Как всякий уважающий себя английский писатель, Ричард Эшенден (Гилгуд) в свободное время работает на разведку. Он смущен возможностью умереть при выполнении очередного задания, но и в кошмарном сне не может вообразить, что станет убийцей невинного человека, по ошибке принятого за немецкого резидента в Швейцарии.
Мистика, Триллер, Комедия, Мелодрама, Трагикомедия, Драма, Ромком |
12+ |
Альфред Хичкок |
31 мая 1936 |
1 час 26 минут |
Как всякий уважающий себя английский писатель, Ричард Эшенден (Гилгуд) в свободное время работает на разведку. Он смущен возможностью умереть при выполнении очередного задания, но и в кошмарном сне не может вообразить, что станет убийцей невинного человека, по ошибке принятого за немецкого резидента в Швейцарии.
В «Секретном агенте» Хичкок в первый и последний раз рискнул встать «по ту сторону зеркала» — взглянуть на обычную свою интригу с точки зрения палача, а не жертвы. Зрители Хичкока привыкли сливаться с человеком преследуемым: щекочет нервы, но благополучный финал гарантирован. Теперь им пришлось — без предупреждения — оказаться в шкуре преследователя, респектабельного, рефлексирующего, безжалостного. А «не тот человек» тут, напротив, не герой, а статист; та самая логика, которая обычно помогает героям Хичкока восстановить нарушенное равновесие, приговаривает его к смерти лишь потому, что он подозрителен; а кто не подозрителен. О нем никогда не снимут «К северу через северо-запад». Он не умеет убегать. Логика сама по себе ничто, если на помощь невинным не придет чудо. «Секретный агент» — единственный фильм Хичкока, где чуда не происходит. Он говорил, что не снимает фильмы, а печет пироги; этот пирог он начинил полынью и желчью, да так, что, кажется, сам ужаснулся его вкусу.
Война идет не только на фронтах Европы, н и на территории европейских отелей, в один из которых на территории Швейцарии отправляется группа разведчиков под руководством Эдгара Броди (Джон Гилгуд), главной целью которых является уничтожение немецкого шпиона. В команде Броди есть также очаровательная Эльза (Мэдлин Кэрролл), приставленная к нему под видом жены, а также профессиональный убийца по кличке Генерал (Питер Лорре), которому и надлежит проделать всю грязную работу. На совести самого же Броди – поиск этого самого немецкого агента, которого они довольно быстро видят в образе немецкого туриста, отдыхающего тут со своей женой и песиком. Подружившись с ним, они отправляются в горы, чтобы убрать его под видом несчастного происшествия. Но нужный ли выбран человек? А что, если за обликом немецкого туриста скрывается... немецкий турист?
Несколько необычная для Хичкока история, поставленная по произведениям Сомерсета Моэма. Точней, оттуда взята вся шпионская начинка фильма и, дабы покрыть как можно более широкую целевую аудиторию, внедрена романтическая линия из пьесы Кэмпбелла Диксона, которая, впрочем, тоже написана по мотивам творчества Моэма.
Необычна эта история потому, что зачастую для автора характерна более иная завязка – в таинственную историю попадает совершенно чужой человек и он с удовольствием (в большинстве случаев потому, что на кону стоит его жизнь) пытается в ней разобраться. Тогда как в центре развития событий «Секретного агента» стоит профессионал, который совершенно не испытывает никаких положительных чувств по поводу собственного задания – убить человека, пусть даже и не своими руками, это надо быть редкостным монстром, а Броди таковым не является. Кроме того, в этом фильме не появляется в качестве камэо сам режиссер, что тоже очень редкое явление для всего творчества в целом.