После очередного преступления серийный убийца-душитель Чарлз Окли решает на время залечь на дно и уезжает в маленький городок к сестре. Его приезду особенно радуется его молоденькая племянница Чарли, для которой он — милый, добрый дядюшка.
Мистика, Триллер, Криминальный, Нуар |
16+ |
Альфред Хичкок |
12 января 1943 |
1 час 48 минут |
Чарли (Тереза Райт), скучающая в своем похожем на городок из «Синего бархата» провинциальном городе Санта Роза, решает написать телеграмму своему дяде (Джозефф Коттен), которого тоже зовут Чарли и который в это время по неочевидным причинам скрывается от двух преследующих его граждан. Однако, получив весточку от любимой племянницы, он решает посетить родственное семейство с дружественным визитом, прибыв в парах поезда и дымке сомнений. Чарли-младшая довольно быстро натыкается на тех самых преследователей, которые на самом деле оказываются, конечно же, детективами из полиции и преследуют ее дядю в подозрении совершения самых что ни на есть тяжких преступлений. Чарли задумывается не только о том, что мысль позвать в гости дядю была несколько опрометчива, но и тот факт, что дядя – человек милый, хороший и добрый также надлежит переосмыслению. А уж когда реальный облик кумира детства предстает перед ней в своем истинном обличии, события принимают совершенно новый и опасный оборот.
На самом деле подоплека картины находится глубже, чем обычная детективная или даже таинственная история, в которой до какого-то момента еще не ясно, кто же убийца и есть ли убийца вообще на самом деле. Нет, фильм ухитряется затронуть более глубинные темы, благодаря чему тематически и относится к классическим представителям фильмов-нуар не только из-за стилистической подачи материала. По большому счету, фильм о двойственности не только человеческой натуры, но и мира в целом. И фильм на использует на самых разных уровнях проблему «Джекилла и Хайда», а в некоторой степени, и Дориана Грэя, предъявляя зрителю как моральное двуличие главного подозреваемого, у которого, кстати, есть куча весьма логичных и понятных причин быть тем, кем он является, так и сомнение Чарли-племянницы. Да, «тень сомнения» тут означает не только сомнение по поводу дяди, но и нерешительность какую же сторону выбрать – добра или зла, сдать ли преступника властям или прислушаться к его веским доводам и попробовать понять родного дядю.
Вообще, по большому уж счету, имена у главных персонажей одинаковы, конечно же, не спроста. Они являются двумя сторонами одной медали. Хотела Чарли в начале фильма получить приключения – дядя ей обеспечил в полной мере. По большому счету эта идеальная и спокойная жизнь – лишь иллюзия, за которой скрываются действительно страшные вещи. Дэвид Линч, четыре десятилетия спустя на эту тему снимет несколько шедевров. А для Чарли убийство – это игра, опасность – это приключения, и лишь столкнувшись с реальностью, она понимает, что зло повсюду, не только в радиопостановках и сводках криминальной хроники из газет. Зло может быть прямо тут, за углом или в соседней комнате, в облике человека, которого она всю жизнь считала совершенством.
Во время съемки этой картины мама Альфреда Хичкока тяжело болела, но режиссер, в силу определенных обстоятельств, не мог приехать в Британию, чтобы ее навестить. Таким образом, не будучи особенно сентиментальным на людях человеком, автор трансформировал собственные переживания и боль в своем творчестве, придав картине «Тень сомнения» ряд узнаваемых деталей из биографии самого Хичкока. Маму в фильме зовут Эмма, равно как и маму режиссера, история с мотоциклетной аварией произошла и в детстве режиссера, Хичкок не любил водить машину, как отказывающийся в картине Джозефф. Энн читает в кадре «Айвенго» - с детства любимую книжку Альфреда. А фигура Херберта, сильно привязанного к собственной матери и одолеваемого тягой интереса ко всему, что связано с убийствами, не может не напоминать нам самого Альфреда Хичкока.
Вполне возможно, именно в результате этого фильм получился если и не самым известным в фильмографии режиссера, но одним из часто упоминаемых в качестве его лучших картин. И действительно, если отстраниться от глубины затронутых тем (ибо та поверхностная детективная история, которая укрывает все остальное в картине, конечно, проверки временем не прошла), то стилистическая подача картины просто безупречна – выверенные кадры, шикарное использование теней (просто в учебники для нуаровских режиссеров), съемка лиц – все это на высочайшем для Хичкока уровне. Однако, в свое время, картину несколько пожурили на официальном кинематографическом уровне. Досталось примерно за то же, за что и «Мальтийскому соколу» чуть раньше – фильм, снятые в военное время, ни капельки не затрагивает военную тематику. Но время показало, что оно было и к лучшему.