Итальянец Лука Гуаданьино («Большой всплеск») снял солнечное и совершенно ромеровское кино о лете первой любви. Это история про сто дней после детства, где вместо пионерского лагеря — отдых на вилле состоятельных родителей в Италии. В начале 1980-х семнадцатилетний Элио приезжает в Европу на каникулы, как это принято у обеспеченных семей в Штатах. Папа Элио — профессор в университете — привез с собой амбициозного ассистента Оливера (Арми Хаммер), красивого — как античный бог, особенно в декорациях итальянского поместья. Элио разрывается между интеллектуалом Оливером и земной подружкой детства, между одобрением родителей и ускользающей сексуальной идентичностью. Простое кино об обретении себя, кажется, сотканное из общих мест и подсмотренных ходов (в первую очередь в «Ускользающей красоте» и «Диком тростнике»), собирается в мастерское высказывание о взрослении и любви и смотрится на одном дыхании.
Мелодрама |
18+ |
Лука Гуаданьино |
22 января 2017 |
20 октября 2017 |
2 часа 10 минут |
"Просто это был ты, просто это был я...".
Я шла на этот фильм будучи латентным гомофобом, то есть и принимала геев и нет. Но ни на одном гетеросексуальном фильме у меня не текли такие искренние и настоящие слезы.
Очень сильный, честный, красивый и откровенный фильм. Фильм о мужестве принятия себя, о вере в жизнь и людей. Фильм о таких чувствах, после которых ты взрослеешь и уже никогда не будешь прежним. Фильм о зрелости, которая часто не имеет ничего общего со взрослостью, и главный герой это ещё раз подтверждает. И, конечно же, фильм о любви, абсолютной и чистой - к близким, друзьям, себе, к нему...
Фильм в России не выйдет в широкий прокат и думаю это правильно - не доросли мы пока, в большинстве своём, до таких встреч с самими собой...
Фильм очень интриговал, и я опять порадовалась, что сначала посмотрела его и только потом прочла книгу. Конечно, первоисточник и сложнее, и глубже, ведь последний раз по сюжету герои встречаются через 20 лет после судьбоносного, по крайней мере, для одного из них, лета в Италии, и оказывается, что один призывал другого и его именем, и своим собственным все эти годы, а тот - ничего не забыл, хотя и не отзывался.
Но фильм все же хорош) его можно пересмотреть уже после того, как прочитаешь книгу, потому что какие-то сюжетные повороты слегка непонятны. Я бы добавила закадровые комментарии Элио, чтобы показать скрытые движения душ и прогресс отношений между ним и Оливером, взаимный интерес, скрываемый героями и друг от друга, и от зрителя почти до конца. Прекрасно сыграна сцена прощания на маленьком вокзале... до слез. Но последние страниц 10 книги просто рвут сердце.
И все равно я не могу понять и никогда не понимала, как и ради чего люди отказываются от любви. Что им остается после этого, кроме тех самых дыр в душе, о которых говорит отец Элио?
Начало фильма, вроде как, ничего особенного не обещает: все обыденно. Дом, обстановка, если, само собой, для кого-то привычен просторный загородный дом с прислугой в Италии. Все повседневно: сын хозяев виллы со своей подружкой, приезд нового гостя. Что сразу бросается в глаза – нежность отношений в семье. Режиссер сразу ставит нам акценты, в какой семье воспитывался Элио, к какому типу отношений он привык. Это любовь родителей друг другу и к нему. Потом мы видим, что Элио любит и их кухарка Мафальда, и садовник тоже нежно к нему относится. Спокойствие обстановки подчеркивает даже звонок к обеду. Мафальда дает его не очень громко, мелодично, не стремясь досадить обитателям дома, а всего лишь спокойно их приглашая. Эти маленькие акценты вроде как не сильно важны, но именно они дорисовывают характеры членов семьи Перлманн и их окружения.
Элио хочет быть любезным с Оливером и с остальными людьми, которые потом появятся в сюжете, и это не насилие над собой. Это привычка! Он очень воспитанный мальчик, и это чувствуется во всем. Интеллектуальный, ибо любит читать, с музыкальным и художественным вкусом.
Далее следуют простые события: знакомство молодого мужчины с семьей и городком рядом, с окружающей молодежью во время игры в волейбол.
Интересно, с какого момента Элио что-то почувствовал к ассистенту отца по работе? Скорее всего, в книге есть точный ответ на этот вопрос. Но ее я точно не буду читать, хотя знаю, что чаще всего фильм является бледным отражением всего того, что хотел выразить автор книги. Но…есть одно, но очень весомое Но. Если при просмотре фильма меня просто душили слезы от переживаний за ГГ, то при чтении вообще будет сердечная болезнь. Это слишком тяжело для меня… (извините за это отступление!)
