника, который оказывается очень приятным и общительным человеком. Кэти начинает постепенно к нему тянуть, вопреки косящимся вокруг людям и даже прямым разговорам. Довольно щекотливая ситуация на всех фронтах усугубляется бегающей по пятам за ней престарелой журналисткой с фотографом ради статьи об идеальной жене успешного человека. Но если идеальная жена успешного человека встречается с негром, а успешный человек – «гомосексуалист», то что ж это за общество такое? Да вот такое ужасное и жестокого, пораженное пороком до самых кончиков волос общество.

Еще одно высказывание Тодда Хейнса на гомосексуальную тематику на самом деле несет скорее социальный, чем сексуальный контекст и хорошо рассматривается в совокупности со второй важной проблемой фильма – проблемами межрасовых отношений, приводя к зрителя к интересному довольно выводу – быть гомосексуалистом не так страшно и позорно чем, допустим, негром. Довольно смелая со всех сторон попытка поговорить. Смелая не только потому, что гомосексуализм и межрасовые трения всегда были довольно скользкой темой, но и потому, что эти трения, и этот гомосексуализм были настолько «всегда» актуальными темами, что все это для белого гетеросексуалиста стало довольно избито и скучно.

На самом деле больший интерес вызывает стилистика режиссерской работы и то, как поставлен фильм, как он стилизован под технологии и приемы 50-х: тяжелые, неповоротливые камеры; медленный темп монтажа; декорации и костюмы того времени; излишне выразительная манера игры; неестественный цветовой тон чем-то напоминающий «Текниколор». Конечно, поклонники кинематографа того времени могут оказаться не очень довольны аутентичностью стилистики, но в этом весь Тодд Хэйнс. Как это было в отношении глэм-рока в фильме «Бархатная золотая жила» - режиссер не воспроизводит полностью и точно стиль и ауру того, о чем рассказывает, а создает такой, какой он ее представляет, не имея возможности в силу своего возраста быть полностью ей пропитанной.

А вот вторая претензия к фильму весьма для режиссера нова. Если раньше он явно не терялся и осторожностью тематик не отличался, а первый фильм Хейнса так и вовсе по разряду «скандальных» можно было бы пустить, если бы он был хоть немного более широко известен, чем есть на самом деле, то сейчас он почему решил поиграть в кошки-мышки. С одной стороны Фрэнк — гомосексуалист, а с другой — тема эта подана как семейная и социальная, никаких особо острых углов не затронуто. Отношения Кэти и Ричмонда весьма смелы для своего времени, но виновных Тодд Хейнс называть не собирается. Точнее — виновные все, а то есть, никто.

Подобные фильмы снимаются порой только ради того, чтобы удовлетворить требования американской киноакадемии, но рецепт этот очень опасный, так как чуть пережал — академики испугались и фильм пропустили, чуть не дожал — академики и вовсе фильм не заметили. Но даже если все пропорции соблюдены с аптечной точностью, есть вероятность того, что фильм попадет в оскаровские номинанты, но ничего серьезного не получают. Так получилось и в этот раз.

13 ноября 2011
7

Вдали от рая...

1957 год. Жена преуспевающего бизнесмена, Кэти, застает своего мужа Фрэнка в недвусмысленной ситуации: супруг изменяет ей с мужчиной. Кэти тоже дает волю своим чувствам и сближается с чернокожим садовником Рэймондом. Однако население маленького провинциального города, в котором они живут, считает, что это еще хуже, чем ориентация Фрэнка.
«Вдали от рая» (англ. Far from Heaven) — ретро-драма режиссёра и сценариста Тодда Хейнса, стилизованная под красочные послевоенные мелодрамы Дугласа Сирка («Имитация жизни», «Всё, что дозволено небесами»). Тодд Хейнс — американский независимый кинорежиссёр, сценарист и продюсер (сериал "Милдред Пирс", "Кэрол", "Тёмные воды"). Чувствуется масштаб замысла и постановки всей команды создателей, где Хейнс создаёт выверенную историю в духе писателей Капоте или Йейтса. Фильм исследует расовые, гендерные роли, сексуальную ориентацию и социальные классы Америки 1950-х годов.
Перед нами размеренное и медленное действо исследующее ("смакующее") "быт" американской жизни и эпохи. По-хорошему "старомодное кино", которое пытается спрятаться в этой "старомодности" (блестящая работа художников и костюмеров - одно из лучших что есть в фильме) и найти там "ответы" на важные вопросы. Один из эпизодов на выставке "современного искусства" демонстрирует это, когда Рэймонд говорит: "Современное искусство начинается там, где заканчивается религиозное".
И понятно, что больше фильм исследует человеческие желания и отношения. Муж и жена здесь пытаются "убежать" от "идиллии семейной жизни" в "поисках новых чувств и свободы".
Главную роль исполняет Джулианна Мур, удостоенная за эту актёрскую работу кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля, а также номинаций на премии «Оскар» и «Золотой глобус». У неё здесь глубокая, тонкая и изящная работа.
"В прошлые времена - люди были - другими" - скажут наверняка, многие сравнивая с современным поколением. Другими "до самых крайностей". "В тихом омуте - черти водятся" - данная история из этой темы. Самая тёмная ночь наступает перед рассветом. Рассветом новой жизни.

2 октября 2022
Все отзывы
Читайте также
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Кинопремьеры недели: «Непосредственно Каха. Другой фильм», «Беглец», «Быть Сальвадором Дали» и «Иллюзия побега»
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость