Все развлечения Москвы
«Евро-Оскары-2018»: кому дали награды?
Европейская киноакадемия вручила свои награды. Главный приз достался мелодраме «Холодная война» Павла Павликовского, лучшей комедией была названа «Смерть Сталина», а открытием года — трансгендерная драма «Девочка» Лукаса Донта. Не обошли вниманием академики и «Лето»: фильм Кирилла Серебренникова получил премию за лучшую работу художника-постановщика. «Афиша» публикует список лауреатов.
Евгений Ткачёв, Алексей Филиппов, Алиса Таежная
17 декабря 2018

исторический, мелодрама, драма

Лучший фильм, лучшая актриса (Йоанна Кулиг), лучшая режиссура и лучший сценарий (Павел Павликовский), лучший монтаж (Ярослав Каминский)

1950-е, интеллигентный дирижер Виктор (Томаш Кот) собирает по польским деревням народные песни и исполнительниц. Среди голосистых дам он примечает простую девушку Зулу (Йоанна Кулиг), с которой у них закручивается запутанный роман, осложняемый политическими и эстетическими обстоятельствами. Выразительная и изящная мелодрама Павла Павликовского, прославившегося блестящей «Идой» («Оскар» за «Лучший иностранный фильм»), с одной стороны, сложена из стереотипов о мужском и женском, с другой — удачно вписывает незамысловатый сюжет в сложные исторические обстоятельства. В сумме получилось достаточно пронзительное кино про любовь во время идеологической чумы, которое заслуженно увезло из Канн приз за лучшую режиссуру.

биография, трагикомедия

Лучшая комедия

Британский комедиограф и гений политической сатиры Армандо Ианнуччи, у себя на родине известный по сериалу «Гуща событий» и фильму «В петле», а в Америке по ситкому «Вице-президент», снял трагикомический фарс про то, какая борьба за власть началась после смерти Иосифа Сталина (Эдриан МакЛоклин). В картине реальные события переплетаются с вымыслом, а первых лиц Советского Союза играет целая сборная звездных актеров: Стив Бушеми (Хрущев), Джейсон Айзекс (Жуков), Руперт Френд (сын Сталина, Василий), Джеффри Тэмбор (Маленков) и многие другие. При этом, несмотря на то что речь в ленте идет о советском генсеке, сам режиссер адресует ее нынешнему президенту США Дональду Трампу. Ну и конечно, Ианнуччи не скупится на черный юмор: едких шуточек в «Смерти Сталина» столько, что ее непременно захочется пересмотреть снова и снова.

драма

Открытие года

Пятнадцатилетняя Лара (Виктор Полстер) — девочка, запертая в теле мальчика и ожидающая операции, которая это недоразумение решит. Параллельно она ходит в танцевальную школу, много нервничает и ждет не дождется решающего дня. Драма бельгийского режиссера Лукаса Донта собрала россыпь наград на Каннском кинофестивале, в том числе за потрясающий перформанс Полстера. Вместе с тем это не жесткая драма о том, как общество не принимает чью-то инаковость, а, напротив, кино о том, как близость перемен изводит человека, принявшего самое важное решение в своей жизни. В сущности, это любой сюжет о взрослении, только Донт подал его максимально телесно.

биография, документальный

Лучший документальный фильм

Режиссер, сценарист, драматург, легенда скандинавского, да и всего мирового кинематографа отличался плодовитостью, как в семейной жизни, так и в работе. Фильм Яне Магнуссона берет за точку отсчета 1957 год, когда Ингмар Бергман снимает «Седьмую печать», «Земляничную поляну» и находится на пике своей формы. После он поставит еще несколько шедевров, а его работы растащат на цитаты. Что делало Бергмана великим? Об этом рассказывают близкие и соратники режиссера.

триллер, драма, криминальный

Лучший актер (Марчелло Фонте), лучшие костюмы, лучшая прическа и мейкап

В небольшом итальянском городке живет простой мужик Марчелло (Марчелло Фонте), который стрижет собак, да и просто всячески за ними ухаживает. Жизнь его несладка, но со всеми он умеет найти общий язык — даже с местным гопником Симоне (Эдоардо Пеше). Тот раз за разом втягивает Марчелло в криминальные схемы, но в какой-то момент маленькому любителю собак придется дать отпор. Умеренно известный итальянский режиссер Маттео Гарроне («Гоморра», «Страшные сказки») снял очередное кино о маленьком человеке и непротивлении злу, а также о том, на что способен самый милый гражданин, будучи загнанным в угол. Ничего нового, тем более на две награды Каннского кинофестиваля, он при этом не рассказал.

триллер, драма

Лучшая работа оператора (Мартин Оттербек)

Вероятно, один из самых захватывающих триллеров ближайшего года — история теракта Андерса Брейвика глазами потерпевших. Вместо паранойи террориста — топография террора, вместо взгляда в глаза монстру — взгляд в затылки убегающим жертвам. Саспенс-боевик о норвежских молодых ребятах, оказавшихся на поле битвы, не подозревая об этом, снят одним дублем. Многофигурная история рассказана через смертельный квест молодой девушки Кайи — мы не так много знаем о ней, кроме того, что у нее есть младшая сестра, в поисках которой Кайа и будет бегать под барабанную дробь выстрелов неизвестного человека. «Утёйа» — несложно устроенное кино о панике и инстинкте самосохранения, имеет куда больше отношения к зрительскому адреналину, чем к истории кино с большой буквы. Поппе спекулирует тревогой, а не зрительской сентиментальностью, чтобы воссоздать театр боевых действий, который в XXI веке добрался до идиллических скандинавских стран.

биография, драма, музыкальный

Лучшая работа художника-постановщика (Андрей Понкратов)

В Ленинграде 80-х годов работает рок-клуб, однако над ним все еще довлеет советский строй: слушать музыкантов можно, а вот приплясывать — только сидя. Бессменной звездой этой площадки является лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко (Роман Билык, он же Рома Зверь), который вместе со своей женой Натальей (Ирина Старшенбаум) однажды встречает на пляже русского корейца Виктора Цоя (Тео Ю). Это становится началом прекрасной дружбы, хоть и несколько осложненной отношениями втроем. Новый фильм сидящего под арестом Кирилла Серебренникова — это не дотошный байопик, не фильм-документ, а фильм-сон — летняя музыкальная фантазия, основанная на биографиях лидеров групп «Зоопарк» и «Кино». Серебренников конструирует вокруг этих культовых музыкантов, ставших заложниками мифов и легенд, еще один миф — свой. Однако последовательно разрушает его едкими выступлениями Скептика (Александр Кузнецов), который периодически ломает «четвертую стену», чтобы напомнить: такого не было, это просто фантазия. Однако этот носитель брехтовского «эффекта очуждения» нужен скорее не для того, чтобы подчеркнуть вымышленный характер повествования, а чтобы вместе со вставными музыкальными номерами (положенными на песни «Psycho Killer», «The Passenger», «Children of the Revolution», «Perfect Day») и хитрым финальным приемом, как в «Ла-Ла Ленде», рассказать трогательную, нежную и очень эстетскую (за счет элегантного ч/б) историю о том, что случилось — и чего не случалось в жизни главных героев.

биография, мелодрама

Лучшая работа композитора (Кристоф Кайзер, Юлиан Маас)

В 1981 году, незадолго до своей смерти, известная актриса Роми Шнайдер, звезда фильмов Анри-Жоржа Клузо, Клода Шаброля, Лукино Висконти и других великих режиссеров, дает откровенное интервью репортеру журнала Stern, находясь в наркологической клинике в Киброне. На экране образ актрисы воплотила Мари Боймер, сходство которой со Шнайдер не раз отмечалось. Сам же фильм больше всего похож на сеанс душевного эксгибиционизма в приглушенных черно-белых тонах.

триллер, фэнтези, мелодрама

Лучшие спецэффекты (Питер Хорт)

Тина (Ева Меландер) служит на скандинавской таможне, обладает необычной внешностью и неординарным умением — она способна учуять преступника по запаху. Женщина считает себя иной, но только до того момента, пока не встречает Воре (Ээро Милонофф), у которого такие же физиогномические особенности и таланты. Романтический хоррор из Швеции, поставленный этническим иранцем Али Аббаси («Шелли») по новелле Юна Айвиде Линдквиста — скандинавского Стивена Кинга. Фильм был на кинофестивале в Каннах и победил в программе «Особый взгляд» — и это не случайно: Аббаси снимает не чистый жанр, а метафорический манифест про всех, кто не похож на других.

мелодрама

Приз зрительских симпатий

Итальянец Лука Гуаданьино («Большой всплеск») снял солнечное и совершенно ромеровское кино о лете первой любви. Это история про сто дней после детства, где вместо пионерского лагеря — отдых на вилле состоятельных родителей в Италии. В начале 1980-х семнадцатилетний Элио приезжает в Европу на каникулы, как это принято у обеспеченных семей в Штатах. Папа Элио — профессор в университете — привез с собой амбициозного ассистента Оливера (Арми Хаммер), красивого — как античный бог, особенно в декорациях итальянского поместья. Элио разрывается между интеллектуалом Оливером и земной подружкой детства, между одобрением родителей и ускользающей сексуальной идентичностью. Простое кино об обретении себя, кажется, сотканное из общих мест и подсмотренных ходов (в первую очередь в «Ускользающей красоте» и «Диком тростнике»), собирается в мастерское высказывание о взрослении и любви и смотрится на одном дыхании.