Лично мне кажется, что, уже подходя к столу вечером, когда гости приехали в дом, Элио ищет глазами Оливера, хотя и отзывается потом негативно по поводу его «Later”. Да, скорее всего, так оно и было, потому что после ужина Элио сидит задумчивый и не желает поначалу откликнуться на просьбу отца сыграть что-нибудь. А между тем мы узнаем, что он прекрасно играет на фортепьяно, на гитаре, транскрибирует музыку и между делом читает много-много книг. Поэтому мы видим перед собой не только воспитанного и нежного по отношению к семье юношу, но и развитого не по годам, причем очень чувственного. Да и что здесь удивительного: ведь он вырос в семье ученого. В ней говорят на английском, итальянском, французском, и мать читает им книги на немецком!
Интересно, что режиссер не акцентирует внимание на гостях, хотя их там достаточно собирается время от времени в гостиной. Таким образом, он желает сконцентрировать наше внимание только на образе Элио: его выражении лица, его поведении и его словах. И это ему удается, зрители погружены в мир мыслей и переживаний юноши, что просто мастерски сумел передать Тимоти Шаламэ.
Но как, как смог такой молодой, даже юный, актер показать глубины и силу чувства??!! У меня просто нет слов! Тимоти просто невероятен, особенно, в заключительных кадрах фильма. Здесь только кирпич останется безучастным…
И это не фильм о ЛГБТ! Нет, это фильм о любви: о нежной, сильной, чувственной, но не имеющей перспективы любви! Последнее во многом и определяет глубину страданий Элио. Во многих вью, которые я потом пересмотрела, Тимми и Арми говорили как раз, что именно такого эффекта они и ждут от фильма: каждый, кто посмотрит его, вспомнит свою первую любовь, те трепетные чувства, которые никому не дано забыть. Это и было в первую очередь тем, что и меня зацепило, да еще как! Я тоже вспоминала свои первые чувства, а они были у меня безответные. И те страдания, которыми постоянно было полно мое сердце, снова всплыли в моей памяти. И я лежала перед сном с полными слез глазами… А еще я рыдала от чувства безысходности и страшной тоски, что сила тех чувств неповторима, что то время ушло, и никогда не вернется… Именно поэтому так актуальны слова отца Элио, что надо любить, надо чувствовать, пока сердце откликается на чувство, пока лишь от одного прикосновения пробивает током и дрожью! В этом отношении посыл отца гениален для всех поколений, но для молодых сердец особенно. Ибо такое не повторится действительно НИКОГДА!!!
А меня вообще, пугает слово «никогда». В общем, мысли о бренности мира посещали меня регулярно с момента знакомства с ГГ. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, у меня на глазах слезы. Я и сейчас временами плачу, пересматривая фильм, хотя прошло уже достаточно времени с момента моего знакомства с ним.
Состояние тоски, начинающееся в тот момент, когда Элио говорит Оливеру, что нет хочет, чтобы тот уезжал, простирается в эффект полной опустошенности, когда Элио прощается с американцем на вокзале, понимая, что, скорее всего, он больше никогда не увидит Оливера. Это состояние души, которое так ярко сумел передать Тимоти, накрывает и зрителя с головой. Начиная с этого момента, невозможно смотреть фильм без слез. Это так сильно, так душераздирающе представлено в фильме, что просто хочется рыдать, биться о стенку головой от безысходности и отсутствия перспективы их отношений. Это мастерство режиссер Лука Г. заслуживает похвалы. А когда Элио сидит на диване во время того знаменитого разговора с отцом, то он кажется даже повзрослевшим после расставания с Оливером. Страдание наложило и здесь отпечаток. Даже эту маленькую черточку сумел показать режиссер.
И еще, о музыке в фильме… Это вообще отдельная тема. Она великолепна! Она так точно вписывается в сюжет, что можно крикнуть браво авторам фильма! Песни Суфьяна Стивенса я заслушала «до дыр»!
Я знаю, что в книге другой конец. Именно это и останавливает меня прочитать ее, ибо в фильме есть хотя бы надежда, что Элио очень юн и сможет найти себе кого-то, то в книге ведь проходят годы, а чувства остаются. И это снова грусть.
Я прочла кучу отзывов и рецензий о фильме и упивалась ими … Есть такие вещи, просто зачитаешься. Я бесконечно рада быть причастной к когорте тех, кого зацепил этот фильм! Неоспорим факт: фильм, вызывающий такую волну чувств, мыслей и ощущений, не может быть плохим…. Он точно явление в кинематографе!
Спасибо всем за любовь к фильму! Мне не с кем поделиться…
Фильм-огонь. Настолько страстный и настолько же невинный, как любая первая любовь. Арми Хаммер прекрасен как никогда ранее, и как актёр и как первый голливудский красавец. Глаз не оторвать, не влюбиться может разве что дерево. Кто говорит, что книга круче, наверно книгу и не читал. Фильм настолько бережно и точно, насколько это возможно, передаёт суть, стиль, атмосферу и настроение книги. Тимоти Шаламп тоже выше всяких похвал. Удивительно что оба актёра, как и писатель Зови меня своим именем, гетеросексуалы. Тем удивительнее перевоплощение Хаммера и Шаламе во влюблённых друг в друга мужчин.